Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кульчицкий Николай Евгеньевич

Выпускник 1951 года
Герой Советского Союза Дата указа: 23.08.1977 (медаль № 11283)
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1979)

27.07.1929 - 28.01.1982 
.
Родился 27 июля 1929 года в посёлке Нахабино ныне Красногорского района Московской области. Русский. В 1948 году окончил Московскую спецшколу ВВС.
.
В армии с 1948 года. В 1951 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Одесском военном округе, Группе советских войск в Германии и Прибалтийском военном округе). С 1961 года капитан Н. Е. Кульчицкий – в запасе.
.
В 1962 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1967 году – 3 курса Казанского авиационного института.
В 1962-1967 гг. – лётчик-испытатель Казанского авиационного завода. Испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16 (1962-1963) и Ту-22 (1962-1967), а также их модификации.
В начале 60-х у серийного Ту-22 на взлете оторвалось левое колесо на передней стойке. Как показал осмотр с поднятого в воздух Ту-16, было также разрушено одно из колес на левой основной стойке. После успешной посадки аварийного самолета, командир экипажа Кульчицкий был награжден ценным подарком, а А.Н.Туполев убедительно попросил директора завода отпустить Кульчицкого в свое ОКБ.
.
С 1967 года – на лётно-испытательной работе в ОКБ А. Н.Туполева. Участвовал в испытаниях реактивных бомбардировщиков Ту-16, Ту-22 и Ту-22М, стратегического бомбардировщика Ту-95, реактивных пассажирских самолётов Ту-134 и Ту-154, а также их модификаций.
В мае 1971 года Кульчицкий при показе новейшей авиационной техники членам Политбюро ЦК КПСС и руководству Министерства обороны выполнил эффектный номер - на крутой восходящей траектории сбросил тяжелую авиабомбу. 
22 октября 1976 года Кульчицкому предстояло выполнить завершающий программный полет на прочность с максимальным весом на Ту-22М2 с тремя ракетами. «Набрав заданную высоту 6000 метров, Николай перевел самолет в горизонтальный полет, попробовал управление.
- Запись! Выполняю режим.
Отжал штурвал "от себя", после чего взял "на себя" до заданного значения перегрузки. Точно. Вдруг самолет резко, рывком свалился на левое крыло и тут же начал опускать нос. Штурвал резко вправо - эффекта нет. Правая нога резко от себя - эффекта нет. Николай сразу понял - самолет неуправляем.
- Экипаж, покинуть машину! Игорек, пошел!
Игорь Горсткин, сидевший за командиром, сработал рычагами катапультного сиденья, но слетевшая с замков крышка... упала в кабину на колени Игоря. Самолет энергично вращается вокруг продольной оси и несется к земле. Игорь руками выталкивает крышку, и катапультное кресло выбрасывает его из самолета. Адская боль в спине... За Игорем катапультируется штурман Еременко. А правого летчика В.Севанькаева (впоследствии Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР) боковые перегрузки прижали к командиру, так как привязные ремни были отпущены для удобства пилотирования. Дотянуться до рычагов кресла он не мог. Николай руками оттолкнул его от себя, и он катапультировался. Командир остался один. Самолет несется к земле и вращается. Шланги герметизации кабины под крышкой правого летчика отклеились и бьют Николая по лицу, рукам. Пришлось терпеть и дернуть рычаги своего кресла. Крышка слетела и... провалилась Николаю на колени. Выбросил крышку - и тут же был выброшен из кабины. Автоматика отделила кресло, раскрыла парашют: значит, высота была очень малая. Тянет на лес - нужно подтянуть стропы, но правая рука не поднимается. Неужели нет руки?! Когда он выбрасывал крышку, была поднята и согнута в локте правая рука. Он сломал ее о перемычку фонаря кабины между летчиками. Упал на опушке леса со страшной болью в позвоночнике.»
При заданной перегрузке отлетела консоль левого крыла. На месте излома найдены следы подкрыльной ракеты. Пожалуй, это единственный случай в истории авиации, когда экипаж многоместного самолета после поломки крыла остался в живых. Много месяцев Кульчицкий и Горсткин лечили поврежденные позвоночники, а Кульчицкий еще и сломанную руку.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях опытной авиационной техники, Николаю Евгеньевичу Кульчицкому в 23 августа 1977 году было присвоено звание Героя Советского Союза.
Несмотря на запреты врачей в 1977 вернулся на лётно-испытательную работу.
.
Проводил испытания ракетоносца Ту-95М-55, совершившего первый полет 31 июля 1978. На этой летающей лаборатории до начала 1982 года было совершено 107 полетов общей продолжительностью 656 часов по отработке нового авиационно-ракетного комплекса со сбросом массо-габаритных макетов ракет и практическими пусками опытных образцов ракет Х-55. На этапе испытаний и отработок было выполнено 10 пусков ракет Х-55, из которых семь были зачтены. Эти испытания дали богатые материалы для отработки и стратегического носителя Ту-95МС и ракеты Х-55.
.
Погиб 28 января 1982 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ту-95М-55.
Самолет был обледеневшим. Его не обработали специальным противообледенительным составом. Прилетающие борты сообщали об обледенении. Одному из друзей Кульчицкий сказал:
- Попробуй не полети... Руководство лишится премий.
А в руководстве не нашлось умного человека, который бы запретил лететь и не вынуждал бы летчика брать на себя ответственность. Не должен был давать разрешение на взлет и руководитель полетов.
На взлете с аэродрома ЛИИ, в момент отрыва от земли, самолет задрал нос и свалился на левое крыло. Экипаж в составе 10 человек во главе с командиром корабля летчиком-испытателем Н. Е. Кульчицким.
     Вот список погибших:
летчик-испытатель Кульчицкий Николай Евгеньевич
летчик-испытатель Шкатов Виктор Ильич
штурман-испытатель Шевцов Александр Семенович
штурман-испытатель Николаичев Александр Николаевич
бортрадист-испытатель Горсткин Игорь Николаевич
бортрадист-испытатель Жилин Александр Азарович
ведущий инженер Серман Валерий Эдуардович
бортэлектрик-испытатель Амплеев Виталий Яковлевич
бортмеханик-испытатель Сунгатулин Хайдар Измайлович
бортмеханик-испытатель Макаров Константин Павлович
     Комиссия министерства первым пунктом акта записала, что причиной катастрофы явился вывод самолета на большие углы атаки. Другими словами - вывел летчик. значит, он и виноват. Такая информация и была разослана во все летно-испытательные подразделения министерства.
Тогда возмутились друзья Николая Кульчицкого, знавшие его и как человека, и как надежного высококвалифицированного летчика-испытателя. Знали они и то, что кроме обледенения крыла и стабилизатора в процессе руления самолет был выпущен с превышением полетного веса на тридцать тонн, с задней центровкой, что в итоге делало машину неустойчивой и неуправляемой. Была создана новая авторитетная комиссия, состав которой был скрыт, чтобы никакого давления не было. В итоге - новый акт, суть которого раскрыта в письме следователя по особо важным делам Прокуратуры СССР государственного советника юстиции 3-го класса Ю. Свидерского. Кульчицкой: "Специальным расследованием, проведенным Прокуратурой СССР, установлено, что Ваш муж, Герой Советского Союза Н. Е. Кульчицкий в гибели экипажа и самолета не виновен". Далее шли отдельные детали акта. Спустя два года после гибели экипажа это письмо было прочитано возле могилы Николая Кульчицкого, затем в ЛИиДБ ОКБ Туполева, в ЛИИ.
.
Жил в Москве. Похоронен на Химкинском кладбище в Москве.
Надгробный памятник. Установлен на Химкинском кладбище в Москве. Фото Павла Каца (сайт http://moscow-tombs.narod.ru ), 2008 год.
.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1979), капитан (1956). Награждён орденами Ленина (23.08.1977), «Знак Почёта» (197..), медалями.
.
Источники:
А. Симонов. "Заслуженные испытатели СССР". Москва, Авиамир, 2009
Карта сайта Написать Администратору