Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шишкин Василий Иванович

Выпускник 1936 года
Герой Советского Союза Дата указа: 27.03.1942 (медаль № 842)
 
13.02.1914-22.11.1992
Родился 13 февраля 1914 года в селе Белое Далматовского района Курганской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
В родном селе окончил школу и некоторое время работал в колхозе, а потом уехал в город Свердловск.

В 1931 году по путевке Свердловского обкома ВЛКСМ направлен на учебу в Пермскую военную школу авиационных техников, по окончании которой работал авиатехником. Учебу продолжил в военной школе летчиков в городе Борисоглебске. С 1936 года до начала Великой Отечественной войны служил в Киевской авиабригаде.

Как один из лучших лётчиков авиабригады выполнял фигуры высшего пилотажа при съемках фильмов «Истребители» и «Валерий Чкалов», где Василий Шишкин вел свой самолет И-15 за известного советского летчика Георгия Байдукова.

На фронте с первого дня войны. Уже в июле 1941 года фронтовая газета "Красная Армия" в статье "Штурмовой атакой" рассказала читателям, как эскадрилья капитана Шишкина разбомбила большую вражескую автоколонну и склады с горючим и боеприпасами. Но не всегда боевое счастье было на стороне отважного летчика. Глубокой осенью 1941 года в бою под Киевом его самолет был подбит, а сам он ранен в ноги и живот. Пришлось садиться на вражеской территории. Но боевые товарищи не оставили его в беде. Эскадрилья, охраняя его, кружила над местом вынужденной посадки, а командир звена Куприянчик приземлился рядом и под самым носом врага сумел забрать и вывезти своего командира. Отказавшись от госпитализации, Василий Шишкин уже через несколько дней повел своих товарищей на очередную штурмовку.
 
3-я эскадрилья 43-го ИАП. Бровары, Сентябрь 1941 года.
Слева направо: Л. Полянских, Д. Панов, В. Шишкин, А. Романов, А. Швец, П. Киктенко, М. Бубнов.  

30 января 1942 года командир 43-го истребительного авиаполка представляет его к званию Героя Советского Союза. В наградном листе говорится, что за время войны эскадрилья Шишкина уничтожила в боевых вылетах на штурмовку до 3500 немецких солдат и офицеров, около 300 автомашин с боеприпасами и живой силой противника, 13 батарей полевой и зенитной артиллерии, 3 склада с боеприпасами, 3 переправы через Днепр и много другой вражеской военной техники. На счету командира к этому времени было более 200 боевых вылетов и 12 сбитых вражеских самолетов.

Оценивая его заслуги, Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 27 марта 1942 года удостоил Василия Ивановича Шишкина высокого звания Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 842).

Летом 1942 В.И. Шишкин во время боев за Сталинград назначен командиром полка.

В ноябре 1942 г. ему был вручен самолет, построенные на средства собранные колхозниками Саратовской области. На этом самолете Шишкин летал до конца 1943 года и сбил 12 вражеских самолетов. Участвовал в Курском сражении, воевал на 1-м Белорусском фронте. В конце войны его самолет был отправлен в Саратовский музей. Вместе с прославленным асом росла и слава авиационного полка, которым он командовал. За успешные боевые действия по освобождению Украины он стал гвардейским, удостоен наименования "Харьковский", награжден орденом Красного Знамени.
К концу войны на счету командира 55 гв. ИАП Василия Ивановича Шишкина было 520 боевых вылетов и 30 сбитых вражеских самолетов.

После войны Шишкин продолжил службу в Советской Армии. 10 лет летал на реактивных истребителях.
В 1950 году окончил Высшие офицерские летно-технические курсы.
С 1956 года полковник Шишкин ушел в запас. Жил и работал в Киеве.
Умер 22 ноября 1992 года. Похоронен в Киеве на Городском кладбище "Берковцы".

За героизм, проявленный на фронтах Великой Отечественной войны, отважный летчик награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, многими медалями.

В городе Далматово именем Героя названа улица.
*************************
Его нашли совершенно случайно - при разборке склада во дворе областного музея краеведения. Киль от самолёта Як-1. Раритетная запчасть истребителя хранилась там десятки лет. Это был первый в СССР именной самолёт, купленный на частные средства и подаренный фронту во время Великой Отечественной войны. Саратовские колхозники лично вручили самолёт Герою Советского Союза Василию Шишкину.

Подарить фронту самолёт саратовские крестьяне из колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района (ныне село Усть-Курдюм Саратовского района) решили на общем собрании в октябре 1942 года. Близилась годовщина Октябрьской революции, и после долгого обсуждения они пришли к выводу, что лучшего подарка для Красной Армии не придумать. На следующий день после собрания в госбанк было сдано 170 тысяч рублей личных сбережений тружеников.

"Подарок" заказали на Саратовском авиационном заводе. В Стране Советов это была "первая ласточка". До сих пор никто из частных лиц именных самолётов фронту не дарил.

В первых числах ноября 1942 года на завод приехал первый секретарь Саратовского обкома партии П. Т. Комаров с группой колхозников из колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района во главе с председателем Павлом Лиханиным. Пройдясь по цехам и пообщавшись с рабочими, они наконец-то определились с выбором. Истребитель выбирали тщательно. При решении вопроса, кому именно передать боевую машину, помог директор Саратовского авиационного завода И. С. Левин, который познакомился с лётчиком В. И. Шишкиным во время своей поездки на фронт, а надпись сделали по желанию покупателей.

Для приёмки самолёта прибыл командир 291-го истребительного полка Герой Советского Союза В. И. Шишкин.

Василий Иванович не был нашим земляком, - рассказала корреспонденту "Репортёра" заведующая отделом истории края Людмила Войтенко. - Он родился в Курганской области. К 1942 году он совершил порядка 130 боевых вылетов, и в феврале ему было присвоено звание Героя. Это был один из лучших советских лётчиков того времени. О том, что у него будет именной самолёт, Василий Иванович узнал, получив от начальства телеграмму. 1 ноября 1942 года Шишкин приехал в Саратов принимать подарок. Он сел в самолёт, сделал круг над заводом. Приземлился и сказал, какие недостатки надо устранить.

Самолёт ещё не был окрашен. На фюзеляже красовалась одна надпись: "Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области". Василий Иванович попросил её изменить и вместо "Сталинскому соколу" написали "Герою Советского Союза".

В то время самолёты красили обычно в зелёный цвет. Шишкин решил эту традицию нарушить. Як-1 покрасили в серебристый. На носу нарисовали красную стрелу. После того как самолёт полностью привели в порядок, Майор В. Шишкин сел в кабину и улетел. Напоследок он сделал несколько кругов над "Сигналом революции" и сбросил им вымпел.

Развернув его, внутри колхозники нашли записку от Шишкина. На двух тетрадных листочках - послание от лётчика. На первом:
"Привет т. Лиханину! Т. Уранову! Т. Гаранину! Т. Глухову! Т. Рязанцеву!
Извините, что не смог пилотировать дальше, погода была плохая. Большое вам спасибо за самолёт, очень хороший самолёт. Видите, как летает хорошо. Ещё раз спасибо за всё. Я никогда Вас не забуду. Вы мои родные колхозники. Поздравляю Вас всех с праздником 25-м Октября. Целую всех. Ваш лётчик Василий Шишкин".

На втором листочке - продолжение:
"До свидания, дорогие товарищи колхозники! Я улетаю сейчас на фронт. Ваш В. Шишкин".

И ниже, похоже, совсем неофициальное и чисто личное:

"Спасибо за трубку. Она у меня в самолёте. Спасибо за гостинцы и за всё! Привет Синицкой Ане и всем девушкам. Вася".

Эту записку колхозники хранили как зеницу ока. Наскоро написанная простым карандашом на тетрадном листке, она была им дорога. Потому что Василий Иванович писал искренне и от сердца.

После окончания Борисоглебской авиационной школы лётчиков, Василий Шишкин служил в строевых частях ВВС. В июне 1941 года был лётчиком 43-го ИАП, базировавшегося в Киевском особом военном округе. В 1942 году, сменив потрёпанные И-16 на новенькие Як-1, полк перебазировался на Южный фронт. В августе того же года был переброшен уже на Юго - Западный фронт.

Утром 23 августа 1941 года 5 И-153 из состава 43-го ИАП (36-я ИАД, ПВО Киева), возглавляемая командиром эскадрильи капитаном В. И. Шишкиным, нанесла бомбовый удар по мосту через Днепр в районе Окуниново. Мощный зенитный огонь не мог заставить советских лётчиков уйти от переправы до тех пор, пока ведущий не убедился в том, что задание выполнено успешно. Фугаски, сброшенные с небольшой высоты, попали точно в мост... 

В начале 1942 года Василий Шишкин был произведён в Капитаны и назначен командиром эскадрильи. К февралю выполнил 126 боевых вылетов, из них примерно половину - на штурмовку живой силы и техники противника. Летом получил звание майора, воевал под Сталинградом. Затем был направлен в состав 512-го ИАП, где командовал эскадрильей.

Осенью 1942 года майор В. И. Шишкин был назначен командиром 291-го ИАП, выведенного с фронта в тыл на переформирование. Там он и получил новый самолёт Як-1 (заводской № 34104), который был подарен ему колхозом "Сигнал революции".

В. И. Шишкин в кабине Як-1, 1942 год.
На митинге В. И. Шишкин заверил колхозных делегатов, коллектив завода, что не пожалеет сил и, если потребуется, жизни для победы над врагом. Так на Сталинградском фронте в ноябре 1942 года появился первый именной самолёт (орфография надписи на фотоснимке, приведённом выше, относится к её более позднему варианту).

Именной "Як" попал в надёжные руки. На нём Шишкин участвовал в двух переломных битвах войны. Из Саратова Василий Иванович отправился под Сталинград, где произвёл 55 боевых вылетов, сбил 3 самолёта противника, уничтожил штурмовкой на земле 5 фашистских самолётов.

В мае 1943 года Шишкин сражался на Орловско-Курском направлении, участвовал в легендарной Курской битве. Здесь на его счету 15 боевых вылетов, 2 сбитых вражеских самолёта лично и 5 самолётов в группе.

Шишкин очень хвалил "саратовский" самолёт. В статье, опубликованной 7 января 1945 года в газете "Коммунист", Василий Иванович писал:

"После приёма на заводе дарственного самолёта я его опробовал в воздухе. Мне было дано разрешение пилотировать над колхозом "Сигнал революции". Отпилотировав над селом, я сбросил вымпел, после чего улетел на фронт. С половины ноября 1942 года я начал летать на этом самолёте под Сталинградом, где за всю операцию произвёл 55 боевых вылетов, во время которых сбил в воздушных боях 3 самолёта противника, а на земле уничтожил 31 автомашину, 45 повозок, свыше 70 солдат и офицеров.

В мае 1943 года я на самолёте ворошиловцев вместе с полком был направлен на Орловско-Курское направление, где с 25 мая по 10 июля произвёл 15 боевых вылетов.

Особенно знаменателен вылет 6 июля 1943 года, под Орлом в районе Поныри, где я патрулировал над линией фронта с группой из 12 истребителей Як-1. Вместе со своим напарником майором Петровым я оторвался от своей группы и встретился с группой самолётов противника, состоявшей из 20 истребителей и 30 бомбардировщиков. Мы завязали с ними бой. Мне запомнилось, как лёгко было драться на вертикалях с ФВ-190 - дарёный самолёт был облегчённый, и в бою я имел преимущество в высоте.

