Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Служеникин Василий Дмитриевич

Выпускник 1940 года
.
.
Служеникин Василий Дмитриевич родился 16 октября 1918 года в селе Павлодар Борисоглебского уезда Тамбовской губернии РСФСР (ныне Уваровского района Тамбовской области). По национальности русский.
Член ВЛКСМ с 1937, кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года. Женат.
.
Вырос в большой семье. Отец – Служеникин Дмитрий Антонович, мать – Прасковья Васильевна, и девять детей: шесть сестёр и три брата. Василий с детства был любознательным, пристрастился к книгам. Учился хорошо. После окончания 8 классов жил в Борисоглебске.
В 1938 году учился на курсах пилотов в Борисоглебском аэроклубе (второй набор) в группе инструктора-лётчика Занина В.Д. (техник Неблинников А.Е.). Выпущен кандидатом в школу ВВС в конце 1938 года.
.
.
В рядах Красной Армии с января 1939 года, призван Борисоглебским РВК г. Борисоглебска Воронежской области. Военную присягу принял 23.02.1939.
31.03.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 32-го иап Забайкальского ВО.
С 19.05.1940 утвержден в должности младшего лётчика, а с 28.06.1940 назначен помощником адъютанта 32-го иап 2-й авиабригады ВВС Забайкальского ВО.
.
.
Участник Великой Отечественной войны в составе 282 иап (входил в состав 75 сад с 25.09.1941 по 02.02.1942) на Юго-Западном фронте.
В 282 иап на вооружении были истребители И-16, И-153, И-15бис. К ноябрю 1941 года в полку остались лишь И-16.
.

.
На 28.12.1941 — младший лейтенант, пилот 282 иап 75 сад Юго-Западного фронта.
.
.
Из наградного листа от 28.12.1941:
«...За период войны показал себя как бесстрашный лётчик, волевой командир. Предан делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине. Свою преданность доказал своими боевыми действиями. Имеет 90 боевых вылетов, из них на прикрытие военных объектов 57, на разведку со штурмовкой – 25, на сопровождение бомбардировщиков – 8, потерь бомбардировщики и истребители не имели. Все разведданные подтверждались штурмующими экипажами 282 ИАП и 230 СВАП.
23.11.1941 г. в паре с младшим лейтенантом т. Коровкиным в районе Моспанова штурмовал вражескую колонну пехоты до 300 чел. После 3-х заходов колонна полностью была рассеяна.
26.11.1941 г. обнаружил во время разведки, по дороге Харьков-Чугуев до 30 автомашин с вражеской пехотой и грузами. 4 раза колонну атаковал, в составе колонны зажег 2 автоцистерны с горючим. Колонну рассеяли.
27.11.1941 г. при выполнении задания на разведку, по дороге Каменная Яруга – Рогань атаковал вражескую автоколонну до 10 машин, в результате 3-х атак уничтожено 4 автомашины, а остальные прекратили движение. При повторном вылете в этом же районе атаковал в составе 4 самолетов автоколонну до 60 автомашин с пехотой и грузами. Колонна рассеяна. Экипажи наблюдали взрывы по дорогам, где двигалась колонна.
5.12.1941 г. в составе звена штурмовал Харьковский аэродром. Находящийся вражеский самолет на аэродроме «Хенкель-111» был сожжен. На обратном маршруте в районе Лосева атаковал до роты вражеской пехоты, которая была полностью рассеяна. Экипажи наблюдали много убитых и раненых.
6.12.1941 г. при разведке в районе Змиев-Безлюдовка атаковал обнаруженный паровоз с двумя крытыми вагонами. Поезд движение прекратил, много солдат, выпрыгнувших с поезда, прятались под вагоны.
7.12.1941 г. атаковал автоколонну до 30 автомашин, движущихся по дороге Рогань-Чугуев. Колонна расстроена.
9.12.1941 г. обнаружил и атаковал по дороге Чугуев-Рогань до 30 автомашин с пехотой и грузами. Колонна была рассеяна.
10.12.1941 г. В составе звена штурмовал Харьковский аэродром, находящихся на аэродроме 2 вражеских самолета сожжены.
11.12.1941 г. Во время разведки по дорогам Терновая-Байрак и Рогань-Чугуев атаковал в составе двух звеньев 40 автомашин, до 10 повозок и роту пехоты. Вражеские колонны были рассеяны.
13.12.1941 г. В паре с младшим лейтенантом т. Коровкиным атаковал в районе Терновая-Байрак до 50 всадников и 5 повозок. Группа рассеяна.
При выполнении задачи прикрытия ж.д. узла Купинска и движения наземных войск на допустил бомбометания стервятниками прикрываемых объектов.
Аварий, поломок и блудежек т. Служеникин не имеет. За отличное выполнение боевых заданий имеет благодарности от командующего ВВС 38 Армии и 2 благодарности от командования 75 Авиадивизии.
Тов. СЛУЖЕНИКИН достоин награждения орденом КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
Командир 282 иап майор Минаев...»
.
.

С 03.01.1942 назначен командиром звена 282 иап 75 сад Юго-Западного фронта.
02.02.1942 года 75 сад была переформирована в ВВС 38 армии.
12.02.1942 присвоено воинское звание лейтенант.

За время боевых действий Служеникин Василий Дмитриевич выполнил 90 боевых вылетов, из них: на прикрытие военных объектов — 57; на разведку со штурмовкой — 25; на сопровождение бомбардировщиков — 8, потерь бомбардировщики и истребители не имели.

.
18 февраля 1942 года командира звена 282 иап лейтенант Служеникин Василий Дмитриевич погиб при выполнении боевого задания над Харьковским аэродромом, был подбит зенитной артиллерией противника. Лётчик направил горящий истребитель на стоянку самолётов противника. В результате огненного тарана сгорело 10 самолётов противника.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУФУ войск КА №0156/пог. от 09.05.1942 г.

.
Награждён орденом Красного Знамени 12.02.1942 (приказ о награждении поступил после гибели лётчика).

.
Жена Служеникина Мария Алексеевна проживала в Тамбовской области.

***
.
Из очерка В. Савончика «282-й истребительный авиационный полк»
.
«...Военные эпизоды хорошо сохранились в памяти Алексея Минаева. Ревущие моторы ведущих смертельный поединок самолётов, пулемётные очереди, разрывы снарядов, дымящиеся шлейфы подбитых машин... Никогда не забыть ему эти картины. Как не забыть тех, с кем воевал, с кем пришёл к победе и тех, кто погиб в воздушных боях.
...Под Харьковом погиб любимец полка Василий Служеникин. Его звено дважды бомбило занятый врагами харьковский аэродром, но так и не смогло уничтожить. Поэтому была предпринята третья попытка. Немцы, заметив появившиеся самолёты, открыли по ним ураганный огонь. На машине Служеникина сосредоточился самый мощный огонь. Снаряд противника попал в мотор самолёта. Служеникин понимал, что посадка неизбежна, это означало, что он попадёт в руки врага. И лётчик принял твёрдое решение: повести горящую машину на скопище вражеских самолётов. Служеникин погиб, выполнив огненный таран. Перед вылетом он написал письмо. Обращаясь к тому, кто его прочтёт, написал: «Товарищ, я отомщу врагу в полной мере. Я презираю смерть... Разве умирает человек, мстящий за поругание своей земли? Ведь, если я умру за твоё счастье, ты не забудешь моего имени? Но если случится и это, я не буду в обиде. Я прожил прекрасную молодость и, если я умру, то не напрасно, прощай и прости».
***

«Бессмертный подвиг тов. Служеникина»
Автор — младший лейтенант И. Бару.
«Сталинский сокол» № 26 (75), 01.03.1942. Газета Военно-воздушных сил Красной Армии (Орган НКО СССР)
.
.
«Здесь получены подробности героического, подвига, который несколько дней назад совершил летчик младший лейтенант Василий Служеникин из Н-ской авиационной части. В предыдущих корреспонденциях мы уже упоминали имя Служеникина в связи с успешными налетами летчиков части на один из вражеских аэродромов и немецкие автоколонны вблизи линии фронта. В этих операциях младший лейтенант Служеникин показал себя храбрым и искусным штурмовиком. Впрочем, эта слава утвердилась за ним с первых дней войны. Он участвовал в десятках воздушных боев, около 100 раз летал на штурмовую атаку. В конце февраля Служеникин вместе с группой летчиков получил задание повторить налет на вражеский аэродром. Рано утром пятерка самолетов поднялась в воздух. Служеникин летел ведущим. Советские истребители подошли к аэродрому с западной стороны. Он дал сигнал к атаке, и в это мгновение немецкие зенитки открыли ураганный огонь. Летчики увидели, как загорелся самолет Служеникина. С колоссальным трудом Служеникин выравнял машину. Он заметил, что вблизи стартовой дорожки на вражеском аэродроме с запущенными моторами стояла группа немецких бомбардировщиков. Героический сталинский сокол, сделав «горку», устремил свой истребитель в самую гущу немецких самолетов. Раздался страшный взрыв. Вспыхнуло пламя. Очевидно, у немецких самолетов были подвешены бомбы. Несколько «Юнкерсов» разлетелись в щепы.
Так погиб младший лейтенант Служеникин. Его бессмертный подвиг золотыми буквами будет записан в книгу истории великой отечественной войны».
.
Источники:
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрали материалы Николаев Юрий Евгеньевич и Иванов Александр Полянскович. Составил биографию Иванов А.П.
Карта сайта Написать Администратору