Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ершов Александр Владимирович

Выпускник 1930 года
Лётчик-испытатель, старший лейтенант
.
Родился 29 июля (11 августа ) 1908 года в Киеве.
В 1922 окончил 5 групп трудовой школы. Работал разметчиком на заводе "Большевик". В 1927 г. окончил школу ФЗУ металлистов при этом заводе.
В армии с 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 г. - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (ВАШЛ).
Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе).
В апреле-ноябре 1931 г. - лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ.
С ноября 1931 г. - лётчик-испытатель НИИ ВВС.
С конца 1932 г. - лётчик-испытатель НИИ морской авиации (г. Севастополь). Участвовал в испытаниях самолётов МДР-4, АРК-3, МБР-5, МТБ-1 и других гидросамолётов.

     25 апреля 1937 г. на самолёте АРК-3-1 конструкции И. В. Четверикова установил мировой авиационный рекорд высоты полёта с грузом 1000 кг - 9.190 м (в классе Cbis (гидросамолёты).
     Погиб 14 июля 1938 года при выполнении испытательного полета на АРК-3-2.
Второй экземпляр АРК-3 строился как чисто военный вариант. На нем установили переднюю экранированную турель и улучшили гидродинамику корпуса. Хотя этот самолет и делался как военный, он был заранее "запродан" в Главсевморпуть под обозначением МП-2 (морской пассажирский-2). Летом 1938 года, во время сдаточных испытаний на борту этой машины нанесли даже регистрационные номера Главсевморпути - Н-229.
     14 июля 1938 года, день в день с прошлогодней катастрофой АРК-3-1, произошло новое несчастье. Летчик Ершов с инженером 45-го завода П.П.Перминовым заканчивали сдаточные полеты. Около семи часов вечера при заходе на посадку, во время последнего разворота самолет начал на глазах у очевидцев все сильнее заваливаться в правый вираж- пока совсем не перевернулся. Как оказалось впоследствии, прядь троса, идущего к элерону, оборвалась, попала в направляющий ролик и зажала управление. Экипаж полный абсолютного доверия к машине, был не привязан, выпал из кресел, и поэтому восстановить нормальное положение самолета не сумел. После 3-4 витков штопора АРК-3 вошел в отвесное пикирование, во время которого оторвалась часть левой консоли. Так, не выходя из пикирования, самолет упал в заросших лесом горах восточнее Севастополя. Ершов, пытавшийся поначалу ухватиться за управление, единственный из экипажа в конце концов выпрыгнул с парашютом. Высоты 50 метров оказалось недостаточно.
     Катастрофа вызвала определенный резонанс, а совпадение дат гибели обеих машин позволило в открытую говорить о причастности "врагов народа". Досталось и Четверикову. Директор завода Смирнов, не указывая на кого-либо лично, в своей объяснительной записке сообщал о "заведомо неправильном вредительском расположении реданов", и о том, что "имеем место с явным вражеским агентом".
     Тем не менее МДР-6 (Че-2), созданный на основе опыта работ над АРК-3, в 1939 г. был запущен в серию.
     А. В. Ершов жил в Севастополе. Похоронен в Севастополе, на Центральном (старом) кладбище.
     Награждён орденом "Знак Почёта".
  
Карта сайта Написать Администратору