Вместе со своим ведомым мы сбили в этом бою 5 самолётов, из которых 2 "Фокке-Вульф 190" сбил я лично. Самолёт за свою боевую работу не имел ни одной пулевой пробоины или повреждения от осколков снаряда. После выполнения задания я нередко производил несколько фигур высшего пилотажа над линией фронта, после чего проходил бреющим полётом, показывая надпись на самолёте своим войскам. Самолёт хорошо знали на фронте, лётчики считали честью участвовать с ним в одном задании.

После Орловской операции мне было приказано сдать самолёт, так как нашему полку дана была материальная часть другой системы. Жалко было расставаться с подарком, но надо было выполнять приказ. Дальнейшего пути самолёта я не знаю. Знаю только, что он был в полку гвардии майора Моторного, а потом в полку гвардии майора Макарова".

Летом 1944 года сотрудники областного музея краеведения обратились с просьбой передать им легендарную машину. Под новый год, 31 декабря 1944 года, самолёт Василия Шишкина прибыл в Саратов из Бреста. Его боевой путь закончился.

Для него планировали построить отдельный павильон, даже разработали план. Но потом - Победа, послевоенное восстановление. Самолёт так и остался невостребованным. Залезшие в сарай грабители растащили Як-1 по частям. Разграбили кабину пилота, сняли аппаратуру. 25 ноября 1955 года самолёт списали и сняли с учёта фондов музея.

Сейчас киль самолёта выставлен в экспозиции музея. С одной стороны на нём нарисована красная звезда, с другой - золотая. Её нарисовали уже в военной части, где служил Шишкин. Герой должен был летать под золотыми звёздами.


Почин колхоза "Сигнал революции" быстро распространился по городам и селам области. На завод прибывали делегации из колхозов, совхозов, всех районов этой и соседних областей, представители заводов, фабрик, учебных заведений, театров, институтов, учреждений. Коллектив Саратовского подшипникового завода внёс в Государственный банк на постройку самолётов 909 тысяч рублей, научные работники Института земледелия Юго-Востока - 500 тысяч, артисты оперного театра имени Н. Г. Чернышевского - 815 тысяч. Трудящиеся Хвалынского района приобрели 17 самолётов, Аткарского - внесли в Госбанк на строительство самолётов 4 миллиона рублей, Баландинского - 4,2 миллиона, Балаковского - 6,5 миллиона, Ершовского - 5,2 миллиона. Пугачевского - 6,5 миллиона рублей. Коллектив завода собрал средства на строительство эскадрильи боевых самолётов. Всего же на средства саратовцев было приобретено 1520 самолётов и большое количество другой боевой техники.

В декабре 1942 года майор В. И. Шишкин был назначен командиром 581-го истребительного авиаполка, которым командовал до конца войны.

В июне 1944 года Василий Шишкин был повышен в звании - стал подполковником и командиром теперь уже 55-го гвардейского истребительного авиационного полка (ранее именовался 581-м ИАП).

С утра 24 июня, после ночной авиационной и двухчасовой артиллерийской подготовки, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта начали наступление, первый этап которого получил название Бобруйской операции. Несмотря на неблагоприятную в этот день погоду, преобладающее большинство лётчиков показали высокое лётное мастерство и стремление добиться победы иад ненавистным врагом.

28 июня лётчики 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии тремя группами по 12 самолётов штурмовали автоколонну противника на дороге Березино - Червень. Эту задачу отлично выполнили группы 55-го гвардейского ИАП под командованием Героя Советского Союза гвардии подполковника В. И. Шишкина и гвардии капитана А. Д. Кучерявого. Пушечно-пулемётным огнём они разгромили колонну, полностью дезорганизовав отход вражеских войск.

Так же умело В. И. Шишкин руководил действиями полка и в заключительные недели войны. Всего он произвёл 541 успешный боевой вылет и, проведя 178 воздушных боёв, уничтожил 15 вражеских самолётов лично и 16 - в группе с товарищами. (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 16 групповых побед.)

После войны Василий Иванович продолжал служить в ВВС. В 1956 году вышел в отставку в звании полковника. Затем жил в Киеве. Умер 22.11.1992
 
Карта сайта Написать Администратору