Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Добыш Фёдор Иванович

В 1934 году окончил школу командиров звеньев в Борисоглебске
Генерал-полковник авиации (27.04.1962)
 
.
Фёдор Иванович Добыш родился 5 марта (21 февраля по старому стилю) 1906 года в деревне Коханово Чериковского уезда Могилёвской губернии Российской империи (ныне Чериковский район Могилёвской области Республики Беларусь) в бедной крестьянской семье. По национальности белорус.
Окончил сельскую церковно-приходскую школу. В семье Добышей было ещё шестеро детей, и чтобы прокормить большую семью с малых лет Фёдору Ивановичу приходилось работать в крестьянском хозяйстве отца. Когда ему исполнилось 18 лет, он подался на заработки в Климовичи, где устроился на работу в коммунхоз помощником столяра. Проработав в Климовичах около года, Фёдор Иванович уехал в Донецк, где нанялся рабочим в строительное бюро на станции Рутченкова. В 1926 году началось строительство Днепровской ГЭС. Привлечённый высокими заработками для разнорабочих, Фёдор Иванович уехал в Запорожье и устроился в Днепрострой. Но на строительстве не хватало квалифицированных рабочих, и ему предложили получить специальность слесаря в вечерней школе для рабочих, организованных руководством Днепростроя. С 1927 года Фёдор Иванович уже числился в штате организации слесарем-монтажником. Через некоторое время его поставили машинистом компрессорной установки на одном из заводов жидкого воздуха. Одновременно Фёдор Иванович поступил на вечернее отделение Запорожского электромеханического института.
Жизнь Ф.И. Добыша круто изменилась в октябре 1928 года, когда его призвали в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Срочную службу ему предстояло нести в Борисове в 4-м стрелковом полку 2-й Белорусской дивизии Белорусского военного округа. С 5 ноября 1928 года красноармеец Добыш уже курсант полковой школы. В 1929 году Фёдор Иванович вступает в члены ВКП(б) и даже избирается в горсовет города Борисова. В октябре 1929 года он с отличием заканчивает учёбу в полковой пехотной школе, и его как отличника боевой и политической подготовки направляют на учёбу в объединенную Белорусскую военную школу имени ЦИК БССР в Минске. По завершении учёбы молодой офицер получает назначение на должность командира взвода 98-го стрелкового полка Белорусского военного округа, который дислоцировался в городе Быхове. Взвод Добыша быстро становится лучшим в части и командование полка рекомендует Фёдора Ивановича для дальнейшего обучения. В мае 1932 года его направляют в Москву на курсы единоначальников при объединённой военной школе имени ВЦИК. После окончания учёбы в ноябре 1932 года Ф.И. Добыш возвращается в полк и принимает под командование стрелковую роту. Сослуживцы прочат Фёдору Ивановичу блестящую карьеру, но он вновь решает круто поменять свою судьбу.
В начале 30-х годов Красная Армия остро нуждалась в кадрах для Красного Воздушного Флота. В феврале 1933 года Ф.И. Добышу предложили перейти в авиацию, и Фёдор Иванович согласился. По спецнабору ЦК ВКП(б) он был направлен во 2-ю Борисоглебскую лётную школу командиров звеньев. После окончания лётной школы Ф.И. Добыш получил назначение на должность командира самолёта-разведчика Р-6 4-й дальнеразведывательной авиационной эскадрильи Белорусского военного округа, которая дислоцировалась в Смоленске. В июле 1935 года Ф.И. Добыш был произведён в старшие лётчики и назначен командиром авиационного звена. В октябре 1936 года старший лётчик Ф.И. Добыш принял под командование авиаотряд 11-й скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи Белорусского военного округа, которая базировалась на аэродроме Энгельгардтовская на одноимённой железнодорожной станции близ деревни Энгельгардтовская Смоленской области. Весной-летом 1937 года Фёдор Иванович прошёл переподготовку на скоростном фронтовом бомбардировщике СБ. Наступало неспокойное время: в Испании шла гражданская война, 7 июля 1937 года после инцидента на мосту Лугоуцяо (мост Марко Поло) началась Вторая японо-китайская война, страна жила в тревожном ожидании скорой большой войны.
В первых числах сентября 1937 года Ф.И. Добыша срочно вызвали в Москву. В ожидании приказа его поселили в армейских казармах, на базе которых шло формирование отрядов добровольцев-интернационалистов. Стало понятно, что предстоит длительная государственная командировка. Неясно было только одно — Испания или Китай. На заседании отборочной комиссии Фёдору Ивановичу предложили стать инструктором ВВС гоминьдановской Китайской Республики и обучить китайских лётчиков боевой работе на бомбардировщиках СБ. 15 сентября 1937 года старший лётчик Ф.И. Добыш вылетел в Алма-Ату, где включился в операцию «Зета». На первом этапе Фёдору Ивановичу предстояло подготовить к перелёту в Китай две группы советских истребителей И-16. Вспоминая об этих событиях он впоследствии писал: "...Подготовку истребителей к перелету мы проводили вместе с командиром группы Смирновым. Определили порядок взлета, сбора группы в воздухе и посадки. Аэродромная сеть по маршруту была развита слабо. Большинство аэродромов — полевые, плохо оборудованные. Некоторые из них были расположены 2 тыс. м и более над уровнем моря. Покрытия аэродромов из песка или крупной гальки затрудняли посадку самолётов И-16..."
Ф.И. Добыш. Курс на восток
27 сентября 1937 года в качестве ведущего группы старший лётчик Добыш через промежуточные аэродромы Кульджа и Шихо благополучно привёл 20 истребителей на аэродром Ланьчжоу в провинции Ганьсу. Следом он успешно перегнал вторую группу из 10-ти И-16, после чего вернулся в Алма-Ату для подготовки к перелёту бомбардировщиков СБ. Следующему полёту долго мешала погода, и группа из 8-и СБ вылетела из Алма-Аты лишь в середине ноября. Ненастье преследовало советских лётчиков в течение всего перелёта, и на аэродром Нанкин, с которого им предстояло вести боевую работу, бомбардировщики прибыли вечером 30 ноября 1937 года. Фёдор Иванович был назначен командиром звена в отряд П. Муравьёва.
Ранним утром 2 декабря 1937 года две группы СБ взлетели с аэродрома Нанкин и взяли курс на Шанхай. Первая группа из 18 бомбардировщиков под командованием М. Г. Мачина, в составе которой был и Ф. И. Добыш, атаковала японский аэродром, вторая группа из 9 самолётов нанесла удар по кораблям противника, стоявшим на рейде шанхайского порта. Результаты удара имели для японской военщины тяжёлые последствия. По данным китайской разведки противник потерял 30-35 самолётов. Были взорваны топливные склады, подожжены ангары. Один крупный японский крейсер был потоплен, а шесть других военных кораблей получили серьёзные повреждения. Бомбардировщики же вернулись на свой аэродром, не потеряв ни одного самолёта.
В тот же день японские войска предприняли наступление на Нанкин, и советским лётчикам пришлось спешно менять аэродром. В качестве нового места базирования был выбран Наньчан. В течение декабря группы СБ продолжали наносить бомбовые удары по объектам японской инфраструктуры и скоплениям войск. В паузах между боевыми вылетами советские специалисты занимались подготовкой китайских авиаторов. В декабре они подготовили на самолётах СБ 40-45 боеспособных экипажей. Фёдор Иванович к середине декабря был назначен командиром отряда бомбардировщиков СБ, экипажи которых состояли только из китайцев. 15 декабря 1937 года отряд Добыша принял участие в налёте на аэродром Нанкина, в ходе которого было уничтожено около 40 японских бомбардировщиков. Во второй половине декабря 1937 года отряд Добыша нанёс бомбардировочный удар по группе транспортных и боевых кораблей противника на реке Янцзы. В результате 3 вражеских корабля были потоплены и ещё несколько судов получили различные повреждения.

Советские военные специалисты в Китае на фоне бомбардировщика СБ
.
Зимой 1938 года несмотря на некоторое снижение активности японских войск боевые вылеты советских лётчиков продолжились с прежней интенсивностью. День Красной Армии и Флота они отметили одновременным налётом на аэродромы Шанхая и Тайбэя, находившиеся в глубоком тылу противника. Несколькими днями позже Ф. И. Добыш принимал участие в налётах на железную дорогу Тяньцзинь-Пукоу и переправы через Хуанхэ. Оценивая действия советских пилотов за время своего пребывания в спецкомандировке, Фёдор Иванович впоследствии писал: "...За счёт интенсивности боевых вылетов и применения искусных тактических манёвров нам удавалось несколько компенсировать количественное превосходство японской авиации, сдерживать её наступательный порыв, а на отдельных направлениях совместно с наземными войсками даже приостанавливать наступление японских войск..."Ф.И. Добыш. Курс на восток.
В конце мая 1938 года срок командировки Ф. И. Добыша подошёл к концу. В июне Фёдор Иванович вернулся в Москву, где ему вручили ордена Красного Знамени, присвоили воинское звание «капитан» и назначили на должность помощника командира 31-го скоростного бомбардировочного полка, дислоцировавшегося в Смоленске. Долгие годы информация об участии советских лётчиков в Японо-китайской войне являлась государственной тайной. Лишь в середине 80-х годов XX века воспоминания участников боевых действий в Китае были опубликованы в сборнике «В небе Китая. 1937—1940». Среди опубликованных материалов и автобиографическая повесть Ф.И. Добыша «Курс на восток».
.
В конце 30-х годов вернувшиеся из специальных государственных командировок военные специалисты пользовались особым доверием руководства РККА и быстро продвигались по служебной лестнице. Не стал исключением и капитан Добыш. Через три месяца после вступления в должность заместителя командира 31-го бомбардировочного авиационного полка Фёдор Иванович получил звание майора и был назначен командиром полка. 17 сентября 1939 года началась операция по вводу войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. Формально 31-й скоростной бомбардировочный авиационный полк участия в операции не принимал, но 28 сентября он был переведён на аэродром Болбасово под Оршей, где «на всякий случай» два месяца находился в полной боевой готовности. 25 ноября полк вернулся на свой аэродром в Смоленск, но 30 ноября 1939 года началась советско-финская война.
Начало Зимней войны для Фёдора Ивановича оказалось неудачным. В конце декабря 1939 года его полк получил приказ следовать на аэродром Чернёво Калининской (ныне Псковской) области. Однако из-за плохих погодных условий с опозданием на сутки к месту дислокации прибыли с интервалом в три часа лишь сам командир полка и группа из 7 самолётов. Остальные бомбардировщики полка, застрявшие из-за погоды в Великих Луках, небольшими группами перелетали в Чернёво вплоть до середины января 1940 года. К моменту первого боевого вылета в распоряжении майора Ф.И. Добыша находилось только 36 экипажей.
5 января 1940 года 16-й скоростной бомбардировочной авиационной бригаде, в состав которой вошёл полк Ф.И. Добыша, предстояло нанести удар по городу Миккели, где располагался штаб финской армии. Однако сразу после взлёта при построении эскадрилий в боевой порядок столкнулись и упали на землю два самолёта. В ходе выполнения боевой задачи восемь СБ 1-й эскадрильи полка потеряли ориентировку и вместо намеченной цели нанесли удар по объектам в Пиексямяки. Ещё более тяжёлые последствия имел налёт 16-й авиабригады на военные объекты в Лаппеэнранта. В результате неправильно составленного маршрута возвращения бомбардировщики были перехвачены финскими истребителями, поднявшимися с лежащего прямо по курсу авиабригады аэродрома, и буквально расстреляны противником. И хотя основной удар пришёлся по 54-му полку, полк Добыша потерял две машины и ещё несколько получили различные повреждения. Фёдор Иванович получил несколько взысканий по партийной линии, но он умел быстро учиться на собственных ошибках. В дальнейшем полк действовал образцово. Нанося удары по укрепленным районам противника, его транспортным узлам, военно-промышленным, экономическим и политическим объектам, 31-й скоростной бомбардировочный авиационный полк майора Ф.И. Добыша в сложных метеоусловиях, сопровождавших финскую кампанию на всём протяжении, сбросил 11807 авиабомб и сбил в воздушных боях 17 финских истребителей. Майор Ф.И. Добыш неоднократно лично водил полк на выполнение боевых заданий. Небоевых потерь и авиационных катастроф полк до конца войны больше не имел. За умелое руководство вверенным ему подразделением после завершения советско-финской войны Фёдор Иванович был награждён орденом Ленина и повышен в звании до подполковника.
.
Великая Отечественная война застала подполковника Ф.И. Добыша в Латвии, куда 31-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в составе 18-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады был введён 2 июня 1940 года ещё до предъявления ультиматума правительству Латвийской Республики. Полк размещался на авиабазе Вайнёде, и перед войной вошёл в состав 6-й смешанной авиационной дивизии Прибалтийского особого военного округа. Полк имел на вооружении 60 бомбардировщиков СБ.
22 июня 1941 года материальная база 6-й смешанной авиационной дивизии была практически уничтожена на аэродромах. Подполковник Ф.И. Добыш оказался одним из немногих командиров, сумевших вывести своё подразделение из-под удара немецкой авиации. Действуя с первого дня войны в составе 7-й смешанной авиационной дивизии, 44 уцелевших бомбардировщика полка в первый месяц войны стали основной ударной силой ВВС Северо-Западного фронта. 22 июня 1941 года экипажи бомбардировщиков СБ 31-го скоростного бомбардировочного полка совершили 75 боевых вылетов на бомбардировку наступающих войск противника в районе Калварии. 23 июня 1941 года они уже бомбили колонну немецких войск у Таураге, а 24 июня 1941 года нанесли удар по немецкому городу Тильзиту в Восточной Пруссии. 4 июля 1941 года полк бомбил немецкие войска у Резекне.
К началу Великой Отечественной войны материальная база ВВС РККА сильно устарела и не соответствовала предъявляемым к ней требованиям. Бомбардировщики СБ уступали немецким самолётам по всем параметрам. Вынужденные действовать без прикрытия истребителей и штурмовиков, они становились лёгкой мишенью для пилотов Люфтваффе и зенитной артиллерии. 15 июля 1941 года сильно обескровленный и потерявший почти все самолёты 31-й скоростной бомбардировочный авиационный полк был выведен на перевооружение и переформирование. За короткое время лётчики полка вместе со своим командиром освоили не только новый бомбардировщик Пе-2, но и технику бомбометаний с пикирования. В течение всей войны Фёдор Иванович уделял этому приёму особое внимание. Овладев им в совершенстве, он требовал этого и от своих подчинённых. В полках дивизии, которой впоследствии командовал Ф. И. Добыш, даже образовались группы снайперов-пикировщиов, что позволяло использовать подразделения дивизии для уничтожения малоразмерных целей (преимущественно танков) и в ходе уличных боёв, где особенно требовалась точность ударов.
9 сентября 1941 года 31-й бомбардировочный авиационный полк, ставший пикирующим, был включён в состав 55-й смешанной авиационной дивизии Карельского фронта. 25 сентября 1941 года он был передан в состав 7-й отдельной армии и поддерживал её действия на медвежьегорском и кондопогском направлениях и в последующих оборонительных боях на реке Свирь. В первой декаде ноября полк подполковника Добыша был переброшен на тихвинское направление и поддерживал наступление войск Красной Армии в ходе Тихвинской стратегической наступательной операции, в результате которой противник был отброшен за Волхов. За отличие в Тихвинской операции приказом Народного комиссара обороны СССР № 350 от 06.12.1941 года 31-й пикирующий бомбардировочный авиационный полк был преобразован в 4-й гвардейский, а подполковник Ф.И. Добыш указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.01.1942 года был награждён вторым орденом Ленина. После завершения Тихвинской операции полк вернулся в состав 7-й отдельной армии, продолжавшей удерживать позиции на рубеже реки Свирь. 24 января 1942 года Ф. И. Добышу было присвоено очередное воинское звание гвардии полковник.
В июне 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования принимает решение о формировании 1-го бомбардировочного авиационного корпуса в составе двух бомбардировочных авиационных дивизий. В августе того же года Фёдору Ивановичу было поручено формирование 263-й бомбардировочной авиационной дивизии, командиром которой он был официально назначен 14 сентября 1942 года. Формирование корпуса было завершено в октябре 1942 года и 20 октября он был включён в состав 3-й воздушной армии Калининского фронта. В ноябре-декабре 1942 года дивизия полковника Ф.И. Добыша участвовала в операции «Марс», а по её завершении включились в Великолукскую операцию, в ходе которой были освобождены Великие Луки. Полки дивизии Добыша в том числе участвовали и в уличных боях за город Великие Луки, а также штурме великолукской крепости, нанося точечные удары по узлам немецкой обороны. В середине января 1943 года 1-й бомбардировочный авиационный корпус был передан в состав 14-й воздушной армии Волховского фронта и принимал участие в операции «Искра». Прорыв блокады Ленинграда был достигнут в результате колоссального напряжения сил и ценой огромных потерь. Кавалер четырёх высших орденов СССР Ф.И. Добыш впоследствии особенно гордился скромной медалью «За оборону Ленинграда». 21 февраля 1943 года авиакорпус, в который входила дивизия Добыша, вошёл в состав 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта и участвовал в боях под Демянском и Старой Руссой. 15 марта 1943 года подразделения дивизии Добыша нанесли удар по аэродрому Гривочки, где было уничтожено 15 самолётов Ю-88. Всего за период боевых действий на Калининском, Волховском и Северо-Западном фронтах 263-я бомбардировочная авиационная дивизия совершила 1036 самолёто-вылетов на бомбардировку скоплений войск противника, его переднего края обороны и военной инфраструктуры. На цели было сброшено 5420 тонн авиабомб, 1141000 единиц агитационных материалов. Дивизией уничтожено, сожжено и разрушено 69 танков, 186 автомобилей с войсками и грузами, 32 склада с боеприпасами и горюче-смазочными материалами, 10 батарей полевой артиллерии, 4 батареи зенитной артиллерии, 1 железнодорожный эшелон, один железнодорожный мост и до двух полков пехоты противника. В воздушных боях был сбит 21 немецкий самолёт и ещё 20 было уничтожено на аэродромах. За указанный отрезок времени 62 лётчика подразделения были награждены высокими правительственными наградами.
Полковник Ф.И. Добыш неоднократно лично водил подразделения дивизии в бой, совершив 107 боевых вылетов. Приказом НКО СССР № 128 от 18.03.1943 года 263-я бомбардировочная авиационная дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую.
 
Командир 1-й гвардейской бомбардировочной дивизии полковник Ф.И. Добыш на фоне своего самолёта Пе-2.
.
В апреле 1943 года 1-й бомбардировочный корпус был выведен на аэродром Бутурлиновка у города Бутурлиновка Воронежской области. Корпус формально был включён в состав 2-й воздушной армии, но до начала сражения на Курской дуге находился в резерве Воронежского фронта. 1-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия полковника Добыша на 50 % была доукомплектована молодыми и не имевшими опыта полётов на Пе-2 лётчиками. В течение апреля, мая и июня 1943 года Фёдор Иванович провёл в дивизии большую учебную работу. Подразделения дивизии совершили 2927 учебных полётов с общим налётом 1628 часов. Результаты обучения стали видны во время Курской битвы, в ходе которой лётчики дивизии, совершив 1030 боевых вылетов, уничтожили 47 танков, 432 автомашины с военными грузами, 16 складов с боеприпасами и топливом, 13 артиллерийских батарей, подавили 41 огневую точку, повредили 6 эшелонов, разрушили 146 строений.
3 августа 1943 года авиакорпус, в который входила дивизия Добыша, был передан в состав 5-й воздушной армии Степного (с 20 октября 1943 года — 2-го Украинского) фронта и поддерживал наступление войск Красной Армии в ходе Белгородско-Харьковской и Полтавско-Кременчугской операций. Совершив 685 боевых вылетов и сбросив на объекты противника и скопления его войск 450 тонн авиабомб, полки 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии обеспечили быстрые темпы наступления подразделений фронта, способствовали освобождению Белгорода, Харькова, Полтавы и Кременчуга, форсированию Днепра, успеху в боях за удержание и расширение плацдармов, прорыву Восточного вала. 1-й бомбардировочный авиационный корпус (с 5 февраля 1944 года — 2-й гвардейский) до начала июля 1944 года участвовал во всех операциях 2-го Украинского фронта (Пятихатская, Знаменская, Кировоградская, Корсунь-Шевченковская и Уманско-Ботошанская операции). 1-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия участвовала в освобождении Александрии, Знаменки, Кировограда, Звенигородки, Корсунь-Шевченковского и Умани. Массовый героизм лётчики дивизии проявили при освобождении Кировограда, за что дивизии 9 января 1944 года было присвоено почётное наименование «Кировоградская». Всего за время пребывания в составе Степного и 2-го Украинского фронтов (с 03.08.1943 года по 06.07.1944 года) дивизия полковника Ф. И. Добыша произвела 4445 успешных самолёто-вылетов и сбросила на цели 2668 тонн бомбового груза. В результате было уничтожено и повреждено: 191 танк, 1041 автомашина, 67 орудий различного калибра, 214 вагонов, 8 железнодорожных эшелонов, 5 мостов, 35 складов с боеприпасами и ГСМ, подавлен огонь 39 миномётных и зенитных батарей. Потери противника в живой силе составили 1430 человек убитыми. В воздушных боях экипажи дивизии сбили 109 вражеских самолётов. Подполковник Ф.И. Добыш за этот период совершил лично 44 боевых вылета.
 
Командир 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии гвардии полковник Добыш Федор Иванович (в центре) ставит боевую задачу экипажу на фоне своего самолета Пе-2. Справа – будущий Герой Советского Союза старший штурман дивизии майор Помазунов Александр Иванович, слева – стрелок-радист Коваль. На фюзеляже бомбардировщика нарисованы знак «Гвардия» и звериный оскал.
Время съемки: 1944
.
6 июля 1944 года 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус (26 декабря 1944 года переименован в 6-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус) был переброшен на 1-й Украинский фронт и включён в состав 2-й воздушной армии. С 14 июля 1944 года подразделения корпуса участвовали в Львовско-Сандомирской операции, а в августе 1944 года — в Ясско-Кишинёвской операции, в ходе которой оказывали содействие войскам 2-го Украинского фронта при освобождении города Яссы. В январе — марте 1945 года корпус поддерживал действия 1-го Украинского фронта фронта в ходе Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской и Верхне-Силезской операций. В его составе 1-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия под командованием полковника Ф. И. Добыша принимала участие в освобождении южных районов Польши, Силезского промышленного района, ликвидации окружённых группировок противника под Оппельном и в Бреслау, обеспечивала форсирование наземными частями реки Одер. Всего к середине апреля 1945 года дивизией совершено 7672 боевых самолёто-вылета, сброшено 6420 тонн авиабомб. Фёдор Иванович к этому времени совершил лично около 170 боевых вылетов, из которых 64 - в должности командира дивизии.
16 апреля 1945 года «за отличное руководство дивизией и достигнутые успехи в деле повышения эффективности бомбометания, за внедрение новшества, за мужество, отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками и лично совершённые боевые вылеты» комдив Добыш был представлен командиром 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса полковником Д.Т. Никишиным к званию Героя Советского Союза, данное представление поддержал командующий 2-й воздушной армии генерал-полковник авиации С.А. Красовский, однако вышестоящее командование понизило статус награды до ордена Суворова II степени.
.
.
На завершающем этапе войны дивизия Добыша участвовала в Берлинской операции и штурме Берлина. Боевой путь дивизии завершился 11 мая в небе Чехословакии в ходе Пражской операции.
.
За время войны комдив Добыш был четыре раза упомянут в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего.
.
24 июня 1945 года полковник Ф.И. Добыш возглавлял сводную колонну лётчиков 1-го Украинского фронта на параде Победы на Красной площади в Москве.
.
1 марта 1946 года Ф.И. Добышу было присвоено звание генерал-майор авиации, и Фёдор Иванович получил назначение на должность командующего 5-м штурмовым авиационным корпусом. Затем была учёба в Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова, которую он окончил в 1951 году.
С октября 1951 Фёдор Иванович занимал должность помощника командующего 57-й воздушной армией, а с марта 1952 года - заместителя командующего 24-й воздушной армией. В декабре 1955 года генерал-майор Ф.И. Добыш был назначен командующим 50-й воздушной армии дальней авиации - первой и на тот момент единственной в СССР части стратегического назначения. В состав армии входила 160-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия, включавшая 402-й и 291-й тяжелые бомбардировочные авиационные полки, вооружённые стратегическими бомбардировщиками Ту-4А. Фёдор Иванович уже был непосредственным руководителем процесса переформирования 45-й авиационной дивизии дальнего действия в 45-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию, которая была оснащена стратегическими бомбардировщиками Ту-16А и также вошла в состав 50-й воздушной армии.
26 ноября 1956 года Ф.И. Добышу было присвоено и очередное воинское звание генерал-лейтенант авиации. Именно Фёдору Ивановичу в 1958 году было поручено формирование в авиационных частях стратегического назначения первых ракетных соединений. К концу года генерал-лейтенантом Ф.И. Добышем было сформировано 5 ракетных полков, вооружённых баллистическими ракетами Р-2. Ещё 3 полка были переданы в состав 50-й воздушной армии из других частей.
17 декабря 1959 года на заседании Совета министров СССР было принято решение о создании ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Формирование первой ракетной армии предполагалось осуществить на базе 50-й воздушной армии генерал-лейтенанта Ф.И. Добыша. К моменту официального создания ракетных войск стратегического назначения Фёдором Ивановичем было сформировано 7 дивизий в составе 33-х ракетных полков, оснащенных ракетами средней дальности Р-5М и Р-12. 22 ноября 1960 года приказом министра обороны № 0031 генерал-лейтенант Добыш Фёдор Иванович был официально назначен командующим 50-й Смоленской ракетной армией.
27 апреля 1962 года Фёдору Ивановичу было присвоено воинское звание генерал-полковника.
.
Фёдор Иванович Добыш внёс огромный вклад в становление и развитие РВСН. Под его руководством была развёрнута западная стратегическая группировка ракет средней дальности. Подразделения его армии дислоцировались в Прибалтике, Белоруссии, на территории Калининградской, Псковской, Ленинградской и Мурманской областей и к 1963 году имели на вооружении 351 пусковую установку ракет Р-12, Р-14 и Р-5М. Подразделения армии как наиболее подготовленные участвовали в операции «Тюльпан», в ходе которой было осуществлено (6 и 8 сентября 1962 года) два учебно-боевых пуска ракет средней дальности с ядерными боеголовками из района Читы по полигону на Новой Земле, и операции «Анадырь», в ходе которой осуществлялась доставка и развёртывание ракет средней дальности на территории Кубы.
Большое внимание Фёдор Иванович уделял воспитанию офицеров-ракетчиков, совершенствованию их боевой выучки. Только за период с 1965 по 1968 год подразделения 50-й ракетной армии провели на полигоне Капустин Яр 175 успешных учебно-боевых пусков ракет Р-12 и Р-14. Армии генерал-полковника Добыша доверялось проводить испытания новейшего ракетного вооружения, в том числе и первых подвижных ракетных комплексов 15П696, вооружённых ракетами РТ-15. Здесь внедрялась первая система автоматизированного управления ракетными частями «Сигнал». В 1970 году генерал-лейтенант Ф.И. Добыш осуществил постановку на боевое дежурство тяжёлых межконтинентальных баллистических ракет УР-100 и Р-16.
Являясь с 1955 года комендантом смоленского гарнизона, Фёдор Иванович уделял большое внимание послевоенному восстановлению города Смоленска. Вёл он и активную общественно-политическую работу. Неоднократно Ф.И. Добыш избирался депутатом Смоленского областного Совета народных депутатов, членом бюро обкома КПСС, делегатом трех съездов КПСС и депутатом Верховного Совета РСФСР трех созывов от Смоленской области.
.
13 июля 1972 года генерал-полковник Ф. И. Добыш вышел в отставку. Жил в Москве.
.
29 ноября 1980 года Фёдор Иванович скончался. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.
.
Мемориальная доска в Смоленске:
.
Источники:
Википедия
Авиационная энциклопедия в лицах.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Изначальный материал отыскал Голубев И.Ю.
Сайт Энциклопедия "Космонавтика"  http://www.rtc.ru/encyk/biogr-book/05D/0841.shtml
***
.
Первый ракетный командарм
.
17 декабря 1959 года, ровно полвека тому назад, в СССР был создан новый вид Вооруженных Сил – ракетные войска стратегического назначения. Многие из создателей советского ракетно-ядерного щита до самого последнего времени были надежно спрятаны за плотной ширмой секретности. Один из них – наш соотечественник, генерал-полковник Федор Иванович Добыш, о деятельности которого всегда и везде писалась только утвержденная соответствующими органами фраза: «Занимал ряд ответственных должностей». А ведь это был человек удивительной судьбы. Лишь ему было суждено трижды войти в военную историю в качестве первопроходца. Он командовал полком, который стал в советской авиации первым гвардейским бомбардировочным. Затем Добыш возглавил и первую в истории ВВС гвардейскую бомбардировочную авиадивизию. Ему выпала высокая честь сформировать и возглавить первую в истории ракетных войск стратегического назначения ракетную армию...
.
16 лет Федор Иванович простоял в самом ответственном – ядерном – карауле...
.
Паренек с Могилёвщины
Сегодня трудно сказать, слышал ли шелест крыльев судьбы Федор Добыш, когда 17 декабря 1934 года после окончания летной школы прибыл в Смоленск и был назначен на свою первую летную должность командира корабля. Думаю, такие совпадения едва ли бывают случайными, но ровно через 25 лет – 17 декабря 1959 года, когда будут созданы ракетные войска стратегического назначения, – Федору Ивановичу доверят формировать здесь же, в Смоленске, первую в истории РВСН ракетную армию...
.
А начиналась его славная биография в бедной деревушке Коханово Чериковского уезда, что на Могилевщине. Большая крестьянская семья Добышей, в которой, кроме Федора, было еще шесть детишек, от зари до зари трудилась в поле и кормилась, как и все односельчане, только от земли-матушки. О небе никто и не помышлял. В 1924 году, едва Федору исполнилось 18, родные отправили его на заработки в Климовичи, где ему, окончившему еще до революции сельскую церковно-приходскую школу, удалось устроиться подручным столяра в местном коммунхозе... В 1928 году Федор поступает в Смоленский электротехнический институт, но учиться ему в нем, увы, не довелось. Его призывают в армию, и с 5 ноября он уже красноармеец полковой школы 4-го стрелкового полка 2-й Белорусской дивизии в городе Борисове. В 1929 году его принимают в партию и избирают членом Борисовского горсовета. За успешное окончание полковой школы Федора Добыша направляют на учебу в Минск, в пехотное отделение Объединенной Белорусской военной школы им. ЦИК БССР.
.
Со временем, несомненно, и вырос бы в крупного пехотного военачальника Федор Иванович Добыш, но его ждал новый, совершенно неожиданный поворот в судьбе. В те годы в армии начинался эксперимент по переводу в авиацию командиров и политработников из наземных войск. Предложили стать авиатором и Добышу. И он сделал решительный, самый главный выбор, определивший всю его дальнейшую жизнь и судьбу.
.
В петлицах «птичка»
20 февраля 1933 года командир пехотной роты Федор Добыш стал слушателем 2-й Краснознаменной военной школы имени Осоавиахима в Борисоглебске. В этой школе решили попробовать доселе неслыханное – готовить из пехотных командиров не просто летчиков, а сразу командиров звеньев!
.
В третий набор этой элитной, образцовой авиашколы, которой руководил тогда легендарный Зиновий Померанцев (будущий начальник Военно-воздушной академии), посчастливилось попасть и Федору Добышу. Выпускался он из авиашколы на двухместном легком бомбардировщике Р-5. В выпускной аттестации начальник авиашколы Померанцев рекомендовал назначить его на должность командира звена в легкобомбардировочную эскадрилью, посчитав необходимым отметить: «Природные летные качества – хорошие, усвоение летной программы – легкое, ориентирование – отличное, воздушная стрельба с У-2 – отличная, активно занимался легкой атлетикой, за что имеет ряд поощрений».
.
17 декабря 1934 года военный летчик Федор Добыш получил свое первое назначение – командиром самолета-разведчика Р-6 4-й дальнеразведывательной эскадрильи Белорусского военного округа, которая размещалась на Смоленском аэродроме.
.
В декабре 1936 года старший лейтенант Добыш возглавил авиационный отряд 11-й скоростной бомбардировочной эскадрильи Белорусского военного округа и, переучившись на бомбардировщик СБ, выводит свой отряд в передовые.
В мире в это время было неспокойно. Вовсю полыхала война в Испании, а 7 июля 1937 года с провокации на мосту Лугоуцяо близ Пекина началась широкомасштабная агрессия Японии против Китая... В ходе совершенно секретной операции «Зет» уже 10 октября в Китай были отправлены две эскадрильи лучших советских летчиков бомбардировочной и истребительной авиации. Среди них был и Добыш. 2 декабря 1937 года в составе девятки бомбардировщиков СБ капитана И.Козлова он с Нанкинского аэродрома совершил свой первый боевой вылет на Шанхай. В следующих вылетах он бомбит железнодорожный узел Цзинань, мосты через реку Хуанхэ. В одном из полетов у ведущего группы бомбардировщиков Федора Добыша начал глохнуть правый мотор. О вынужденной посадке речь идти не могла – кругом горы. Надо было немедленно возвращаться на свой аэродром. Но Добыш все же долетел до стоящих на реке Янцзы японских кораблей, отбомбился по ним вместе со всей группой и благополучно вернулся, совершив посадку на одном двигателе. Как сообщила разведка, советские летчики тогда повредили и потопили шесть японских кораблей.
.
Кроме участия в боевых действиях, летчики обучали китайских пилотов летному ремеслу, передавали им свой богатый опыт. Летать в Китае было очень сложно – радиосвязи никакой, средства навигации – самые примитивные. Отсутствие кислородного оборудования крайне затрудняло полеты на больших высотах. Воевали летчики в Китае тайно и даже в секретных личных делах наших героических парней эта война всегда называлась «государственной командировкой». Кстати, в этой «командировке» погибло более 200 советских авиаторов... Девятнадцать летчиков стали Героями Советского Союза. Среди них брестчанин А.Благовещенский и уроженец Могилевщины Е.Николаенко. За время «командировки» Добыш совершил шесть результативных боевых вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени.
.
1 января 1939 года майор Добыш возглавил легендарный 31-й скоростной бомбардировочный полк, золотыми буквами вписанный в историю советских ВВС.
.
Крута под крылом высота
28 сентября 1939-го майор Добыш перебазировал свой полк в Болбасово, под Оршей, где еще 2 месяца он находился в полной готовности. 25 ноября снова вернулся на аэродром в Смоленск. Но, увы, ненадолго. Началась война с Финляндией, которая с самого начала пошла не по сценарию Кремля. Наши войска несли большие потери. На усиление 16-й скоростной авиабригады ВВС Северо-Западного фронта, упорно штурмовавшего на Карельском перешейке «линию Маннергейма», 26 декабря 1939 года на аэродром «Чернево» был срочно переброшен полк Добыша. 5 января 1940 года в сложнейших метеоусловиях (а других там почти не было – из 104 дней войны только 25 с ясной погодой) Федор Иванович лично повел своих летчиков в бой. Воевал его полк до самого конца войны, воевал геройски, сбросив на врага 11.807 бомб и сбив в воздушных боях 17 финских истребителей.
.
Командирский хлеб Добыша отнюдь не всегда был мягким, как это может показаться на первый взгляд. И у него в полку были аварии и поломки, и получал он за них по первое число по партийной и дисциплинарной линии. Но факт остается фактом: ни один экипаж у него не погиб в авиакатастрофе.
.
Мастера пикирующих ударов
Начало войны 44 экипажа полка Добыша встретили без паники и растерянности. Умело уходя из-под бомбежек, они не потеряли на аэродроме ни одного самолета. В 7 часов утра 23 июня в полном составе полк нанес мощный удар по противнику в районе города Таураге, а на следующий день первыми из советских летчиков бомбили территорию рейха – город Тильзит в Восточной Пруссии! Решительный и везучий полк Добыша в эти невыносимо тяжкие первые дни войны становится главной ударной силой командования Северо-Западного фронта. Но их скоростные бомбардировщики СБ скоростными, увы, были только по названию. Неповоротливые, не способные бомбить с пикирования и уже безнадежно устаревшие, да еще и летавшие на бомбардировку без истребительного прикрытия, они каждый день гибли в отчаянных воздушных боях с «Мессершмиттами». Несмотря на это, оставшиеся в живых экипажи вновь поднимались в небо и вновь прорывались к целям через стаи немецких истребителей и частокол зениток.
.
15 июля 1941 года обескровленный, потерявший в боях все свои самолеты, полк подполковника Добыша был выведен в тыл – на переформирование и переучивание на пикирующие бомбардировщики Пе-2.
.
9 сентября в составе 55-й смешанной авиадивизии Добыш со своими геройскими парнями возвращается на Северо-Западный фронт, и фрицы вновь ощутят на себе мощные удары 31-го полка теперь уже пикирующих бомбардировщиков. Всего через 3 месяца боев полк Федора Добыша станет известен всей стране. 6 декабря 1941 года в советских ВВС родилась гвардия – приказом наркома обороны шесть лучших авиационных полков, проявивших особое мужество и геройство в горестном, трагичном сорок первом, получили гвардейские звания. Этой высочайшей чести первыми были удостоены четыре истребительных, один штурмовой и один бомбардировочный полк – 31-й полк гвардии подполковника Добыша. С этого дня он стал называться 4-м гвардейским бомбардировочным, открыв собой славный список гвардейцев в советской бомбардировочной авиации.
Во главе полка Фёдор Иванович летает на боевые задания до июня 1942 года, когда руководством Вооруженных Сил будет принято решение о создании 1-го бомбардировочного корпуса Резерва Верховного Главнокомандования в составе двух дивизий пикирующих бомбардировщиков. Одну из дивизий – 263-ю – поручили формировать гвардии полковнику Добышу.
.
22 октября 1942 года его дивизия прибывает на Калининский фронт и участвует в кровопролитной Ржевско-Сычевской операции, в штурме города и крепости Великие Луки. В начале 1943 года решением Ставки Верховного Главнокомандования она перебрасывается на Волховский фронт и участвует в тяжелейшей операции по прорыву блокады Ленинграда. Бомбами и большой кровью удалось пробить коридор шириной всего в 11 километров и восстановить сухопутную связь многострадальной северной столицы со страной. Ветераны рассказывали, что Федор Иванович очень гордился медалью «За оборону Ленинграда» и всегда со слезами на глазах вспоминал о боях за этот город.
.
На Воронежском фронте дивизия принимает участие в Курской битве. 1-м бомбардировочным корпусом, в который входила дивизия Добыша, командовал тогда легендарный мастер пикирующих ударов Герой Советского Союза генерал Иван Полбин. Пе-2 позволял пикировать с углом до 90 (!) градусов, но обычно бомбили с 70, при этом приборная скорость возрастала до 550 км в час, а потеря высоты, «просадка» на выводе составляла 800 – 900 метров! Перегрузка в 4, а то и в 6 единиц безжалостно «плющила» экипаж, хотя бывали случаи, что на Пе-2 приходилось терпеть и 8 – 11 единиц! Самолет и тот едва выдерживал, а каково было экипажу! Многое здесь зависело не только от летчика, но и от исправности тормозных решеток и автомата вывода из пикирования. Поэтому любителей бомбить с пикирования среди пилотов было не так уж и много. Но генерал Полбин личным примером добился, что весь его корпус стал пикирующим. Рискованная игра стоила свеч, ведь при пикировании экипаж гарантированно поражал цель размером всего 3 х 5 метров! Под Курском и Прохоровкой эти снайперские удары по танкам оказались весьма кстати.
.
После освобождения Харькова была Полтава, затем Кременчуг, бои на Днепровском плацдарме, в ходе которых ведущими группы бомбардировщиков Полбиным и Добышем была впервые применена знаменитая «вертушка» – бомбометание с пикирования с замкнутого круга, когда самолеты делали без перерыва 4 – 6 заходов на цель. «Вертушка», словно дисковая пила, вращалась над врагом и, меняя направление, буквально под ноль «вырезала» его боевые порядки.
.
Большинство командиров авиационных дивизий в годы войны летали на боевые задания очень редко, а многие и вовсе не летали. Федор Иванович Добыш всю войну был со своими гвардейцами в небе и личным примером показывал, как надо бить врага. Причем в небе Добыш не прятался за спины своих летчиков. Пе-2 комдива с нарисованными акульей пастью и огромным гвардейским значком немцы отлично знали и упорно, но безуспешно охотились за ним всю войну.
.
9 мая гвардии полковник Добыш провел на последнем своем фронтовом аэродроме Жагань торжественный митинг, поздравил своих летчиков-героев с Победой и... поставил очередную боевую задачу – нанесение ударов по немцам в районе столицы Чехословакии – Праги. Зачехлила свои легендарные «пешки» 1-я гвардейская дивизия лишь 11 мая 1945 года.
.
24 июня 1945 года гвардии полковнику Федору Добышу, прошедшему войну, как говорится, от звонка до звонка, выпала высокая честь командовать сводной ротой летчиков 1-го Украинского фронта на Параде Победы. Впереди была мирная жизнь, которая, однако, очень скоро поставила перед Федором Добышем настоящие боевые задачи.
.
Во главе стратегических сил
В декабре 1955 года генерал-майор авиации Добыш назначается на должность командующего 50-й воздушной армией дальней авиации, штаб которой находился в Смоленске. Это была единственная тогда в Вооруженных Силах СССР армия стратегического назначения, в составе которой на аэродроме «Болбасово» под Оршей находилась 160-я дивизия – первая авиадивизия носителей ядерного оружия в составе двух тяжелых бомбардировочных полков на самолетах Ту-4А. Вскоре в ее составе в Барановичах появилась еще одна – 45-я Гомельская стратегическая дивизия носителей, но уже на первых тяжелых реактивных бомбардировщиках Ту-16А. Создавались части стратегической авиации в ответ на планы США по ядерному нападению на Советский Союз. И только бомбардировщики Добыша могли тогда «достать» США, являясь единственным средством стратегического сдерживания. Других средств доставки ядерного оружия у Советского Союза просто не было. Такова была трагическая логика «холодной войны»...
.
«Дотянуться» советским летчикам можно было только через Северный полюс. Поэтому открывать ворота в Арктику, штурмовать полюс, осваивать аэродромы на Крайнем Севере, за полярным кругом, в тундре и на льдах довелось именно летчикам генерала Добыша. Все это делалось в режиме чрезвычайной секретности, и поэтому в те времена практически никто не знал ни о Северной группе войск, ни об Оперативной группе авиации в Арктике, ни об атомных бомбардировках Новой Земли...
.
В авиационном стратегическом противостоянии гвардейцы Добыша выстояли, но в двери уже вовсю стучался призрак ракетно-ядерной войны. В 1958 году генерал-лейтенант Добыш получил совершенно секретную директиву командующего дальней авиации о формировании в составе 50-й армии ракетных частей. В октябре в обстановке строжайшей тайны на базе 362-го тяжелого бомбардировочного полка на аэродроме «Сеща» был создан первый ракетный полк, а в ноябре в Тарту из 454-го авиаполка – еще один. К концу года генерал Добыш сформировал в своей армии еще 5 ракетных полков и 3 принял из других армий. В каждом из полков было тогда по 4 эскадрильи баллистических ракет Р-2.
.
Когда 17 декабря 1959 года советским правительством было принято решение о создании ракетных войск стратегического назначения, на базе 50-й воздушной армии сформировали 50-ю ракетную армию. Исполняющим обязанности первого командующего первой в истории РВСН ракетной армии был назначен генерал-лейтенант авиации Федор Добыш, который был окончательно утвержден на этом важнейшем стратегическом посту в ноябре 1960 года. К этому времени в 50-ю РА вошли уже 6 дивизий, на вооружение армии поступили ракеты средней дальности Р-5М и Р-12.
.
Под руководством генерала Добыша была развернута мощная северо-западная группировка ракет стратегического назначения. Беспокойное хозяйство Добыша было огромным, к 1963 году 50-я армия имела на вооружении 351 пусковую установку ракет Р-12, Р-14 и Р-5М. Диву даешься, как умудрялся управлять этой мощью из своего подземного командного пункта, который находился в 60 километрах от Смоленска у поселка Гусино, генерал Добыш.
.
Все 12 лет, когда Федор Иванович командовал 50-й армией, она была лучшей, передовой в ракетных войсках. Именно его 344-му ракетному полку из Приекуле было доверено участвовать в 1962 году в рискованном и ответственном мероприятии «Тюльпан» – проведении двух пусков ракет Р-14 с реальными термоядерными боезарядами из района под Читой по полигону на Новой Земле. Ракеты летели над территорией страны, и если бы случился какой-то сбой, последствия были бы пострашнее Чернобыля. В 1965 – 1968 годах боевые расчеты 50-й армии провели на полигоне Капустин Яр 175 успешных учебно-боевых пусков ракет Р-12 и Р-14. К стратегической операции «Анадырь» на Кубе от армии Добыша привлекался 79-й ракетный полк из Плунге и 1-й ракетный дивизион 428-го ракетного полка из Сморгони. В его ракетной армии проходили испытания и первые подвижные пусковые установки на гусеничном шасси танков Т-10 с ракетами РТ-15 – прообраз нынешних «Тополей», внедрялась первая аппаратура автоматизированного управления ракетными частями «Сигнал». В 1970 году на вооружение 50-й армии поступили и тяжелые межконтинентальные ракеты УР-100 и Р-16.
.
В 1972 году «стратегический генерал» Добыш ушел на пенсию. В истории ракетных войск он единственный, кто командовал армией 12 лет...
.
29 ноября 1980 года генерал-полковника Федора Ивановича Добыша не стало. Скромные похороны состоялись на Кунцевском кладбище в Москве, а в некрологе в «Красной Звезде» появилась все та же, сопровождавшая его всю жизнь, ни о чем не говорящая фраза: «Занимал ряд ответственных должностей». Сегодня гриф секретности с его имени снят, но есть ли в Беларуси улица или мемориальная доска, посвященная нашему легендарному земляку? Увы...
***
Произведение Добыша Ф. И. "КУРС НА ВОСТОК" http://avia.lib.ru/bibl/1009/09.html
Карта сайта Написать Администратору