Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Лукьянов Сергей Иванович

Выпускник 1936 года
Герой Советского Союза
Сергей Лукьянов родился 16 октября 1910 года в городе Борисоглебск, ныне Воронежской области, в рабочей семье. Окончил 6 классов неполной средней школы. Работал фрезеровщиком Борисоглебского вагоноремонтного завода. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии.

В отличии от многих других парней, Сергей вовсе не собирался стать лётчиком и в авиацию попал против своей воли. Его, 18-летнего паренька, просто поставили перед дилеммой - либо едешь в летную школу ( чему он усиленно противился ), либо вылетаешь из комсомола. ЦК поставил задачу - готовить "крылья" для страны, и все тут...

Так и попал он в Ленинград, где 1933 году окончил военно-теоретическую школу. Потом - в Оренбург, где уже в 1935 году окончил военную авиационную школу пилотов и лётчиков-наблюдателей. А далее по распределению - на Дальний Восток.
От Администратора.
Я не нашёл сведений о том, что Лукьянов С. И. окончил Борисоглебскую школу лётчиков. Но в Музее Борисоглебского ВВАУЛ хранится фотография, которая позволяет сделать вывод о том, что он всё же учился в Борисоглебске:
Рядом с этой фотографией висит другая, на которой изображен Катыхов М. В., и подпись гласит: "Катыхов Михаил Васильевич, выпускник 1934 года. Погиб в Испании в 1937 году. Награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды".
Исходя из этого я делаю вывод, что Лукьянов С. И. также является выпускником Борисоглебской военной школы лётчиков 1934 года, а уже после Борисоглебска он проходил обучение в Оренбурге. После изучения архивных документов эти неясности устраним.
.
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Тогда же провел свой первый воздушный бой. Сам Сергей Иванович рассказывает об этом так:

- Было это под Днепропетровском. Наши бомбардировщики разбомбили мосты через Днепр, а мы их прикрывали. Отбомбились - и обратно. Я чуть приотстал. Смотрю - желтое поле, жнивье, и какая - то темная полоса, а над дней вроде крылья самолёта. Оказалось, что из города пешком эвакуировали колонну детей, и вот эту колонну немец расстреливал на бреющем полете... Я его тогда рубанул от души...

Судьба свела Сергея Лукьянова с Асом истребительной авиации, впоследствии Маршалом, трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным. Тот был заместителем командира полка, а Сергей Иванович командовал эскадрильей. В небе Кубани Сергей Иванович летал уже на американском истребителе Р-39 "Аэрокобра".

Во второй половине Августа 1943 года лётчики 9-й Гвардейской авиационной дивизии вели напряженные воздушные схватки на Миус - фронте. Так, 23 Августа шестерка истребителей 16-го Гвардейского авиаполка во главе с командиром эскадрильи С. И. Лукьяновым провела два тяжелых боя. В тот день они, сменив вернувшихся с задания лётчиков группы А. И. Покрышкина, поднялись в небо для прикрытия наступающих наших войск. При подходе к району прикрытия шестерка встретила 2 группы вражеских бомбардировщиков в сопровождении истребителей.

По команде Лукьянова пара Николая Трофимова свалилась на Ме-109 и сковала их боем. Действовали лётчики активно и сбили один "Мессер". Пары Сергея Лукьянова и Аркадия Федорова атаковали со стороны солнца в лоб первую девятку бомбардировщиков. Сразу же подожгли 2 пикировщика Ju-87. Противник в панике заметался. Затем наша четверка ударила по второй девятке "Юнкерсов" с задней полусферы. Еще два Ju-87 врезались в землю. Бомбардировщики в беспорядке устремились в западном направлении. Преследуя их, наши лётчики увидили подходившую к району прикрытия третью девятку "Юнкерсов" и пошли на сближение.

Первая атака - и горющий Ju-87 вывалился из строя. Сбрасывая бомбы на свою территорию, пикировщики, нарушив строй, стали круто разворачиваться назад. Преследовать их группа Лукьянова уже не могла, на нее навалились "Мессера". Их было более 10. Пришлось вести бой с ними, имея на пределе запас горючего и небольшой остаток боеприпасов. Несмотря на явное преимущество врага в количестве, нашим лётчикам удалось благополучно вернуться на свой аэродром.

К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт ) Гвардии Майор С. И. Лукьянов совершил 356 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 14 самолётов противника и 15 в составе группы. Штурмовыми ударами уничтожил на земле еще 2 самолёта. 7 Сентября 1942 года в районе города Моздок таранным ударом уничтожил вражеский самолёт.

Однако, не все воздушные бои заканчивались для Лукьянова благополучно. Дважды его сбивали. Первый раз - под Харьковом:

- Я поджег один вражеский самолёт, а второй проглядел. Он меня и лупанул. Прыгать с парашютом поздно. Высота всего 500 метров. И вместе с машиной упал вниз. Счастье еще, что сиденье с бронеспинкой, в котором я находился, возле земли выбросило из машины... Очнулся в госпитале - сотрясение мозга и переломы. А через месяц снова в бой. У меня такая поговорка была: "Помирать - так под музыку мотора". Второй бой - еще круче. Пока мы с фашистами играли в "догонялки", кончился бензин. Еле дотянул через линию фронта, посадил самолёт на брюхо, а "Мессер" сзади из пушки как дал снарядом по машине. Но все равно осколок в бедро получил...

13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Сергею Ивановичу Лукьянову было присвоено звание Героя Советского Союза. А в начале 1944 года Гвардии Майор С. И. Лукьянов получил назначение на должность заместителя командира 100-го Гвардейского авиаполка той же дивизии.

Вообще, биография военных лет у Сергея Ивановича довольно богата событиями.

- "Особисты" - смершевцы - от безделья изнывали. Шпионов - то мало было. Стали на меня что - то накапывать. Как сейчас помню - вызывает меня главный смершевец дивизии Майор Волобуев и показывает донос. "Я знаю, это все чушь, а ты, в свою очередь, напиши заявление на этого Капитана, а уж мы на основании этого его под трибунал"... А я и не стал связываться. Просто ушел - и все...

Войну Гвардии Подполковник С. И. Лукьянов закончил уже командиром 100-го Гвардейского авиаполка в 9-й Гвардейской истребительной дивизии А. И. Покрышкина. Всего совершил 361 успешный боевой вылет, участвуя в 70 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника и 19 в группе с товарищами. За это время освоил самолёты следующих типов: И-16, Як-1 и Р-39 "Аэрокобра".

После окончания войны Сергей Иванович ненадолго продолжил службу в ВВС. С 1946 года Гвардии Подполковник С. И. Лукьянов - в запасе. Последние годы жил в Воронеже. За период службы был награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями.
Умер 23 апреля 2001 года. Похоронен в г. Борисоглебске.
Фото Ушакова Ю.Н.
Карта сайта Написать Администратору