Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Тупиков Георгий Николаевич

Выпускник 1928 года
Генерал-полковник авиации (1958)
.
Информация предоставлена дочерью Тупикова Г.Н., Ириной Георгиевной
.
Тупиков Георгий Николаевич родился 23 апреля 1907 года в г. Пятигорске (ныне Ставропольского края).
В 1918 г. окончил 3 класса церковно-приходской школы, в 1925 г. – сельскохозяйственную школу.
В Красной Армии с сентября 1926 года.
В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 г. – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
В 1928-1933 гг. – лётчик-инструктор Борисоглебской военной авиационной школы летчиков.
С 1933 г. служил в строевых частях ВВС (Северо-Кавказский ВО).
В 1936 г. окончил Липецкую высшую лётно-тактическую школу.
.
Участник боев в Испании с октября 1936 г. в должности командира отряда штурмовиков Р-5ССС. В декабре 1936 г. был сбит, до июня 1937 г. Находился в плену (освобождён после обмена 2-х наших лётчиков на 3-х немецких асов).
После возвращения на Родину в течение целого года находился в «подвешенном положении», и только после вмешательства друга и товарища Виктора Хользунова ему были возвращены звание и награды.
Продолжил службу в строевых частях ВВС на командных должностях, командовал полком, дивизией (Закавказский ВО).
Участник советско-финской войны в январе-марте 1940 г. – командир 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка.

.
Участник Великой Отечественной войны. В августе 1941 г.-марте 1942 г. командовал 22-й авиационной дивизией (АДД), в марте 1942 г.-мае 1943 г. - 62-й авиационной дивизией (АДД). С 20.05.1943 по 22.12.1944 ком. 6-го авиационного корпуса дальнего действия в составе 18-й воздушной армии Авиации Дальнего Действия. Участник Белгородско-Харьковской, Донбасской, Новороссийско-Таманской, Красносельско-Ропшинской, Ленинградско-Новгородской, Бобруйской, Белостокской, Львовско-Сандомирской, Люблин-Брестской, Ясско-Кишинёвской операций. С 20.12.1944 до апреля 1946 г. - командир 1-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия (с 31.12.1944 г. – 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса; с декабря 1944 г. в составе 18-й воздушной армии Ставки ВГК); участник Висло-Одерской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской, Кёнигсбергской, Берлинской операций.
 
.
После войны продолжал командовать корпусом.
В 1949-1950 гг. – заместитель командующего 43-й воздушной армией Дальней авиации. С сентября 1950 г. по февраль 1951 г. командовал 43-й Воздушной армией Дальней авиации, с февраля по октябрь 1951 года – 65-й Воздушной армией Дальней авиации. В 1951-1953 гг. – первый заместитель, в 1953-1954 гг. – заместитель командующего Дальней авиации.
В 1955 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1955-1956 гг. – заместитель командующего Дальней авиации по стратегической авиации.
С мая 1956 по ноябрь 1960 г. командовал 43-й Воздушной армией Дальней авиации.
В 1960-1961 гг. - командующий 43-й ракетной армией.
.
Генерал-полковник авиации (1958).
.
Награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденами Кутузова I степени, орденом Красной Звезды, медалями; орденом Красного Знамени Венгерской Социалистической Республики.
.
Умер 16 ноября 1961 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
.
На этом же кладбище похоронен и Юханов Дмитрий Петрович, генерал-лейтенант авиации (1909-1947 гг.).
Из письма Ирины Георгиевны, дочери Тупикова Г.Н.:
"...Эти два легендарных лётчика -Тупиков Георгий Николаевич и Юханов Дмитрий Петрович - были не только друзьями по жизни, но и члены одной нашей семьи: моя мама, Тупикова Любовь Александровна была первой женой Юханова Д.П., а потом, после трагической смерти Юханова Д.П. (по дороге на торжественный вечер в театр Оперетты 7.11.1947 у него случился инсульт), она вышла замуж за Тупикова Г.Н. Оба похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве, но на разных территориях...
...Эти лётчики - гордость нашей Родины и не должны быть забыты. О них помнят и до сих пор вспоминают, но уже не соратники, а их дети, внуки.
Последний раз вышла книга "Командующие воздушными армиями" (Москва, Издательство Патриот, 2006 года), где написано не только о моём отце, но и о многих лётчиках - выпускниках Борисоглебского лётного училища..."
***
.
...Тупиков Георгий Николаевич, генерал-полковник авиации. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в сентябре 1936 – июне 1937 гг. Летал на Р-Зет. 4.12.36 г. был сбит над вражеской территорией. Находился в плену до 15.06.37 г. Награжден орденом Красного Знамени. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 52-й бомбардировочной авиадивизией дальнего действия, 6-м авиакорпусом дальнего действия, 1-м гвардейским бомбардировочным авиакорпусом 18-й ВА...
***
Из книги Пономарёва Александра Николаевича "Покорители неба"
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Пономарев А.Н. Покорители неба.— М.: Воениздат, 1980.
Книга на сайте:
http://militera.lib.ru/memo/russian/ponomarev_an/index.html
...Среди товарищей, сошедших однажды в Гавре, я с радостью увидел своих сослуживцев по Борисоглебской школе Виктора Хользунова и Георгия Тупикова. Изменив обычаю, из порта повёл своих друзей не в бистро, а в шикарный ресторан возле знаменитого театра «Гранд-опера». Расстилать чертежи здесь было, конечно, неудобно. Поэтому на память набросал на бумажной салфетке схему управления и вооружения бомбардировщика «Брегге-19», особое внимание уделил навигационному оборудованию, резко отличающемуся от нашего. Всё обошлось хорошо. Оба моих друга прославились в боях за республиканскую Испанию.
Замечательные это были люди. Виктор Хользунов четырнадцатилетним подростком вместе с отцом вступил в Красную Армию и сражался до самого окончания гражданской войны. Потом он увлекся авиацией, учился в Борисоглебской школе, остался там летчиком-инструктором. В Испании Виктор возглавил звено бомбардировщиков «Бреге-19». Его ведомыми были Георгий Тупиков и итальянец-интернационалист Примо Джибелли. Маневрируя среди гор, звено Хользунова на бреющем полете часто появлялось над вражескими позициями, сбрасывало бомбы и тотчас исчезало в горах. Франкисты не успевали поднять свои истребители. Но как-то врагу все-таки удалось перехватить неуловимую тройку. Самолеты Хользунова и Джибелли были подбиты. Командир звена с трудом дотянул до своих, а бомбардировщик Джибелли упал в расположении противника. Тяжелораненого летчика фашисты зверски пытали, добиваясь сведений о республиканских войсках. Джибелли умер, не сказав ни слова. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В честь Примо Джибелли и другого героя Испании — Бориса Туржанского в моем родном Зарайске, в городе, где они еще юношами учились в школе летчиков, воздвигнут обелиск.
А Хользунов и Тупиков продолжали летать. Когда в Испанию были доставлены советские самолеты, Хользунов стал командовать эскадрильей скоростных бомбардировщиков СБ. Он создал слаженный, дружный коллектив летчиков-интернационалистов. Эскадрилья Хользунова наводила страх на врага, она по праву считалась лучшим подразделением республиканской авиации. Сам Хользунов совершил в Испании много боевых вылетов, и мы увиделись с ним снова, когда через Францию он возвращался, на Родину. Виктор с восхищением отзывался о СБ:
— Эх, побольше бы нам таких самолётов!
Вернувшись домой Героем Советского Союза, в звании комдива, Виктор Степанович Хользунов возглавил авиацию особого назначения (так тогда называлась авиация дальнего действия). Авиационная катастрофа безвременно оборвала его жизнь. Именем Хользунова назван переулок в Москве, а земляки установили ему в Волгограде памятник.
Георгий Тупиков вернулся позже. Ему выпало многое пережить в Испании. В ноябре 1936 года Тупиков был переведен в штурмовую авиацию республиканцев командиром эскадрильи. В качестве штурмовиков использовались легкие самолеты, вооруженные пулеметами и бомбами. Опытный и отважный летчик, Георгий и здесь проявил себя блестяще. Его эскадрилья наносила большой урон вражеской пехоте, танкам. Доставалось и франкистской авиации — республиканские штурмовики регулярно громили ее аэродромы.
4 декабря девятка самолетов под командованием Тупикова вылетела на штурмовку вражеских железнодорожных эшелонов. Железная дорога была укрыта туманом, ни одного поезда разглядеть не удалось, но чуть в стороне от дороги в просвете низкой облачности летчики увидели аэродром. Тупиков принял решение атаковать его. Внезапным ударом штурмовики уничтожили несколько вражеских бомбардировщиков и истребителей. [53]
При отходе от цели на эскадрилью напали «фиаты», итальянские истребители. В тяжелом, неравном бою самолет Тупикова и еще одна машина республиканцев, на которой находился наш доброволец Шукаев, были сбиты. Раненые летчики оказались в плену. Страшные пытки и бесконечные допросы длились месяц за месяцем. Испанские товарищи шли на все, чтобы спасти советских друзей. Наконец 15 июня 1937 года из тюрьмы Саламанки франкисты вывезли обоих лётчиков на побережье Бискайского залива. В городке Ирун их высадили из грузовика и вывели на пограничный деревянный мост через небольшую реку. Здесь у шлагбаума наши товарищи были обменены на трёх немецких лётчиков, сбитых на севере Испании. Когда я увидел Георгия, узнал его с трудом — настолько он был истощён и измучен.
На Родине Тупикову и Шукаеву вручили ордена Красного Знамени. Оба они продолжали службу в нашей авиации. Георгий Николаевич Тупиков дослужился до звания генерал-полковника авиации, в Великую Отечественную войну командовал соединением авиации дальнего действия. Хорошо воевал и А.А. Шукаев, ныне полковник в отставке, член Советского комитета ветеранов войны...
Об этом, а также других эпизодах войны в Испании можно почитать здесь: http://aviac.ru/skyspain36-39/123-boi-pod-madridom-i-teruyelem-dekabr-1936.html
***
На снимке: дочери Тупикова Г.Н. Ирина Гергиевна (слева) и Елена Георгиевна (справа), 2010 год:
.
Дополнительная информация:
Книга "Генералы и адмиралы 1943 г.", том 4, М., 2015)
В дополнение к биографии часть информации предоставлена Музалевским Михаилом.
Карта сайта Написать Администратору