Мальцев Константин Савельевич
Выпускник 1938 года
Герой Советского Союза (15.05.1946, медаль 8964)
.
.
Мальцев Константин Савельевич родился 6 мая 1915 года в селе Крюково ныне Борисовского района Белгородской области РФ в крестьянской семье. По национальности русский.
Окончил 8 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал токарем.
.
Призван в армию в 1936 году. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов в 1937 году.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии с мая 1944 года. В боевых вылетах принимал участие с 7 июня 1944 года. Сражался на 2-м Украинском фронте в 5-й воздушной армии. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-7.
.
Ла-5Ф гвардии капитана К.С. Мальцева. 177-й гвиап, 1945 год
.
.
Участвовал в Ясско-Кишинёвской стратегической операции (20-29 августа 1944 года), Дебреценской наступательной операции (2-27 октября 1944 года), Будапештской (29 октября 1944-13 февраля 1945 года), Венской (16 марта-15 апреля 1945 года) и Пражской (6-11 мая 1945 года) стратегических наступательных операциях.
.
.
К 5 апреля 1945 года выполнил 180 успешных боевых вылетов, в 32 воздушных боях лично сбил 15 и в паре 1 самолёт противника. Ещё 3 вражеских самолёта уничтожил на земле. Дважды в один день одерживал по 3 победы.
.
Список известных побед гвардии капитана К.С. Мальцева
(из книги М.Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной". Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г.)
.
№
п / п |
Д а т а |
Сбитые
самолёты |
Место воздушного боя
( одержанной победы ) |
Свои
самолёты |
1 |
14.08.1944 г. |
1 "Шторх" |
сев. окр. Валя - Урсулуй |
Ла-5, Ла-7. |
2 |
15.08.1944 г. |
1 "Шторх" ( в паре - 1 / 2 ) |
сев. Утурешти |
3 |
20.08.1944 г. |
1 Ме-109 |
Тэтэр |
4 |
06.10.1944 г. |
1 Ju-87 |
юж. Бекешчаба |
5 |
1 FW-190 |
окр. Бекешчаба |
6 |
1 FW-190 |
сев. Эндред |
7 |
07.10.1944 г. |
1 Ме-109 |
зап. Дьома |
8 |
1 Ju-87 |
сев. - вост. Сегхолом |
9 |
1 FW-190 |
Дархшваш |
10 |
26.10.1944 г. |
1 FW-190 |
сев. - вост. Кечкемет |
11 |
01.11.1944 г. |
1 FW-190 |
Цеглед |
12 |
08.12.1944 г. |
1 Ме-109 |
ст. Якоб |
13 |
21.12.1944 г. |
1 FW-190 |
зап. Салка |
14 |
23.12.1944 г. |
1 Ме-109 |
юж. Лонтов |
15 |
1 FW-190 |
Залоба |
16 |
20.02.1945 г. |
1 FW-190 |
зап. Эбед |
17 |
20.03.1945 г. |
1 FW-190 |
зап. Ач |
18 |
05.04.1945 г. |
1 FW-190 |
сев. - зап. Яблонове |
19 |
26.04.1945 г. |
1 Ме-109 |
сев. Теплице |
20 |
27.04.1945 г. |
1 Ме-110 |
Орачне |
Всего сбитых самолётов - 19 + 1; боевых вылетов - 221; воздушных боёв - 42. |
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и сбитые 15 самолётов противника гвардии капитану Мальцеву Константину Савельевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8964).
.
Из наградного листа:
За успешно выполненные 124 боевых вылета, за лично сбитые в воздушных боях 12 самолётов противника и уничтоженные при штурмовках на земле 5 автомашин, 3 самолёта, 4 паровоза и 9 вагонов награждён тремя орденами «Красное Знамя».
Боевую работу тов. Мальцев начал 7 июня 1944 года. С первых же дней своей боевой деятельности он зарекомендовал себя смелым и бесстрашным лётчиком-истребителем. Ему поручались самые ответственные боевые задания по разведке войск и техники противника, и он их всегда выполнял образцово. Все его разведданные были точны и имели важное в оперативном отношении значение.
Немалый урон врагу в живой силе и технике нанёс своими штурмовыми действиями гвардии капитан Мальцев. Несколько позже тов. Мальцев стал мастером ведения воздушных боёв. 32 воздушных боя провёл он, и в каждом из них ярко проявилось замечательное мастерство. Оно проявляется в количестве сбитых вражеских самолётов, в исключительном искусстве руководства боем группы, в высокой тактической грамотности, в непреклонной воле к победе.
14.8.1944 года при выполнении разведки с фотографированием на своём маршруте он заметил немецкий самолёт связи Физелер-156 «Шторх». Внезапной атакой тов. Мальцев сбил самолёт противника. Второй самолёт связи типа Физелер-156 «Шторх» он сбил 15.08.1944 года в паре со свои ведомым младшим лейтенантом Куньшиным, а 20.8.1944 года в воздушном бою с численно превосходящими силами противника лично сбил 1 Ме-109.
Блестящую победу над врагом одержал гв. капитан Мальцев 6.10.1944 года. Шестёрка Лавочкиных-5 вылетела на прикрытие наземных войск в район Дьюла, Кевермаш, Сокодор, Бекешчаба. В районе Уйкидаш наши истребители встретили 12 одномоторных бомбардировщиков типа Ю-87 под прикрытием 2 Ме-109. Завязался жаркий воздушный бой. Храбро и мужественно сражался в этом бою тов. Мальцев. Он зорко следил за своей ударной группой, отбивал внезапные атаки противника и лично сбил 1 Ю-87. На обратном маршруте было встречено 4 ФВ-190. Заметив их, тов. Мальцев внезапной атакой сбил 1 ФВ-190. В этот же день в последующем вылете он сбил ещё одного ФВ-190.
Всюду, где бы гвардеец Мальцев ни участвовал в воздушных схватках, враг нёс большие потери. Он всегда ищет в воздухе противника и, обнаружив, уничтожает его.
7.10.1944 года группа наших истребителей в количестве 6 Ла-5 вылетела на прикрытие наземных войск в районе Дьюла, Кевермаш, Сокодор. Кроме прикрытия, группа имела задание бомбить войска противника. В районе Сегхолом было встречено 30 бомбардировщиков противника типа Ю-87 под прикрытием 10 ФВ-190 и 8 Ме-109. Несмотря на большое количественное превосходство сил противника, наши истребители, сбросив бомбы, смело вступили в бой с врагом. У тов. Мальцева бомбы не сбросились, и он с ними провёл до конца этот неравный воздушный бой, в котором лично сбил 2 самолёта противника – 1 Ю-87 и 1 ФВ-190. В этот же день во время прикрытия наземных войск в районе Мезе-Берень он провёл ещё один воздушный бой и сбил 1 Ме-109.
26.10.1944 года пара Ла-5 под командой гв. капитана Мальцева производила разведку войск противника в районе Сольнок, Абонь, Кечкемет, Кечке. При подходе к Тиса-Кюрт тов. Мальцев встретил 4 ФВ-190, которые, произведя в беспорядке бомбометание наших войск, стали уходить на свою территорию. Имея преимущество в высоте, тов. Мальцев подал команду своему ведомому: «Справа, ниже, 4 ФВ-190. Я атакую, прикрой», – и врезался в группу самолётов противника. В завязавшемся воздушном бою он сбил одного стервятника, а остальные, рассыпавшись по одному, со снижением ушли на запад. Разведка была им выполнена – вернувшись на свой аэродром, он доставил ценные сведения о противнике.
Мужественно и храбро сражался гвардии капитан Мальцев во время Будапештской операции.
1.11.1944 года, прикрывая наземные войска в районе Лайошмиже, Харной, тов. Мальцев заметил патрулирующих на высоте 4500 метров 2 ФВ-190. Набрав высоту, он в паре со своим ведомым внезапно атаковал противника и сбил 1 ФВ-190.
8.12.1944 года группа наших истребителей в составе 11 Ла-5 под командованием гв. капитана Мальцева сопровождала 33 бомбардировщика А-20Ж. При полёте к цели в районе Хатван из облаков появились 8 Ме-109, которые преследовали бомбардировщиков до цели, пытаясь парами атаковывать их. Несмотря на большое количество бомбардировщиков и недостаточное количество истребителей прикрытия, бомбардировщики успешно выполнили своё задание. В происшедшем воздушном бою нашими лётчиками было сбито 2 самолёта противника. Лично тов. Мальцев сбил 1 Ме-109.
21.12.1944 года группа из 6 Ла-5 под командой гвардии капитана Мальцева прикрывала наземные войска в районе Шахы, Демандицы. С севера появились 4 ФВ-190. Истребителей противника своевременно заметил тов. Мальцев и в короткой схватке сбил 1 ФВ-190. Остальные 3 ФВ-190 на больших скоростях ушли на запад.
23.12.1944 года группа из 6 Ла-5 под командой тов. Мальцева вылетела на прикрытие наземных войск в районе Железовцы, Саколош, Вышковцы. В районе Салка на встречных курсах группа наших истребителей встретила 6 ФВ-190 под прикрытием 2 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою тов. Мальцев сбил 2 самолёта противника – 1 Ме-109 и 1 ФВ-190.
20.2.1945 года четвёрка Лавочкиных-5 прикрывала наземные войска в районе Барт, Бела. На попутных курсах в районе Сентдьердь – Хальма наши истребители встретили 10 ФВ-190 под прикрытием 4 Ме-109. Завязался жаркий и ожесточённыё воздушный бой, принёсший новую победу нашим лётчикам. В этом неравном бою тов. Мальцев сбил 1 самолёт противника типа ФВ-190.
Как командир эскадрильи, тов. Мальцев образцово руководил своими подчинёнными и подготовил их к выполнению боевых заданий. За время его командования лётчиками эскадрильи произведено 711 боевых самолётовылетов, проведено 174 воздушных боя и сбито 48 самолётов противника.
Лично гвардии капитан Мальцев за время своей боевой работы произвёл 180 боевых вылетов, из них: на прикрытие наземных войск – 50, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков – 20, на прикрытие с попутным бомбометанием – 9, на разведку войск и техники противника – 37, на разведку с штурмовкой и фотографированием – 49, на бомбометание с штурмовкой – 10 и на свободную «охоту» – 5.
Славой классного мастера воздушных боёв, смелого и инициативного разведчика-штурмовика покрыл себя тов. Мальцев в боях за Родину. В проведенных горячих и жестоких воздушных боях он показал исключительную доблесть и высокую дисциплину, пример подлинного героизма.
32 успешных воздушных боя провёл тов. Мальцев, в которых он лично сбил 15 самолётов противника: 2 Ю-87, 1 Физелер-156 «Шторх», 4 Ме-109, 8 ФВ-190 и в группе 1 Физелер-156 «Шторх». В результате успешно проведенных штурмовок им уничтожено на земле: 14 паровозов, 3 самолёта, 23 повозки, 18 автомашин, 10 железнодорожных вагонов, 2 мотоцикла и до 200 солдат и офицеров.
За образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом героизм и мужество, за успешно выполненные разведки и проведенные штурмовки, а также за лично сбитые 15 самолётов противника и 1 в группе достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».
Командир 177 гвардейского истребительного авиационного Дебреценского полка гвардии майор Угроватов
5 апреля 1945 года
.
К моменту окончания войны К.С.Мальцев выполнил 221 успешный боевой вылет. Проведя 42 воздушных боя, сбил 19 самолётов противника лично и 1 в паре.
.
После войны продолжал службу в своей дивизии, которая в составе корпуса в 1947 году была перебазирована в Туркменскую ССР. Полк базировался на аэродроме города Кизил-Арват Ашхабадской области.
.
27 августа 1948 года Мальцев Константин Савельевич погиб в результате авиационной катастрофы.
.
9 мая 2005 года в посёлке Борисовка Белгородской области была открыта новая Аллея Славы, на которой установлены бюсты Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы трех степеней, родившихся в Борисовском районе. В их числе бюст К.С. Мальцева.
Именем Героя названа улица в селе Крюково, в сентябре 2014 года в селе открыт бюст.
.
.
Награждён орденом Ленина (15.05.1946), тремя орденами Красного Знамени (3.10.1944, 14.11.1944, 22.02.1945), орденом Александра Невского, медалями.
***
.
Из книги С.М. Давтяна «Пятая воздушная»
.
Ясско-Кишиневская операция началась утром 20 августа 1944 года. На рассвете тысячи орудий обрушили огонь на позиции врага. После артиллерийской подготовки войска 2-го Украинского фронта при поддержке авиации 5-й воздушной армии перешли в наступление. Ещё не умолк грохот артиллерии и гвардейских минометов, а в воздухе послышался гул самолётов. Над фронтовым НП в сторону переднего края полковыми группами прошли 200 штурмовиков 2-го авиакорпуса и 10-й гвардейской авиадивизии под прикрытием истребителей 279-й истребительной авиадивизии. Они атаковали войска противника, оборонявшиеся в полосе наступления 27-й и 52-й армий и по дороге Тыргу-Фрумос -Роман-Яссы.
