Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Углянский Владимир Дмитриевич

Выпускник 1939 года
Генерал-лейтенант авиации (19.02.1968)
.
.
Углянский Владимир Дмитриевич родился 12 июля 1918 года в с. Сокольское Липецкого уезда Тамбовской губернии РСФСР (ныне микрорайон Правобережного округа г. Липецка Липецкой области). По национальности русский.
.
В 1934 году окончил ФЗУ. Работал электриком на заводе в Липецке.
.
В Красной Армии с апреля 1938 года. В 1939 вместе со своим братом, Углянским Петром Дмитриевичем окончил Борисоглебскую ВАШЛ. Был оставлен лётчиком-инструктором в лётной школе.
Участник Великой Отечественной войны с 15.11.1943 в составе 605-го истребительного авиационного полка в должности заместителя командира и командира авиаэскадрильи. Полк формировался при 6-м запасном истребительном авиаполку Орловского Военного округа (г. Рассказово) на самолётах И-5. 28 ноября 1941 года полк приступил к боевой работе в составе 60-й смешанной авиадивизии ВВС Западного фронта на самолётах И-5. Принимал участие в операциях:
Тульская оборонительная операция — с 28 ноября 1941 года по 16 декабря 1941 года.
Калужская операция — с 17 декабря 1941 года по 5 января 1942 года.
Ржевско-Вяземская операция — с 8 января 1942 года по 15 января 1942 года.
В январе 1942 года переучился на Як-1. Полк продолжил боевую работу с 18 мая 1942 года в составе ВВС 57-й армии Южного фронта на самолетах Як-1. Принимал участие Харьковской операции с 18 мая 1942 года по 23 мая 1942 года.
22 мая при выполнении боевого задания на Барвенко-Харьковском направлении в воздушном бою сбил один Ju-88, а другой самолёт противника Me-109 таранил. На повреждённом самолёте дотянул до своего аэродрома.
В октябре 1943 года лейтенант Углянский представлен к ордену Красной звезды.
По окончании боевых действий полк был выведен на переформирование, а Углянский Владимир был переведён в 3-й перегоночный авиационный полк, где проходил службу в качестве лётчика, командира звена, заместителя командира и командира авиаэскадрильи 3-го перегоночного авиационного полка (Красноярск). За период службы в полку до 29 октября 1943 года перегнал 80 самолётов Р-39 Аэрокобра по Красноярской трассе протяжённостью 1300 км на участке: Уэлькаль — Сеймчан — Якутск, как правило, в сложных метеоусловиях и над малонаселённой местностью. Был представлен к ордену Ленина.
Войну старший лейтенант Углянский закончил в должности заместителя командира эскадрильи. Всего за войну выполнил 39 боевых вылетов на истребителях И-5, И-16 и Як-1, в воздушных боях сбил лично 1 (таран) и в составе группы 1 самолёт противника.
Известные победы:
22.05.1942 1 Ю-88
22.05.1942 1 Ме-109 (сбит таранным ударом).
.
Перегнал к фронту без летных происшествий 273 самолета Р-39 Аэрокобра и Р-63 Кингкобра, из них 40 часов — «вслепую» (по приборам). Имеет общий налёт 2250 часов на самолётах: И-5, И-15, И-16, Як-1, Р-40, Р-39 и Р-63.
.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС в Прибалтийском военном округе.
В 1954 году окончил Липецкие КУОС, в 1959 г. — Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. Командовал дивизией.
В 1961 году окончил Военную академию Генерального штаба. По окончании назначен заместителем командующего 69-й воздушной армии по боевой подготовке.
19.05.1961 присвоено звание генерал-майор авиации.
.
.
В январе 1964 года — 1-й заместитель командующего 76-й воздушной армией.
С апреля 1964 года по февраль 1968 года командовал ВВС Ленинградского военного округа.
С февраля по апрель 1968 года командовал 76-й воздушной армией.
.
.
С 1968 года — командующий ВВС Уральского военного округа.
С 28 декабря 1970 года — начальник Поисково-спасательной службы ВВС, основанной согласно Постановлению Правительства СССР и Директиве Генерального штаба Вооружённых сил СССР № орг/9/112283 для осуществления спасательных и эвакуационных мероприятий, в том числе для поиска спускаемых космических аппаратов. Углянский сформировал Поисково-спасательный комплекс ВВС и 28-й Центр управления и технического обеспечения ПСК ВВС.
С октября по декабрь 1973 года Владимир Дмитриевич находился в распоряжении Главкома ВВС, одновременно оставаясь в должности исполняющего обязанности Руководителя поисково-эвакуационными операциями. Руководил мероприятиями по поиску и эвакуации с мест приземлений спускаемых аппаратов космических кораблей:
«Союз-10» (экипаж — В.А. Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников, 25 апреля 1971 года),
«Союз-11» (погибший экипаж в составе Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева,
«Союз-12» (экипаж — В.Г. Лазарев, О.Г. Макаров, 29 сентября 1973 года) и
«Союз-13» (экипаж — П.И. Климук, В.В. Лебедев, 26 декабря 1973 года).
.
.
С 1973 года — начальник Управления межведомственной комиссии единой системы управления воздушным движением в стране.
Звание генерал-лейтенант авиации присвоено 19.02.1968. Имел классную квалификацию «Военный летчик I класса».
В апреле 1978 года уволен из Вооружённых сил СССР на основании Приказа Министра обороны СССР в связи с достижением предельного возраста.
Жил в Москве.
.
Умер 25 июля 1998 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок № 4).
.
.
Награждён тремя орденами Красного Знамени (09.09.1942, 18.08.1945, 1956), двумя орденами Отечественной войны I степени (13.03.1944, 06.04.1985), тремя орденами Красной Звезды (21.01.1942, 1953, 1954), орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, медалями.
.
Источники:
Книга "КОМАНДУЮЩИЕ ВОЗДУШНЫМИ АРМИЯМИ", автор - В.В.Рыбалка. Издательство патриот, Москва 2006 г.
Изначальную информацию предоставил Михайлов Дмитрий Владимирович
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору