Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Серогодский Василий Александрович

Выпускник 1938 года
Герой Советского Союза Дата указа: 10.02.1942 (медаль № 986)
.
.
Серогодский Василий Александрович родился 21 января 1919 года в деревне Германов Починок Солигаличского уезда  Костромской губернии РСФСР (ныне Солигаличского района Костромской области) в семье крестьянина. По национальности русский.
Член ВКП(б) с 1941 года.
Окончил 5 классов семилетней школы, ФЗУ.
.
.
Работал на заводе в Ленинграде. В 1936 году поступил в ленинградский аэроклуб.
.
В Красной Армии с 1937 года. 18-летний В. Серогодский был направлен по комсомольской путевке в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1938 году.
Был направлен в Заполярье. Оттуда попал в Одессу, где в составе 69-го полка встретил Великую Отечественную войну.
Особо отличился в дни героической обороны Одессы. Вылетал по три, а то и по четыре раза, и не только в составе своей эскадрильи, но и "перехватывал" возможность вылетать в составе других групп и эскадрилий.
6 августа Серогодского назначили командиром звена. Это означало, что его доля ответственности за выполнение боевых заданий заметно возросла.
В конце сентября был представлен к званию Героя Советского Союза. Всего в небе города-героя выполнил 139 боевых вылетов, в том числе 60 штурмовок живой силы и техники румыно-германских войск и провел более 22 воздушных боёв, в которых лично сбил 3 самолёта и в группе с товарищами - 5 самолётов противника.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 февраля 1942 года лейтенанту Серогодскому Василию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 986).
.
Серогодский с боевыми друзьями
.
Он дрался против фашистов в сорок втором под Харьковом. Участвовал в составе своего, уже гвардейского, истребительного полка в Сталинградской битве. Здесь он водил в бой уже не звено, а эскадрилью на новых самолетах Як-1. Общий счет его боевых вылетов достиг 228.
.
Погиб Серогодский не в бою. Разбился 24 декабря 1942 года во время испытательного полета самолёта, который должен был перегнать в полк с места старого базирования.
.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями.
.
В городе Палласовка Волгоградской области ему установлен памятник, улица названа именем Героя.
.
 
.
***
9 июля 1941 года в "Правде" появился первый в Отечественную войну Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза. В нём были имена трёх лётчиков - младших лейтенантов С.И. Здоровцева, М.П. Жукова и П.Т. Харитонова.
Поэт Н. Асеев посвятил им стихотворение, которое было напечатано в том же номере "Правды":
.
"Это - только первых трое!
Юность - в быль переросла,
А за ними - ввысь, герои,
В бой, герои, без числа!"
.
Действительно, вслед за первыми тремя среди лётчиков, отбивавших яростные атаки численно превосходящей немецкой авиации, появилось вскоре множество других героев - пилотов. Среди них был и лейтенант Василий Александрович Серогодский.
.
Родился он в деревне Германов Починок Солигаличского района. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у сестры Аполлинарии Александровны. Свои юношеские годы он провёл в деревне Харитонов Починок.
Окончив 5 классов, Василий уехал в Ленинград, к другой сестре - Галине. Здесь он поступил в школу фабзавуча, получил специальность токаря и стал работать на одном из ленинградских заводов - Балтийском. Одновременно стал посещать аэроклуб, где увлёкся планеризмом, парашютным спортом, мечтал об авиации. Добровольцем Василий уходит в Красную Армию и вскоре становится курсантом Запорожской, а затем и Борисоглебской военно-авиационной школы пилотов.
Незадолго до войны младший лейтенант Серогодский прибыл в 69-й истребительный полк, дислоцировавшийся в Одессе. Здесь он и начал свой боевой путь.
Полк, в командование которым вскоре вступил замечательный лётчик, герой боёв в Испании майор Л.Л. Шестаков, приступил к освоению новой техники. Пилоты по сигналу боевой тревоги обрабатывали взаимодействие с наземными частями, зенитчиками, кораблями Черноморского флота, учились слаженно летать парами, звеньями, совершенствовали технику боя, метко стреляли.
- Учитесь сейчас, ребята, не жалейте себя, - давал напутствия молодым лётчикам Шестаков. - Мы должны быть в любую минуту готовыми подняться в воздух. Во время боя у лётчика не остается времени на философию. Там нужно уничтожать врага. А уничтожать его ты сумеешь только тогда, когда будешь опытнее, хитрее, осмотрительнее, когда научишься действовать почти автоматически. Храбрость - это выучка, высокое умение вести бой. Так что будем добиваться высшего класса.
И лётчики изо дня в день совершенствовали своё мастерство. В канун войны полк представлял из себя отлично подготовленную боевую единицу, оснащённую истребителями И-16.
И тем не менее первая встреча с врагом оказалась для полка курьёзной. Уже шли бои на всём протяжении советско-германского фронта, соседние авиаполки сражались где-то совсем рядом у Днестра, в Молдавии, а 69-й лишь нёс патрульную службу над Одессой, ждал подхода неприятеля с запада.
Немецкие "Хейнкели" появились над аэродромом внезапно среди белого дня. И пришли они со стороны моря, с юго-востока, откуда их никто не ждал. Шли немцы ровно, как на параде, крыло в крыло. И никто их не встретил, как положено. Служба наблюдения приняла самолёты за своих: идут-то с востока! Шестёрка "Ишачков" лейтенанта Мистюка, бывшая в небе, ожидала немцев с запада.
Только когда началась бомбёжка аэродрома, лётчики бросились к своим машинам. В небо взвилась красная ракета. Дежурное звено лейтенанта Василия Серогодского мгновенно пошло на взлёт. Однако догнать противника им не удалось: "Хейнкели" на снижении скрылись в западном направлении. Проморгала их и группа Мистюка.
Обида, досада, разочарование наполняли сердца лётчиков. Первый налёт - и так проморгать! Слышалось недовольное ворчание:
- Преподнёс фриц нам пилюлю. Эдак нас в один прекрасный момент смешают с землёй... Разве так мы должны встречать врага? С растопыренными пальцами и широко открытыми ртами?
Хотя результаты бомбёжки были малоэффективны, техника не пострадала, но урок истребителям и службе ВНОС был преподнесён предметный - врага надо ждать отовсюду и в любое время, боеготовность должна быть повышена.
.
Фронт приближался. Налёты вражеской авиации на Одессу участились. Поэтому лётчикам 69-го полка всё время приходилось быть в воздухе. Возвращалась с задания одна группа - взмывала вверх другая. Первый сбитый капитаном Капустиным "Хейнкель-111" был настоящим праздником для всего полка. Счёт был открыт! И он быстро стал расти по мере приобретения молодыми пилотами боевого опыта.
.
Восьмёрка майора Л. Шестакова, патрулируя над городом, встретила группу вражеских бомбардировщиков, идущих к порту под охраной 9 истребителей. Несмотря на численный перевес врага, майор принял решение атаковать немцев. Нельзя допустить, чтобы те сбросили бомбы на порт, на корабли, стоящие под погрузкой. Завязав воздушный бой с "Мессерами", Шестаков частью группы смело атаковал "Хейнкели". Задымил один бомбовоз, загорелся другой, бомбардировщики изменили курс. Бой был выигран.
После каждого боя Шестаков проводил детальные разборы действий истребителей, вскрывал недостатки, ругал за допущенные промахи. И ещё, и ещё напоминал о первой обязанности лётчиков - защищать товарища в бою, приходить друг другу на выручку.
В воздушном сражении за Одессу советские лётчики выдержали суровый экзамен на боевую зрелость. Все 69 дней героической обороны Одессы (с 10 августа по 16 октября 1941 года) в очень сложной обстановке они бомбили окружившие город вражеские войска, вели воздушные бои с противником, сбрасывали парашютные десанты, защищали от вражеских налётов корабли, поддерживающие наземные войска и вывозящие оборудование и гражданское население. Постепенно рос и счёт сбитых самолётов противника. По несколько побед одержали Алексей Маланов, Агей Елохин, Юрий Рыкачев, Семён Куница. После одного из боёв появилась красная звёздочка и на фюзеляже самолёта Василия Серогодского.
Командир звена В.А. Серогодский смело водил своих лётчиков на штурмовку позиций германских и румынских войск. Звено наносило удары по живой силе противника, огневым точкам, коннице, вражеским тылам. При превосходстве вражеской авиации в воздухе часто одному советскому истребителю приходилось вести бой против 3-4, а то и 5 "Мессеров".
.
Однажды вечером разведка доложила о прибытии под Одессу в район села Зельцы новой немецкой авиационной части.
- Расположились, словно на бивуаке, стервецы! - доложил командиру Алексей Малахов. - Уверены, что в России им не с кем драться. Францию разгромили за считанные дни...
- А здесь, под Одессой, топчутся уже полтора месяца. Проучить надо врагов.
Шестаков принял решение:
- Техникам ночью готовить самолёты. Вылет в 3:00 двумя эскадрильями. Удар должен быть массированным и точным.
Чуть свет раздалась команда:
- По самолётам!
И вот уже 20 "ястребков" взмыли в небо. Одну группу ведёт командир, другую - комиссар полка Верховец.
План Шестакова хорошо рассчитан. Первый удар по палаткам с безмятежно спящим лётным и техническим составом, затем по зениткам, складам, цистернам с горючим и боевым машинам.
Василий пикирует почти вслед за командиром:
- Получай, фриц!
