Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Николаев Дмитрий Семёнович

Выпускник 1940 года
Герой Советского Союза Дата указа: 08.09.1943 (медаль № 1204)

.
Родился 7 ноября 1919 года в деревне Даниловка ныне Куркинского района Тульской области в крестьянской семье. По национальности русский.
В 1933 году его семья переехала в Москву. Окончил 7 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. Работал фрезеровщиком на заводе «Калибр» в Москве.
.
В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.
Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Защищал Ленинград на дальних и ближних подступах к городу на Неве в составе 158-го истребительного авиационного полка ПВО.
.
27 января 1943 года, выполняя боевое задание по прикрытию наземных войск в районе Синявино, лётчик-истребитель Д.С. Николаев сбил два вражеских «юнкерса». Атакуя третий, советский пилот попал под удар «мессершмиттов». Почувствовав острую боль в левом боку, он увидел, что борт его крылатой машины разбит. Истекая кровью, тяжело раненный Николаев довёл подбитый самолёт до своего аэродрома, совершил посадку на одно колесо и потерял сознание. После лечения его списали с лётной работы, но мужественный авиатор добился возвращения в строй.
Командир звена 27-го гвардейского истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) гвардии старший лейтенант Дмитрий Николаев к июлю 1943 года совершил на Ленинградском фронте триста семьдесят боевых вылетов, в пятидесяти восьми воздушных боях сбил четырнадцать самолётов противника...
.

Список побед гвардии старшего лейтенанта Д.С. Николаева
(из книги М.Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 07.01.1942 г. 1  Ме-109 Ладога И-16, Як-1, Як-7.
2 20.07.1942 г. 1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 ) юж. пос. Володарский
3 28.07.1942 г. 1  Ju-87 сев. Антропшино
4 10.09.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 ) сев - вост. 1-й Городок
5 13.01.1943 г. 1  Ме-109 Разъезд 9-й км
6 14.01.1943 г. 1  Ме-109 юго - вост. Шлиссельбург
7 15.01.1943 г. 1  Ме-109 юж. Павлово
8 23.01.1943 г. 1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 ) сев - зап. ст. Мга
9 24.01.1943 г. 1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 ) Синявино
10 27.01.1943 г. 1  Ju-88 Синявино
11 1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 ) юго - зап. окр. Синявино

  Всего сбитых самолётов - 14  [6 + 5];  боевых вылетов - 370;  воздушных боёв - 58.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Николаеву Дмитрию Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1204).
.
В 1944 году Д.С. Николаев окончил курсы усовершенствования офицерского состава.
.
После войны продолжал службу в ВВС СССР.
.
С 1960 года полковник Николаев Д.С. в запасе.
Жил в Москве. До ухода на заслуженный отдых работал инженером в одном из авиационных конструкторских бюро.
.
Умер 9 октября 1993 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 3).
.
Награждён орденами Ленина (08.09.43), Красного Знамени (13.02.43), Отечественной войны 1-й (06.04.85) и 2-й (20.01.43) степени, 2-я орденами Красной Звезды (19.12.41; 26.10.55), медалями.
***
.
Гвардии старший лейтенант Дмитрий Семёнович Николаев в суровую военную пору выполнял различные боевые задачи: патрулировал над Ленинградом и над советскими наземными войсками, летал на разведку и штурмовку, сопровождал на задание бомбардировщики. Сколько раз он выручал товарищей в бою!   Сколько раз они приходили ему на помощь!
Однажды звено истребителей под командованием лейтенанта Георгия Жарикова сражалось с численно превосходящими силами противника. Трое отважных дрались против 15 "Мессеров". В первые минуты боя Георгий Жариков, Дмитрий Николаев и Николай Добрецов отправили на землю 2 вражеских самолёта. В хвост истребителю Георгия Жарикова начал пристраиваться Ме-109. Николаев метким огнём отсёк врага. Пулемётная очередь прошила фюзеляж Ме-109. Это была третья неприятельская машина, уничтоженная звеном за один вылет.
Памятен Дмитрию Семёновичу первый день боёв по прорыву блокады - 12 января 1943 года. Утром около командного пункта состоялся митинг личного состава. Выступая перед авиаторами, Дмитрий Николаев сказал: "На мою долю выпала высокая честь сразиться за родной Ленинград, за освобождение его от блокады. Я заверяю, что эту почётную боевую задачу выполню с честью. Все свои силы, способности и умение я приложу к тому, чтобы как можно больше уничтожить фашистских стервятников в воздухе и на земле. Я буду всюду искать их и преследовать до тех пор, пока не убью".
Эти слова юного бойца ещё не успели попасть в ежедневное политдонесение, как он схлестнулся в небе Синявина с двумя Ме-109, и один из них врезался в землю. Но и сам попал в трудное положение. Его обстреляли с двух самолётов. Выручил гвардии младший лейтенант Александр Андриянов. Меткий огонь "Яка" обратил в бегство оставшегося врага.
15 января Николаев схватился с четырьмя вражескими истребителями и одного из них сбил. На следующий день он поджёг ещё один вражеский самолёт, потом ещё - снова и снова...
Дмитрий Николаев сдержал своё слово, данное на митинге: он сражался смело и в каждом бою сбивал самолёты врага.
Участвуя в январских боях по прорыву блокады, лётчики 27-го гвардейского истребительного авиационного полка сбили 21 вражеский самолёт, в том числе по четыре машины тогда уничтожили Дмитрий Николаев, Ириней Беляев, Александр Карпов.
.
В последнем своём бою по разгрому синявинско-шлиссельбургской группировки противника самый молодой лётчик полка 20-летний Дмитрий Николаев сбил сразу 3 вражеских самолёта. И был подбит сам.
...Память старого лётчика, пройдя сквозь толщу лет, перенесла его на прифронтовой аэродром, к январским событиям 1943 года, когда советские войска разорвали кольцо вражеской блокады Ленинграда.
27 января звено истребителей, которым командовал гвардии старший лейтенант Дмитрий Семёнович Николаев, прикрывало подразделения наступающих войск Ленинградского фронта в районе Синявина. Выполнив задание, ведомые Николаева вернулись на аэродром. Но ведущий не прилетел. Лётчики и техники забеспокоились: "Что же могло случиться?"
День клонился к вечеру. Лучи зимнего солнца уже прятались за горизонт, освещая полоску леса багровым пламенем. Вдруг прямо над взлётно-посадочной полосой из облаков "вывалился" самолёт и пошёл на снижение. Бесшумно, с выключенным мотором.
Трудно представить, какое волнение охватило всех, когда увидели, что шасси у машины убрано. Через мгновение левая стойка опустилась, а правая так и не появилась. Нервное напряжение нарастало. Люди настроили себя так, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям.
К удивлению и радости всех, самолёт, мягко коснувшись бетонки, накренился на левый бок и, пробежав несколько метров, привалился к снежной насыпи на краю аэродрома. Бросившиеся к машине люди застали лётчика в бессознательном состоянии. Николаева осторожно положили на носилки и доставили в санитарную часть, где у него обнаружили несколько ран. Из них сочилась кровь. Очнувшись, пилот попросил пить. Позднее, уже в госпитале, Николаев рассказал товарищам, что с ним произошло в тот злосчастный день.
В 14 часов 30 минут на аэродроме была объявлена тревога. Первой в воздух поднялась пара Карпов - Потапов. На взлётной полосе самолёт Николаева. Но нет ведомого. Вылет задерживался.
- Старший лейтенант Гусев полетит с вами, - сообщили Николаеву с КП. - Он уже в капонире.
Гусев - старший лётчик соседней эскадрильи. Николаев знал его, но последнее время им не приходилось летать парой. Как-то получится?   Взлетели и взяли курс на Синявино, где наземные войска с нетерпением ждали помощи лётчиков. Вскоре с земли передали по радио команду: "С юга появилась большая группа бомбардировщиков противника. Идите наперехват".
На высоте 2000 метров Карпов, Потапов, Николаев и Гусев обнаружили до двух десятков "Юнкерсов-88". Бомбардировщики готовились нанести удар по советским войскам. Во что бы то ни стало надо сорвать замысел врага. С какой стороны атаковать?   Старший группы Николаев передал ведомым: "Разворачивайтесь влево. Подходите ближе. Бейте по моторам. Атакуем!"
Первым по ведущему "Юнкерсу" стреляет Николаев. Бомбардировщик загорелся. Оказавшись выше неприятеля, наши лётчики стремительным ударом сломали их боевой порядок и начали расстреливать поодиночке самолёты со свастикой. Преследуемый Карповым "Юнкерс" резко пошёл на снижение. Николаев метким огнём пожёг другую машину.
Разгорячённый и увлечённый боем, Дмитрий не заметил, как на помощь бомбардировщикам подоспели Ме-109. Вражеские истребители атаковали самолёт Николаева, когда рядом не было ни Карпова, ни Потапова, ни Гусева.
"Як" Николаева затрясло, бросило в сторону. Над головой разорвался снаряд. В кабину ворвалась туча металлических осколков. Разбиты левый борт, приборная доска. На рулевое управление по руке потекли струйки крови. В груди - невыносимая боль. Стало тяжело дышать. Кажется, что самолёт качает.
Дмитрий коснулся рукой привязного ремня парашюта. Как поступить... Выброситься с парашютом?   Под крылом самолёта родная земля, но сейчас на ней враг. Надо дотянуть до своего аэродрома...
С большим трудом Дмитрий выровнял самолёт и, не зная теперь его возможностей, не представляя, сколько осталось горючего в баках, по инерции повёл машину на северо-запад. Справа белело Ладожское озеро. "Спланировать на лёд?   Связь не работает. Пока ищут - замёрзну, - думал лётчик. - Рядом должна быть посадочная площадка... Да, да, знакомые ориентиры. Вот и она..."
...В одном из домов тихого ленинградского переулка за Московской заставой в квартире бывшего командира авиационного полка Н.П. Мажаева и его жены полкового врача Е.И. Ерошиной недавно вспомнили этот случай. Вспомнили, как в тот январский день зарулил неуверенно, далеко от обычной стоянки весь израненный самолёт.
- Дима, - по-домашнему назвала его Елена Ивановна. - Он не мог выйти из самолёта и сказал мне, что осколок попал ему в сердце. А у него - 20-летнего - был инфаркт. От перенапряжения, от невыносимых болей, от ран в бедре, в груди и в боку...
Чувство долга, вера в преодоление непреодолимого, воля к победе, слитность с боевым коллективом и горячие руки воина-комсомольца привели его искалеченную машину на аэродром. На свой аэродром. Ах, каким он был родным, этот коллектив, каким животворящим.
- Я привезла его в госпиталь чуть живого, - вспоминала Елена Ивановна. - