Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Киреев Алексей Иванович

Выпускник 1933 года
Герой Советского Союза (15.05.1946)

.
КИРЕЕВ Алексей Иванович (1908-1957), Герой Советского Союза (с 15 мая 1946 года) из числа воспитанников системы отечественного МВД, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, полковник запаса.
.
Родился 8 марта 1908 года в селе Алексеевка Алексеевского сельского поселения Москаленского района Омской области. По национальности русский. Из семьи железнодорожного рабочего. Член ВКП(б)-КПСС с 1930 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: окончил школу-семилетку;
- военное: 1) в 1930 году – некую пограничную школу войск ОГПУ; в 1932 году – 1-ю (Ново-Петергофскую) школу пограничной охраны и войск ОГПУ; и 3) в 1933 году – 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР.
К осени 1929 года – рабочий-железнодорожник в кузбасском городе Мариинске.
В армию призван в октябре 1929 года с направлением в дислоцировавшуюся в Забайкалье часть войск пограничной охраны ОГПУ и практически сразу – в горниле боёв военного конфликта на КВЖД, где был дважды ранен «при уничтожении бандитизма».
В 1930-1933 гг. – сначала курсант, а с производством в июле 1931 года в краскомы – слушатель ряда военных школ.
В 1933-1939 гг. – в Харьковском авиагарнизоне как представитель лётно-подъёмного состава сначала, как надо полагать 7-го отдельного авиационного отряда пограничной и внутренней охраны ОГПУ-НКВД, а с апреля 1935 года – авиационного отделения 2-й (Харьковской) военной школы пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского (с 1937 года – в статусе военного училища): последовательно – лётчик, старший лётчик и командир звена. При этом в 1936 году в качестве первичного удостоился военного (в современной терминологии – воинское) звания лейтенант.
В 1939 году в связи с сокращением численности пограничной авиации передан на лётную работу в ВВС Красной Армии, где был назначен лётчиком-инструктором в одну из военных школ пилотов, при этом к лету 1941 года – уже старший лейтенант по воинскому званию.
.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 7 февраля 1942 года, при этом до марта 1943 года – командир 1-й эскадрильи вооружённого самолётами У-2 708-го легкобомбардировочного полка и по состоянию на первую половину апреля 1942 года – по-прежнему старший лейтенант по воинскому званию.
11 апреля 1942 года командованием озвученной выше в/ч представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Ст. лейтенант т. Киреев за период пребывания в 708 ап [правильно – 798 лбап] показал себя политически грамотным, преданным делу партии Ленина-Сталина и соц. Родине, дисциплинированным командиром, требовательным к себе и подчинённым.
Летает на самолётах У-2, Р-5 и И-4; общий налёт днём – 1800 часов и около 200 часов – ночью.
Эскадрилья, которой командует т. Киреев, сделала 96 боевых вылетов, из них 23 ночью.
Тов. Киреев за время пребывания на фронте произвёл 13 боевых вылетов, из них 3 ночью.
2 апреля, будучи командированным для выполнения приказания командующего ВВС КФ [Калининского фронта] во главе звена по организации снятия с [места] вынужденной посадки самолёта СБ, севшего с бомбовой нагрузкой без горючего и сжатого воздуха в тылу у противника, организовал чёткую переброску в ночное время 420 кг горючего, баллона с сжатым воздухом и экипажа самолёта, для чего добыл тару под бензин и лично облетел ряд прифронтовых аэродромов; руководя работой звена, в ложных ночных условиях доставлявшего перечисленный груз через линию фронта к самолёту СБ. задание было выполнение, за что командующий ВВС 4 армии объявил благодарность всему составу звена: самолёт СБ вылетел с [места] вынужденной посадки, поддержал наступательные действия партизан, отбомбился и вернулся на свою базу.
Во время выполнения задания один из самолётов У-2 при посадке на свой аэродром ночью снёс шасси и поломал лопасти винта. Тов. Киреев с исключительной энергией организовал ремонт самолёта, который закончил в течение 2-х дней, благодаря чему, с-т [самолёт] продолжал выполнять боевые задания.
По приказанию командующего ВВС КФ представляю т. Киреева к правительственной [правильно – государственной] награде – ордену «Красная Звезда» [правильно – ордену Красной Звезды]»
. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 193, лл. 258 и 258об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Калининского фронта за № 0249 от 17 июля 1942 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 193, л. 253.
В связи с расформированием в марте 1943 года 708-го легкобомбардировочного авиационного полка был отправлен переучиваться на пилота самолёта-штурмовика Ил-2, после чего с 4 июня 1943 года – штурман 235-го штурмового авиационного (впоследствии – Проскуровский) полка 264-й штурмовой авиационной (впоследствии – Киевская Краснознамённая) дивизии, при этом:
- с 9 июля 1943 года – вновь в составе действующей армии;
- к октябрю 1943 года – уже майор по воинскому званию.
.
2 октября 1943 года комполка-235 майором В.Н. Коряковым представлен к награждению орденом Красного Знамени: «На Воронежском фронте произвёл 9 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. Уничтожил: танков – 5, автомашин – 17, оружий – 3, складов с горючим – 2, одну водную переправу, до 52-х солдат и офицеров.
Летая ведущим группы 6-и-12-и самолётов, всегда точно выводит своих ведомых на цель, точно поражая её. Своим хладнокровием в бою, умением руководить группой является примером для молодых лётчиков.
Имеет 2 встречи с истребителями противника и в обоих случаях в результате активных действий группы Ил-2 обращали в бегство воздушного противника.
Всегда без потерь приводит свою группу на свой аэродром.
За время Отечественной войны произвёл 56 боевых вылетов.
За успешные 28 боевых вылетов ночью на самолёте У-2 на Калининском фронте награждён орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» [правильно – орденом Красного Знамени]. Остальные 28 боевых вылетов произвёл на самолёте Ил-2 в качестве ведущего 6-и-12-и самолётов, за время которых уничтожил: танков – 23, автомашин – 51, орудий – 15, до батальона пехоты противника.
24.8.43 г. группа 6 Ил-2, ведомая майором КИРЕЕВЫМ, в районе цели была атакован 4 Ме-109г, подав команду: «ВСТАТЬ В КРУГ», принял воздушный бой, в результате которого был повреждён один Ме-109 огнём воздушных стрелков ведомых самолётов, и привёл группу, не потеряв ни одного самолёта.
За 28 боевых вылетов не награждался.
В бою храбр, мужественен и хладнокровен, ориентируется отлично…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1094, л. 280.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0124/н от 20 октября 1943 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Александра Невского. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1094, лл. 258 и 259.
В конце 1943 года был переведён на должность штурмана 809-го штурмового авиационного (впоследствии – Каменец-Подольский ордена Богдана Хмельницкого) полка всего тоже же соединения и 7 января 1944 года комполка-809 майором В.С. Московкиным представлен к награждению орденом Красного Знамени: «С 6.6.43 г. [правильно – с 9 июля 1943 года] участвует в Отечественной войне на Воронежском и 1-м Украинском фронтах в должности штурмана полка.
Полком произведено 1530 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. Лтчный состав полка задания выполняет на «хорошо» и «отлично». Лётный состав случаев потери ориентировки при выполнении при выполнении боевых заданий не имеет.
Им лично за этот период произведён 31 боевой вылет на самолёте Ил-2 и уничтожено: танков – 8, автомашин – 15, зенитно-пулемётных точек – 3, миномётных батарей – 2, живой силы – до 40 человек.
В бою смел, решителен. Водит в бой группы от 6 до 18 самолётов. Как ведущий групп задания выполняет отлично, за что награждён орденом АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.
За период пребывания на Калининском фронте им произведено 39 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2 [правильно – У-2], много уничтожено живой силы и техники противника. Кроме того, им произведено 19 боевых вылетов на самолёте У-2 с посадкой в тылу противника в связи с выполнением специальных заданий командования…»
. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д 3997, л. 301.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 023/н от 31 января 1944 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д 3997, л. 299.
.
Приказом главкома ВВС Красной Армии за № 0928 от 13 июля 1944 года удостоился очередного воинского звания – «подполковник».
