Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Леонович Михаил Тарасович

Выпускник 1929 года
Инструктор-лётчик 2-й ВШЛ с ноября 1929 по декабрь 1931
.

.
Леонович Михаил Тарасович родился 10 декабря 1907 года г. Либава Курляндской губернии Росссийской империи (в 1920 году переименован в Лиепая, ныне город республиканского значения Латвийской Республики) в семье рабочего. По национальности русский. Член ВКП(б) с 1929 года. Женат.
В 1923 г. окончил 7 классов школы. Работал мукомолом, столяром.
.
В рядах РККА с июля 1927 года.
С 11.07.1927 - курсант Военно-теоретической школы лётчиков РККА в г. Ленинграде. По окончании школы 05.07.1928 переведён во 2-ю военную школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске для обучения практическим полётам.
10.11.1929 окончил 2-ю ВШЛ и оствлен в ней инструктором-лётчиком.
В дальнейшем проходил службу в частях ВВС: с 25.12.1931 - командир звена, с 13.07.1933 - командир отряда, а с 13.04.1936 - командир эскадрильи.
В 1936 году присвоено воинское звание капитан.
С 12.05.1938 - помощник командира авиачасти по лётной подготовке.
Уволен из рядов Красной Армии с 15.10.1938 и находился в запасе.
14.02.1939 вновь призван в ряды Красной Армии.
С 27.02.1939 назначен на должность инструктора-лётчика, а с 29.11.1939 — командир 3-й эскадрильи Военно-морского авиационного училища им. С.А. Леваневского.
В 1939 году присвоено воинское звание майор.
С 24.12.1940 - командир 1-й эскадрильи 13 иап ВВС Краснознамённого Балтийского флота.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 13 иап 10-й авиационной бригады ВВС Краснознамённого Балтийского флота.
20.07.1941 в паре совместно с Николаеым в районе Турку сбил два самолета ФД–21. Летал на И-16.
.
 
Самолёт И-16
.
По донесениям о безвозвратных потерях пропал без вести 29.09.1941 при перелете в непогоду с Ханко на Эзель (Сааремаа).
По уточнённым данным командир 1-й эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка 10-й авиационной бригады ВВС КБФ с 22.09.1941 возглавлял группу из 9 самолётов И-153 и И-16 (из состава 1-й и 4-й эскадрилий), направленных с острова Ханко на помощь защитникам острова Эзель.
24.09.1941 на его самолёте И-16 (бортовой номер «35», заводской номер «1721279») вышло из строя пушечное вооружение. Неполадку невозможно было устранить на Эзеле, нужно было возвращаться на Ханко. Майор Леонович взлетел с аэродрома Маатсе (полуостров Сворбе), при возвращении на аэродром Тяктом (полуостров Ханко) из-за отказа навигационных приборов потерял ориентировку и в районе Сомеро покинул самолёт с парашютом. После вынужденной посадки в Финляндии он был пленён местной "самообороной" (был задержан финским патрулем) 27.09.1941.
.
.
А так как на момент задержания он был без каких-либо знаков различия на военной форме одежды, то не был признан военнопленным. Находился в финском плену.
08.10.1941 доставлен в 58 военный госпиталь г. Каннус губернии Вааса (Финляндия), в отделение для советских военнопленных (номер заключенного 2281/X-976).
Был осуждён как диверсант и расстрелян 20.11.1941. Похоронен на старом кладбище г. Каннус силами военнопленных.
Увековечен в печатной Книге Памяти Калининградской области том 21 Морской.
Имя увековечено на Мемориале Борки, возведёном в память о морских авиаторах Балтийского флота, сражавшихся и погибших во время Великой Отечественной войны при защите Ленинграда (пос. Лебяжье, Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области).
.
.
Награждён орденом Ленина (16.12.1941, посмертно).
.
Жена Леонович Евгения Матвеевна.
***
.
Протокол допроса
из Книги — Фролов Д.Д. «Советско-финский плен (1939-1944). По обе стороны колючей проволоки»
.
В моём распоряжении имеется протокол допроса майора Леоновича Михаила Тарасовича, командира 1-й эскадрильи 13-го авиаполка, написанный им лично на тетрадных листах в клетку за несколько дней до расстрела. 21 сентября 1941 года он получил приказ отправиться с самолетами своей эскадрильи на о. Эзель в распоряжение группы полковника Кудрявцева, которая выполняла задачи по прикрытию острова от налетов немецкой авиации. Два дня спустя, 24 сентября, Леоновича отправили на п-ов Ханко за инструментами для ремонта самолетного вооружения. Над Финским заливом у пилота отказали навигационные приборы, и он потерял ориентацию. Горючее было на исходе, и летчик выбросился с парашютом над финской территорией.
«Место приземления я не знал. Времени было около 9 часов вечера. После приземления я вынул из карманов два блокнота и письмо, адресованное капитану Ильину на Ханко, и, собрав парашют, пошел в лес… Шел я лесом на гору и, достигнув скалы, остановился отдохнуть. И вспомнились мне слова политического начальства, что сдаваться в плен — это подвергать себя всем пыткам: выколют глаза, выдернут ногти, обрежут уши, нос и т. п., да особенно если попадется большой начальник, да и любой командир. Вспомнил все это и решил снять и спрятать свой китель (темно-синего сукна, на обоих рукавах по три золотых нашивки с просветом между ними, на левой стороне груди — парашютный значок), так и сделал. Снял китель и спрятал в 4–5 м от скалы. Сам же пошел дальше».
Тут стоит прерваться и отметить, что, сняв знаки различия военнослужащего РККА, Леонович поставил себя в очень плохое положение. При захвате финны приняли его за шпиона, а участь шпионов в военное время печальна. В большинстве случаев их ждал расстрел.
«Селения и озера я обходил. Питался ягодами, и у меня в кармане была плитка шоколада. Так я шел 25 и 26 сентября. 26 сентября я почувствовал себя нездоровым. Был сильный жар, и я решил пойти дорогой… Отдохнув немного вечером в лесу, я вышел на дорогу и шел все время по ней, никуда не сворачивая, пока меня не задержали в 2 часа ночи 27 сентября. Цель у меня была пройти в Россию, никаких других мыслей у меня в голове не было. После задержания, когда я немного поправился, не осознав, что у меня нет никаких доказательств, что я военный и именно тот, за кого я себя выдаю, я стал вести себя вызывающе, чем еще более усугубил свое положение и в чем сейчас чрезвычайно раскаиваюсь. И надеюсь, что мое это признание и доказательства, которые устанавливают, что я действительно майор Леонович, подтвердят это».
Однако финские власти поступили в высшей степени негуманно. Имея на руках все доказательства того, что майор Леонович является военнослужащим Красной Армии, его расстреляли в ноябре 1941 года. Впрочем, это вызвало серьезные нарекания со стороны военных, которых не поставили в известность. Последние надеялись получить от пленного майора ценные сведения о состоянии советской авиации на Ханко.
***
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Изначальную информацию предоставил Мясников Юрий Александрович
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору