Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Рязанов Алексей Константинович

Выпускник 1939 года
Дважды Герой Советского Союза Даты указов: 1. 24.08.1943 (медаль № 1143); 2. 18.08.1945 (медаль № 79)
Генерал-майор авиации (1970)
.
Родился 27 февраля 1920 году в селе Большая Кочетовка Токаревского района Тамбовской области в крестьянской семье. По национальности русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В Красной Армии с 1939 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
.
В годы Великой Отечественной войны А.К. Рязанов сражался на Юго-Западном, Центральном, Брянском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, 2-м Прибалтийском фронтах. Был командиром эскадрильи, а затем помощником командира авиационного полка. Совершил около 550-и боевых вылетов, провёл более чем 100 воздушных боев, сбил лично 32 самолета противника и 16 в группе.
.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 4-го истребительного авиаполка майору Алексею Константиновичу Рязанову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года.
.
Второй медали "Золотая Звезда" заместитель командира 4-го истребительного авиаполка майор А.К. Рязанов удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года.
.
По окончании войны прославленный воздушный ас окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (1950 год), а затем Академию Генерального штаба (1958 год). С 1950 года работал в штабе Московского Военного Округа, затем в штабе ВВС и Войск ПВО страны. С 1959 года на ответственной работе в войсках, с 1962 года в штабе Войск ПВО страны. С 1970 года генерал-майор авиации. Заслуженный военный летчик СССР. С августа 1975 года Алексей Константинович Рязанов - находился в запасе. Жил в Москве. Умер 1 августа 1992 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
.
Награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, медалями.
.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Рязанова А.К. установлен в посёлке Токаревка Тамбовской области.
**.*
.
ВОЗДУШНЫЙ БОЕЦ
.
Самолёт с фашистской свастикой на плоскостях и фюзеляже летел над советской землей. Летел открыто, не таясь, даже не пытаясь маскироваться.
.
Это было 22 июня 1941 года.
.
"Хеншель-126" держал курс на восток. Однако на полпути между государственной границей Советского Союза, и столицей Украины самолет со свастикой был атакован краснозвездным истребителем. Короткая схватка - и от "Хеншеля-126" осталась на земле только груда полуобгоревших обломков...
.
Сбил этот фашистский самолёт в памятное июньское воскресенье 1941 года лётчик-истребитель Алексей Рязанов. Через несколько дней от его метких очередей нашёл свою гибель второй фашистский самолёт - на этот раз тяжелый бомбардировщик "Хейнкель-111".
.
Список боевых побед А.К. Рязанова, впоследствии одного из прославленных летчиков Военно-Воздушных Сил СССР, был открыт.
.
Алексею Рязанову тогда едва перевалило за двадцать, он ещё не был умудрён боевым опытом. Его жизненный путь, собственно, ничем не отличался от жизни миллионов других советских юношей.
.
Учился в советской школе. Страстно мечтал быть похожим на героев гражданской войны, подвиги которых звучали уже как легенда. Завидовал тем, кто строил Комсомольск, Магнитку, возводил Днепрогэс, штурмовал Северный полюс, совершал дальние беспосадочные перелёты. Юношеское стремление к романтике привело его в авиацию. Окончил училище, стал военным лётчиком. В строевой части упорно овладевал мастерством истребителя. Жизненный путь только начинался.
.
И вот война... Трудно было нашей армии в ту пору. Враг рвался вперёд, стремясь использовать свои временные преимущества. Чтобы помочь наземным войскам сдержать этот свирепый натиск, советское командование бросало в бой все имевшиеся в наличии самолёты. На каждого лётчика, который был тогда в строю, приходилась предельная нагрузка.
.
Пока авиационный полк, в котором служил Алексей Рязанов, вёл боевые действия на Украине, на счету лётчика числилось уже четыре сбитых вражеских самолета.
.
Прошел первый год Великой Отечественной войны. Дважды орденоносец капитан Рязанов был назначен командиром эскадрильи истребительного авиационного полка. Теперь на его плечи легла ответственность за целый боевой коллектив, за его воспитание и обучение.
.
Год непрерывных ожесточенных боёв явился огромной школой боевого мастерства. Воюя с врагом, Рязанов настойчиво учился, не переставал совершенствовать свои знания и навыки. Повышать уровень культуры воздушного боя - этот принцип был положен молодым командиром в основу работы с лётным составом. Он разбирал с лётчиками каждый проведённый бой, характерные приемы и методы врага, свои удачи и неудачи. В соответствии с этим намечались планы действия на будущее.
.
Бесспорной заслугой командира эскадрильи стало то, что он приучал каждого летчика подразделения использовать в воздухе радио.
Сейчас невозможно себе представить, чтобы летчик мог отправиться в полет и выполнять задание без комплекса радио- и радиолокационной аппаратуры. Но в 1942 году дело обстояло несколько иначе. Хотя радио к тому времени уже непоколебимо утвердилось в авиации, еще не все лётчики, особенно в истребительной авиации, применяли его.
Объясняется это просто. В состав лётного экипажа бомбардировщика, как известно, входит несколько человек. Например, пилот всецело поглощён управлением, то есть пилотирует самолёт в воздухе. А для того чтобы полёт происходил точно в заданном направлении, на борту самолёта есть штурман, который прокладывает нужный курс на карте, делает необходимые навигационные измерения и расчёты, непрерывно контролирует, где летит самолёт, сколько ему осталось до цели и т.д. Воздушный стрелок-радист поддерживает по радио связь с землёй, в случае же нападения на самолёт отражает атаки огнём пулемёта или пушки, которые имеются в его распоряжении. Таким образом, каждый из членов экипажа выполняет определённую часть общих обязанностей.
В отличие от этого на самолёте-истребителе функции всех членов экипажа совмещены в одном лице. В полёте лётчику, естественно, нежелательна какая-либо дополнительная нагрузка, тем более, если она не кажется крайне нужной. Поэтому некоторые истребители относились с известным предубеждением к сложной радиоаппаратуре на самолёте. В силу привычки считалось, что радио вовсе не обязательно в полёте. Как и всегда, новое завоёвывало право на жизнь в борьбе со старым.
Пока на самолёте не было радиооборудования, истребитель, поднявшись в воздух, действовал, полагаясь всецело на свои собственные возможности. Он в буквальном смысле слова оставался "один в бескрайнем небе". Если же летела группа, тогда ею управлял командир - ведущий. Но как? В его распоряжении для этого было несколько команд, которые он мог передать заранее обусловленными движениями самолёта, например покачиваниями с крыла на крыло, пикированием в сторону цели и т. п.
Чтобы привести тактику воздушного боя в соответствие с боевыми возможностями авиационной техники, нужно было решительно покончить с существовавшей недооценкой радио для управления самолётами в воздухе. На смену традиционной и, пожалуй, основной для того времени команде: "Делай, как я!" - следовало быстрее внедрять радио с его огромными возможностями чёткого и непрерывного управления.
Капитан А.К. Рязанов немало сделал в этом отношении в своей эскадрилье. В то же время он считал делом первейшей важности для себя, как командира, не снимать полностью с вооружения испытанную в авиации команду: "Делай, как я!" - ведь в широком смысле она означает, что командир - это образец для подчиненных всегда и везде.
.
Командир авиационного подразделения - это ведущий в полном смысле слова. На земле, перед боями, он возглавляет учёбу своих лётчиков, организует систематические тренировки, периодически вылетает с каждым из них в отдельности. Ему подчинены многие специалисты самых различных профессий и квалификации. Командир эскадрильи направляет усилия каждого из них и всего подразделения в целом на образцовое решение боевых задач. В полёте же он лично возглавляет свою группу и, как правило, первым устремляется в атаку на врага. Если, к примеру, командиры стрелкового батальона или артиллерийского дивизиона руководят действиями своих подразделений, находясь на командном или наблюдательном пункте, и им незачем в бою выполнять функции, допустим, автоматчика пулемётчика, номеров орудийных расчетов, то командир эскадрильи поставлен в иные условия. Управляя подразделением, он находится в едином с ним строю, ведёт бой теми же средствами, тем же оружием, что и его лётчики. Он - ведущий, все остальные - его ведомые. Нужно ли говорить, что в такой обстановке сила личного примера возрастает стократно.
Вполне естественно стремление каждого летчика научиться также чётко и непринужденно управлять своим самолётом, подчинять его своей воле, уметь быстро и неожиданно для противника осуществить маневр в бою, как это делает его командир; он стремится быть таким же смелым и находчивым, таким же выносливым и зорким, как его командир; он хочет разить врагов так же метко и беспощадно, как его командир. Всё это делает непреложным законом существующее правило: командир во всём должен быть на голову выше подчиненных.
Именно таким командиром был для своих лётчиков Алексей Константинович Рязанов. Прежде всего, он сам неустанно учился на опыте ветеранов-однополчан, таких, как командир эскадрильи капитан А.Г. Карманов, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Теперь у него, Алексея Рязанова, училась, его личному примеру следовали новые воздушные бойцы. Одним из них был И.Н. Степаненко, с начала 1942 года ставший его ведомым. Под руководством Рязанова Степаненко провёл первый воздушный бой на Брянском фронте 12 июня 1942 года, а спустя еще три дня одержал и первую свою победу, сбив "Юнкерс".
.
Обучая и воспитывая подчинённых, Алексей Константинович увеличивал и свой личный боевой счёт, 12 июля 1942 года восемь наших истребителей прикрывали действия наземных войск в районе Землянска на Брянском фронте. Навстречу им летели 24 бомбардировщика Ю-87 в сопровождении восьми "мессершмиттов". Группа советских авиаторов смело вступила в неравный бой с превосходящими силами противника, не дав ему сбросить бомбы на боевые порядки наземных войск. В итоге боя было уничтожено семь вражеских машин. Капитан Рязанов в этом бою лично сбил вражеский бомбардировщик. А всего на протяжении только одной недели в трёх воздушных боях, проведённых им после назначения командиром эскадрильи, Рязанов уничтожил три фашистских самолёта.
.
Вскоре командование перебросило полк, в который входила эскадрилья Рязанова, на другой участок советско-германского фронта, ставший решающим в ту тяжёлую для нашей Родины пору лета и осени 1942 года. Здесь, в междуречье Волги и Дона, воздушные бои носили невиданный по своему напряжению характер. Каждый вылет - это воздушный бой, причем, как правило, с превосходящими силами противника. 21 августа шесть истребителей, ведомых капитаном Рязановым, прикрывали группу своих штурмовиков. При подходе к объекту группу атаковали восемь МЕ-109. Истребители отбили эту атаку, уничтожив два "Мессершмитта". Одного из них сбил Рязанов. Наши штурмовики потерь не имели.
В другой вылет А.К. Рязанову довелось скрестить оружие уже не с "Мессершмиттами", повадки которых он успел основательно изучить, а с их итальянскими "коллегами" - "Макки-200". И снова одержана победа. В итоге этого боя на личном счету Рязанова помимо самолётов всех типов собственно немецкого производства появился итальянский истребитель. И так день за днём, от вылета к вылету выковывались, шлифовались великолепные качества несгибаемого воздушного бойца.
.
Весна 1943 года началась ожесточёнными воздушными сражениями в небе Кубани. Советская авиация боролась за безраздельное господство в воздухе.
Ряд лётчиков-новаторов, в их числе и А.К. Рязанов, вносили свой вклад в разнообразный арсенал тактических приемов и способов, из которых складывается наука побеждать. Поиск, сближение с противником, атака, выход из боя, преследование - все эти элементы воздушного боя отличались в исполнении новаторов тактической зрелостью, глубиной замысла, технической отточенностью. Росло число побед, которые были следствием их высокого профессионального мастерства и культуры воздушного боя.
С этой точки зрения показателен бой, проведенный четырьмя нашими истребителями против четырёх МЕ-109 в районе станицы Абинская. Умело используя тактико-технические данные истребителя ЯК-1, наши лётчики сумели навязать противнику наименее выгодные для него условия. В итоге этой схватки враг потерял три из четырёх машин непосредственно над районом боя, а четвёртая ушла за линию фронта подбитой. Два самолёта сбил в этом бою Рязанов.
На другой день Рязанов повёл на задание шестёрку "Яков". Вновь завязался ожесточённый воздушный бой, в результате которого противник потерял четыре истребителя. Капитан Рязанов продолжал преследование пятого до аэродрома около Анапы, уже в тылу врага. Обстановка резко усложнилась. В районе аэродрома лётчик обнаружил шесть немецких бомбардировщиков. К ним на помощь взлетела большая группа истребителей.
Быстро оценив положение, Рязанов понял, что теперь он сам оказался в положении преследуемого. В таких условиях лучшая оборона - наступление. И лётчик вступил в неравный бой. С дистанции 50 метров с первой очереди он зажёг один из ведомых бомбардировщиков. Взлетевшие "Мессеры", в свою очередь, обрушились на дерзкий истребитель.
Находясь в центре вражеских самолётов, Рязанов отбивал одну за другой непрерывные вражеские атаки, стремясь во что бы то ни стало приблизиться к линии фронта. И это ему удалось! Больше того, он сбил одного из наседавших врагов. Однако уже над линией фронта его израненный самолёт потерял управление и перешёл в отвесное пике. Теперь все возможности для продолжения боя были полностью исчерпаны. Лётчик выбросился из неуправляемой машины и приземлился в горах, на самой линии соприкосновения наших наземных войск с противником. Друзья-пехотинцы помогли Рязанову добраться до своих траншей, а затем доставили на аэродром.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе 1943 года А.К. Рязанову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он произвел 407 боевых вылетов, лично сбил в воздушных боях 19 самолётов противника и 16 - в группе. И этот победный счёт героя неизменно продолжал увеличиваться!
.
Начав 22 июня 1941 года нелёгкий солдатский путь от государственной границы - реки Прут - и пройдя через Сталинград, Брянщину, Прибалтику, славный воздушный боец великой армии дошел до границ Восточной Пруссии. 509 раз поднимался он на выполнение боевых заданий. Это было и прикрытие наземных войск, и патрулирование, и разведка, и сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, и полёты на перехват воздушного противника и на штурмовку его войск, и блокирование аэродромов, и "свободная охота".
.
26 января 1945 года Рязанов провёл свой 97-й воздушный бой. Это произошло южнее города Салдус в Прибалтике. 13 наших ЯК-9 барражировали над полем боя, обеспечивая боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков. Они встретились с 20 гитлеровскими "Фокке-Вульфами". В бою советские лётчики уничтожили 10 самолётов врага, а сами не потеряли ни одного. Майор Рязанов лично сбил один фашистский истребитель - 31-й на его боевом счету. В этом бою лётчик был ранен. В третий раз за время войны пролил А.К. Рязанов свою кровь. На этот раз ранение оказалось тяжёлым. Тем не менее он не оставил боевую машину, подбитую зенитками, и сумел посадить её на своей территории.
.
Победа была уже близка. И хотя Рязанов не мог в те дни подняться в воздух, он шёл навстречу ей вместе со своей частью, в которой вырос до заместителя командира полка.
.
За беспримерный героизм и мужество в боях с врагами Алексей Константинович Рязанов был вторично представлен к званию Героя Советского Союза. Командир соединения, характеризуя Рязанова, написал на этом представлении: "Лучший лётчик соединения, бесстрашный воздушный боец".
А. Киселев
Источники:
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
Люди бессмертного подвига. Москва "ПЛ" т.2 1975 г.
Начальная информация предоставлена Михайловым Д.В.
Карта сайта Написать Администратору