Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Прописвит Николай Дмитриевич

Выпускник 1944 года
.
Первый инструктор А. А. Леонова - человека, первым в мире вышедшего в открытый космос
17.06.2010 13:08
 
Анатолий Бышенко:
Этот материал - биографическая справка на  Прописвита Н. Д., первого инструктора космонавта Леонова А. А. по 10 ВАШПОЛ, мною не обрабатывался с момента записи в 2004 г.,сделанной во время встречи с членами его семьи.
Я часто просматриваю фотографии и предметы того периода, переданные нам в музей семьей Прописвита Н. Д., но больше всего меня потрясает надпись на коробочке с наручными часами (как и последующие события), которые подарили в 1955 г. своему инструктору курсанты 7 летной группы, среди которых был и будущий космонавт Леонов А. А.: ,,Любимому учителю Н. Д. Прописвит. Сердечное спасибо за отцовскую заботу и большую науку!
7 летная группа, выпуск 1955 г."
Дети и жена Прописвита Н. Д. утверждают, что эта  дарственная надпись сделана рукой А. А. Леонова.
Как экспонат предмет этот очень ценный, но каждый раз, когда я беру его в руки, мне становится тоскливо и грустно. Кому надо, тот, надеюсь, поймет почему.
На фото: Н. Д. Прописвит с курсантами 7 летной  гр. 10 ВАШПОЛ  выпуска 1955 г.
Справа от Н. Д Прописвита еще никому не известный,будущий космонавт, будущий дважды Герой Советского Союза,  будущий почетный гражданин г. Кременчуга  А. А. Леонов.
*****
Прописвит Николай Дмитриевич
Первый инструктор космонавта ЛЕОНОВА А. А. в 10 ВАШПОЛ
26.06.1922 — 24.09.1990
.
Уроженец с. Песчаное Кременчугского района.
В 1938-1941 гг. учился в Кременчугском строительном техникуме, и параллельно в аэроклубе.
Выпускник Борисоглебской военной школы лётчиков 1944 года.
В 1944 г.  перегонял самолеты на фронт с Горьковского авиазавода.
В 1945 г. полк (номер неизвестен) перебазировался на Дальний Восток.
Конец войны застал Николая Дмитриевича в Монголии. Он хлопотал о демобилизации, и в 1946 г. осенью  в звании  лейтенанта демобилизовался.
С 1946 по 1948 г. работал в Кременчуге в охране на железной дороге, затем уехал в г. Волхов.
Там же встретился с Марией Давыдовной Васюк, уроженкой  В. Багачанского района, и женился.
В августе 1949 г. вернулся с женой в Кременчуг. Жили в  с. Песчаное, работал на мостостроительном заводе слесарем.
В мае  1951 г. был вызван в военкомат для повторного призыва  в армию, и по личной просьбе оставлен служить в Кременчуге.
После прохождения 6-месячных курсов в Грозном в 1952 г. начал  работать летчиком–инструктором и  обучать лётному делу курсантов организованной в Кременчуге 10-й ВАШПОЛ.
В 1954-1955 гг. Николай Дмитриевич  был летчиком-инструктором будущего космонавта  Леонова А. А.
После окончания Чугуевского лётного училища Леонов служил в Кременчуге в 113 ИАП  10 гв. ИАД, Ныне проживающий в Кременчуге бывший командир звена, затем заместитель командира АЭ 113 ИАП  Ганус Г. Т. бывал в гостях у Николая Дмитриевича, возможно даже рассказывал ему о предстоящем зачислении в отряд космонавтов, т. к. вдвоем с Леоновым они подолгу разговаривали об этом на кухне.
СПРАВКА.
Из 113 ИАП для прохождения медкомиссии  и зачисления в отряд космонавтов было отобрано 3 кандидата из которых только Леонов прошел все испытания.
.
Служба в ВАШПОЛ забирала почти все время. Целую неделю в лагерях (Глобино, Очеречеватая, Козельщина), и только в субботу приезжал домой. Очень уставал, но служба нравилась. В этот период впервые начали проявляться нелады со здоровьем - гипертония...
В 1960 г. в связи с преобразованием ВАШПОЛ в летное училище Гражданской авиации и хрущевским сокращением армии Николай Дмитриевич в возрасте 39 лет был уволен из рядов СА. Со слов жены, до возраста, когда он имел право на начисление пенсии ему оставалось всего 6 месяцев...
.
После увольнения с 1961 по 1982 г. работал на ЖБИ-2 мастером и начальником цеха вплоть до выхода на пенсию . Пользовался большим уважением в коллективе.
.
18.03.1965 г. Николай Дмитриевич находился дома, и вдруг услышал по радио сообщение о полете космического корабля "Восход-2", и  первом в истории человечества выходе человека в открытый космос. Николай Дмитриевич, внимательно слушая диктора, в унисон с ним назвал фамилию  Л Е О Н О В. Медленно чуть ли не по слогам, как будто знал или предчувствовал, что в открытый космос вышел именно его ученик.
Услышав это радиосообщение, Николай Дитриевич очень обрадовался и разволновался.
Через некоторое время приехали представители гостелевидения. Климентов В. Е. (командир звена, в котом обучался Леонов) и Прописвит Н. Д. (инструктор Леонова) были приглашены на телевидение в Киев для записи  телепередачи, которую показывали по телевидению в Киеве. Однако в Кременчуге программу не показывали (сейчас её необходимо искать в архивах УкрТВ , а, возможно, и РосТВ).
После показа телепрограммы по телевидению  Николая Дмитриевича  приглашал для беседы  Первый секретарь Кременчугского горкома партии т. Козенко М. И. В процессе беседы он поинтересовался семейными проблемами, детьми работой. Узнав, что у Николая Дмитриевича двое разнополых детей, а проживает он в двухкомнатной квартире (довольно-таки распространенное явление как в 60-70 гг., так и сейчас), предложил увеличить жилплощадь по существующим на то время нормам, предложив переехать в трёхкомнатную квартиру. Однако Николай Дмитриевич от этого предложения отказался,  сказав, что нынешней жилплощади его семье вполне достаточно. Сослуживцы Николая Дмитриевича, и все, кто его знал, рассказывают о необыкновенной скромности этого человека. Даже после полета в космос его ученика Леонова, Николай Дмитриевич ничего для себя не требовал и не просил. Также был скромен и в застольных компаниях, больше слушал других. Даже крепко выпив, никогда и нигде не хвастал тем, что учил Леонова лётному делу.
.
Летом 1966 года, впервые после своего полёта в космос в Кременчуг приехал Леонов А. А., и встречался с Николаем Дмитриевичем у него дома. Был накрыт стол, но Леонов гостил недолго.
Второй раз Николай Дмитриевич встречался с Леоновым в 1968 году. Во время визита в Кременчуг Леонов А. А. опять приходил в гости к своему инструктору. В этот раз Алексей Архипович гостил допоздна. Во время застолья вспоминали, как Леонову в начальный период летной практики во время пилотажа было плохо, его быстро укачивало, и рвало во время полета. Вспоминали, как приходилось затем чистить кабину ЯК-18. Тогда Николай Дмитриевич заставлял Леонова тренировать вестибулярный аппарат (нагнувшись, упирать палец в пол, и ходить вокруг него до ста раз и более). Это упражнение помогло очень быстро.
Леонов рассказывал о своём выходе в космос, о возможности полетов в будущем, о поездках по стране и пр.
 
Последняя встреча Прописвита Н. Д. и Леонова А. А. состоялась во время приезда Леонова в Кременчуг летом 1971 года на 10-летие КЛУГА. Встречались на официальных торжествах в КЛУГА, Николай Дмитриевич был с Леоновым на охоте, и других мероприятиях…
.
Николаю Дмитриевичу в 70-х годах приходилось очень много выступать в школах, техникумах, училищах города. От  приглашений на подобные встречи он никогда не отказывался, но не очень их любил.
.
В последующие приезды в Кременчуг А. А.Леонова с Н. Д. Прописвитом он больше не встречался.
Из воспоминаний жены Николая Дитриевича: "…Было очевидно, что Николай Дмитриевич очень переживает и обижается, но на эту тему ни до ни после ничего не говорил. Жаловался только на давление…"
В 1982 году в возрасте 60 лет Николай Дмитриевич Прописвит вышел на пенсию с должности мастера ЖБИ-2.
Гипертония прогрессировала, ухудшалось зрение. Был прооперирован по поводу глаукомы, но зрение не восстанавливалось. Знакомые советовали обратиться  по поводу лечения за помощью к Леонову.
Но Николай Дмитриевич категорически от этой затеи отказался, и очень раздражался, когда на эту тему кто-либо начинал разговор.
.
24 сентября 1990 г. Николай Дмитриевич умер.
Похоронен на Новогородском кладбище города Кременчуга. На похоронах присутствовали сослуживцы по ВАШПОЛ и работники ЖБИ-2. 
А. А. Леонов на могиле своего первого инструктора никогда не был, с женой Николая Дмитриевича никакой связи ни в один из последующих приездов приездов не устанавливал.
.                     
Освоил следующие типы самолетов:
ПО-2, УТ-2, УТИ-4, И-16, ЯК-7, Ла-5, Ла-7, Р-63, Як-11, Як-18, Як-18А.
.
Записано со слов жены и членов семьи Н. Д. Прописвит.
Февраль 2004 года.                   .
Анатолий Бышенко
Карта сайта Написать Администратору