Летчики 3-го гвардейского истребительного авиакорпуса патрулированием групп самолётов в воздухе прикрывали боевые порядки ударных группировок войск фронта, непосредственным сопровождением до цели и обратно обеспечивали боевые действия 2-го штурмового авиакорпуса, бомбардировщиков 218-й авиадивизии в разведчиков 511-го авиаполка. Кроме того, они систематически вели разведку войск противника с попутной штурмовкой его живой силы и техники перед фронтом наступавших армий. Противник в воздухе оказывал заметное сопротивление, поэтому истребителям приходилось встречаться с крупными группами вражеских самолётов и вести напряжённые бои.
.
В первые минуты наступления к линии фронта повёл группу Ла-5 командир эскадрильи 177-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан И.Г. Скляров. В завязавшемся воздушном бок" он сбил ФВ-190, одержали победу и его ведомые гвардии лейтенант Б.М. Калинин, сбивший ФВ-190, и гвардии лейтенант А.Ф. Мухин, уничтоживший Ме-109. У Калинина это была вторая победа, у Мухина - одиннадцатая.
Эффективно действовала группа истребителей, которую вел помощник командира 177-го гвардейского авиаполка гвардии капитан Н.С. Артамонов, удостоенный звания Героя Советского Союза 19 августа 1944 года. Прикрывая наземные войска, группа встретила восемь ФВ-190. Завязался воздушный бой на виражах. Удачной атакой сзади сверху с дистанции 50 м Артамонов зажёг фашистский самолет. В этот момент пара "фоккеров" попыталась зайти в хвост самолета Артамонова, но ведомый командира гвардии лейтенант К.С. Мальцев вовремя заметил опасность, смело ринулся на врага и отбил атаку. Выше них вёл воздушный бой гвардии младший лейтенант М.В. Бурдилов. На помощь ему поспешила пара Артамонова. Лейтенант Мальцев зашёл в хвост вражеской машины и атакой сверху с короткой дистанции сбил ещё один ФВ-190.
Дебреценская наступательная операция началась утром 6 октября 1944 года. После короткой артиллерийской и авиационной подготовки ударная группировка 2-го Украинского фронта перешла в наступление на главном направлении.
В соответствии с планом операции авиация 5-й воздушной армии в течение дня эшелонированными ударами груп самолетов 2-го штурмового авиакорпуса содействовала войскам 53-й армии и конно-механизированной группы генерал-лейтенанта И.А. Плиева в прорыве обороны противника на рубеже Дьюла, Кетедьхаза, Кунагота, Орошхаза и развитию успеха на главном направлении, уничтожала живую силу и боевую технику врага в районе Чорваш, Тотксилош, Бекеш, Гадараш, вела разведку вражеских войск перед фронтом 53-й армии.
Истребительная авиация непрерывным патрулированием, со сменой патрулей в воздухе и наращиванием сил над полем боя, прикрывала боевые порядки частей и соединений 53-й армии и группы генерала Плиева в районе Дьюла, Сокодор, Бекешчаба. Истребители вели также разведку передвижения войск и железнодорожного транспорта противника и его аэродромов в районе Бекешчаба, Мезетур, Сарваш, Сегед, Клуж, Кикинда. Методом дежурства на земле истребительная авиация прикрывала наши наземные войска в районе Турда и свой аэроузел.
6 октября шестерка истребителей под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Н.С. Артамонова барражировала в районе Дьюла, Сокодор, Бекешчаба, когда в небе появились бомбардировщики в сопровождении Ме-109. Гвардии капитан Н.С. Артамонов по радио приказал паре гвардии старшего лейтенанта К.С. Мальцева связать боем "мессеров", а сам со своей четвёркой атаковал головную шестерку "юнкерсов". В первой же атаке Артамонов сбил Ю-87, ведущий второй пары ударной группы гвардии старший лейтенант П.Я. Мордухович уничтожил ещё один бомбардировщик. Третий вражеский самолет поджёг ведущий сковывающей группы гвардии старший лейтенант К.С. Мальцев. Преследуя бомбардировщики, гвардии капитан Н.С.А ртамонов, гвардии старшие лейтенанты А.А. Дьячков и П.Я. Мордухович сбили по одному Ю-87. Всего шестерка Артамонова уничтожила за один боевой вылет семь вражеских самолётов.
.
Источники:
Собрал сведения Иванов Александр Полянскович
Изначальную информацию прислал Григорьев Сергей Викторович
|