25 июля 1944 года комдивом-264 полковником Е.В. Клобуковым представлен к награждению орденом Суворова III степени: «Во время Львовской операции [правильно – Львовско-Сандомирская стратегическая наступательная операция, проводилась с 13 июля по 29 августа 1944 года] оставался за командира полка. Чётко и организовано провёл все боевые вылета полка, в результате чего полк по боевой работе занял среди частей дивизии первое место.
За операцию полк произвёл 398 боевых вылетов. Лично т. КИРЕЕВ в этой операции произвёл 9 боевых вылетов, водя полковые группы в бой. Им лично уничтожено: танков – 2, автомашин – 7, ж.д. вагонов – 1, уничтожено и рассеяно до 40 солдат и офицеров противника.
За время Отечественной войны т. КИРЕЕВ произвёл 117 боевых вылетов. В бою отважен и находчив, грамотно строит противозенитный манёвр. Умело и тактически грамотно организовывает отражение атак истребителей. Умело передаёт свой боевой опыт лётному составу. После последней награды – ордена «Красное Знамя» [правильно – ордена Красного Знамени] (31.1.44 г.) – произвёл 20 боевых вылетов»
. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 471, л. 129.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0211 от 18 августа 1944 года: от имени Родины удостоился своей четвёртой по счёту государственной награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 471, лл. 82 и 84.
Предположительно, с середины июля 1944 года – Врид комполка-809, а с августа (но не ранее, чем с 6-го числа) – командир данной в/ч.
Предположительно, с ноября 1944 года или же февраля 1945 года за выслугу в 15 лет – кавалер ордена Красной Звезды: награждён был Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/138. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 258, лл. 1 и 64.
30 ноября 1944 года комдивом-264 полковником Е.В. Клобуковым за личный героизм и отвагу, за произведённые 131 боевой вылет, за лично сбитый один Ju-88, за настойчивость и упорство в уничтожении живой силы и техники противника и умелое полководческое искусство представлен к званию Героя Советского Союза. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 793756, д. 21, лл. 80-81об
Звания Героя Советского Союза удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года с вручением медали «Золотая Звезда» за № 6229 и ордена Ленина.
К этому времени, помимо перечисленных выше пяти орденов являлся ещё и кавалером трёх медалей – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоен 20 октября 1945 года, удостоверение № Д-0159971), а также, предположительно, «За освобождение Праги» и «За взятие Будапешта».
.
К весне 1947 года – по-прежнему комполка-809 и подполковник по воинскому званию.
Де-факто 10 марта 1947 года (но де-юре – приказом главкома ВВС за № 0483 от 24 марта 1947 года) передан в авиацию оборонного общества, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 95 от 10 марта 1947 года назначен начальником Омского аэроклуба. И в этом же день, 10 марта 1947 года, получил в кадровом аппарате Союза Осоавиахим на руки предписание за № 96 об убытии в распоряжение Омского областного совета Осоавиахима.
В связи с разделением Осоавиахима на три оборонных общества приказом главком ВВС Вооружённых Сил СССР за № 02396 от 26 апреля 1948 года переведён в авиацию ДОСАВ с пребыванием в ранее занимаемой должности начальника Омского аэроклуба, а аналогичным приказом, но изданным 21 октября 1948 года за № 03616, – в резерв ВВС.
Как ни странно, но период службы в авиации оборонных обществ в большинстве из размещённых в открытых источниках биографий Героя почему-то не отражён.
.
В 1948 году должен был удостоен медали «XXX лет Советской Армии и Флоту».
Кроме того, в 1949 году за выслугу в 20 лет, а в 1953 года за выслугу в 25 лет должен был быть награждённым соответственно орденом Красного Знамени и орденом Ленина. Но был ли удостоен этих наград – в открытых источниках – увы, ни слова.
.
В запас уволился в 1955 году в звании полковника. И с этого момента – военный пенсионер с местом постоянного проживания в районном городе Моршанске Тамбовской области.
.
Скоропостижно скончался 4 марта 1957 года. Похоронен в городе Самара.
Биография составлена Ржевцевым Юрием Петровичем
.
Источники:
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Карта сайта Написать Администратору