Самолёт взмывает вверх и снова заходит на бомбовой удар. Внизу пылают бензобаки, горят вражеские самолёты, в ужасе бегут и падают сражённые свинцом немецкие вояки. Вражеского авиаполка больше не существует - от него осталось одно воспоминание. На земле сгорело 22 новеньких "Мессершмитта".
В тот же день взбешённые враги нанесли ответный "визит": дважды их бомбардировщики пытались бомбить аэродром 69-го авиаполка, но безуспешно. Фугасками было лишь попорчено взлётное поле.
И всё же полк решил перебазироваться: теперь немцы не оставят аэродром в покое. Эскадрильи перелетели в город на приготовленные горожанами небольшие взлётные площадки.
Летавший вместе с Серогодским молодой лётчик, а впоследствии генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза Павел Яковлевич Головачёв вспоминает:
"Летали мы последние дни с городского ипподрома, где с помощью рабочих Одессы и нашего личного состава сделали взлётно - посадочную полосу. Садились и взлетали под артогнём, но не унывали. Иногда по 6-7 боевых вылетов в день делали. Сразу же после взлёта штурмовали войска противника, а затем вступали в воздушные бои".
.
Летать становилось с каждым днём всё труднее. Длина полосы маловата, грунт мягкий. Чтобы взлететь или произвести посадку, да ещё ночью, надо быть поистине виртуозом. Справа и слева теснятся домики, высятся телеграфные столбы, опутанные проводами. Самолёт при взлёте и посадке идёт, чуть не касаясь крыш близлежащих домов. Тут гляди в оба!
Несмотря на это, истребители полка Шестакова летали и успешно били немцев. Сегодня их вызывала на помощь морская пехота, завтра - 25-я Чапаевская стрелковая дивизия, послезавтра просила прикрыть от налётов вражеских пикировщиков черноморская эскадра, высаживающая десант в районе Григорьевки. Вспоминает П.Я. Головачёв:
"Очень успешно действовала шестёрка самолётов под руководством В.А. Серогодского. 19 августа 1941 года они в первом же вылете образовали настоящую свалку на путях подхода румынской конницы. Прилетев на аэродром, Серогодский доложил обстановку и быстро подготовил самолёты к вылету. Пошла новая группа, которая и завершила разгром вражеской конницы... В боях за Одессу мы сбили 94 самолёта противника, потеряли 30".
.
Редели ряды воздушных бойцов. Вслед за комэском капитаном М. Асташкиным, комиссаром эскадрильи С. Куницей не вернулись с задания молодые лётчики Михаил Шилов, Алексей Маланов, столкнулись в облаках при разгроме вражеского авиадесанта пилоты Стребков и Щепоткин.
Оставшиеся в живых дрались за двоих, за троих. Командир звена В. Серогодский часто ходил на штурмовку вражеских войск, вылетал на разведку, сопровождал бомбардировщиков. Имея 139 боевых вылетов, он участвовал в 21 воздушном бое, при этом лично сбил 2 самолёта противника и 4 в группе с товарищами. За проявленную храбрость и героизм, за отличное выполнение боевых заданий Василий был награждён орденом Красного Знамени. А вскоре после перелёта из оставленной по приказу командования Одессы в Крым, когда Серогодский в числе немногих "перескочил" на видавшем виды "Ишачке" через море и благополучно сел на крымской земле, Лейтенант узнал, что за бои в городе-герое он представлен к званию Героя Советского Союза.
11 февраля 1942 года в "Правде" появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза 14 новым героям-лётчикам. В Указе и в передовой статье "Гордость советского народа" называлось и имя Василия Александровича Серогодского. Тут же была помещена корреспонденция "Герои Советского Союза", в которой после рассказа о мастерах штурмовок лётчиках полка А.А. Елохине и И.Г. Королёве, военкоме авиачасти С.А. Кунице сообщалось: "Семья Героев Советского Союза пополнилась группой лётчиков - истребителей. Каждый из них имеет на своём счету по нескольку сбитых вражеских самолётов. Старшие лейтенанты А.А. Маланов и П.В. Полоз, капитан Ю.Б. Рыкачев, лейтенант B.А. Серогодский славятся как отважные и искусные воздушные бойцы".
.
Кровопролитные бои разгорелись на подступах к Волге, у Сталинграда. Немецкие войска стремились во что бы то ни стало выйти к реке. Их поддерживал 4-й Воздушный флот - гордость фашистской авиации.
Прибыли в этот район и наиболее стойкие советские авиачасти, в том числе полк Шестакова, получивший новую материальную часть - истребители Як-1.
Ветераны полка - асы одесской обороны на новых быстроходных машинах с первых же встреч в волжском небе стали грозой для противника. В первую же неделю боёв они уничтожили 30 вражеских самолётов. "Под Сталинград, - вспоминает бывший офицер штаба истребительного авиационного соединения гвардии полковник запаса С.А. Подружко, - была брошена часть "бриллиантовой молодёжи", обслуживавшей ПВО Берлина. Но наши соколы не пасовали, самоотверженно громили врага".
Старший лейтенант В. Серогодский командовал здесь уже эскадрильей. Он участвовал во многих жарких схватках в небе, учил молодых пилотов бить врага наверняка. Вспоминает ветеран полка П.Я. Головачёв:
"Когда он вёл группу на задание, то очень умело строил боевой порядок, что обеспечивало успех в бою. Он никогда не чувствовал усталости, даже после выполненных им 6-7 боевых вылетов, всегда был весел и задавал тон всему составу эскадрильи. В самые тяжёлые дни боёв под Сталинградом он находил время писать письма своей сестре. Часто ей отправлял переводы и много о ней говорил. Этот пример говорит о человечности и любви к людям.
Не помню случая, чтобы он был чем-то угнетён или подавлен. При неудачах в бою он тщательно анализировал этот бой, разбирал его до мелочей, делал нужные выводы: "Завтра обязательно собьём больше немецких стервятников, отомстим за наших друзей".

В полку хорошо помнили случай, когда Василий Серогодский задался целью "поймать" немецкий двухфюзеляжный самолёт-разведчик FW-189 - "Раму" и посадить его на нашей территории. Свой замысел комэск блестяще осуществил. Умелыми маневрами он прижал врага к земле, заставил его расстрелять весь боекомплект, а затем, пойдя на мнимый таран, принудил немецкого разведчика сесть за Волгой.
Когда немецкого гауптмана доставили в штаб, он попросил показать ему того, кто вынудил его сдаться в плен.
- Такой молодой ? - удивился он, увидя Серогодского. - Не верю.
- Можете не верить. Но не я, а вы сейчас в плену.
- Если это сделали вы, то заслуживаете этого, - обескураженный немец показал на свой Железный крест.
- Мои заслуги уже отмечены моей страной, - ответил Серогодский и, распахнув тужурку, показал ордена и Золотую Звезду Героя.
.
Вражеская авиация всё чаще теряла своё преимущество и, наконец, к концу битвы на Волге окончательно утратила его. В ноябре 1942 года армия фельдмаршала Паулюса оказалась в окружении. Начались бои по уничтожению окружённой группировки. Жаркие схватки разгорелись и в воздухе.
.
24 декабря 1942 года В.А. Серогодский, имевший на счету уже 10 сбитых самолётов противника, погиб при исполнении служебных обязанностей. Во что пишет дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков в своей книге "Возвращение в небо":
"Вскоре нас с командиром эскадрильи Героем Советского Союза Василием Серогодским послали на По-2 в Казахстан, чтобы перегнать оттуда отремонтированный "Як".
Нас встретили там как желанных гостей. Перегонять машину предстояло Серогодскому, и он пожелал сразу облетать её. Тогда-то и произошло непоправимое...
Трудно бывает иногда объяснить причину несчастья. Мы вместе осмотрели самолёт, на земле опробовали мотор. Василий сел в кабину. У него было хорошее настроение. Как случилось, что лётчик-фронтовик, прошедший ад обороны Одессы и Сталинграда, пилотируя над тихим селом, потерял чувство расстояния и после выполнения сложной фигуры врезался в землю, я не берусь объяснить...
Похоронив своего однополчанина, я возвратился в полк на По-2. Посылать кого-то за "Яком" уже не было смысла...
Просматривая уже после войны "Формуляр 9-го Гвардейского авиаполка", в частности тот раздел, где зарегистрированы "небоевые" потери, я встретил имя Василия Александровича Серогодского. С болью вспомнил тот трагический день, когда он погиб, и мне показалось, что это произошло вчера..."

Командир части прислал сестре Василия, Галине Александровне Поповой, письмо и гвардейский значок славного комэска. В письме говорилось:
"...На примере Василия Серогодского будут воспитываться тысячи молодых бойцов. Пусть гвардейский значок Василия напоминает Вам, Галина Александровна, о том, что ваш брат сражался по-гвардейски, по-геройски. А герои не умирают".
.
В Палласовском парке культуры и отдыха Волгоградской области высится гранитный обелиск в честь славного защитника сталинградского неба, лётчика-героя. Не забыто имя Василия Серогодского и в городе-герое Одессе. В самом центре города, рядом с оперным театром, установлена величественная мемориальная стена. На ней среди других дорогих для одесситов имён золотыми буквами начертано имя славного сына русского народа Василия Александровича Серогодского.
.
.
Именем Героя на его родине в городе Солигаличе названа улица и школа, в которой он учился.
.
.
Память о Герое не сотрётся никогда.
.
Источники:
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору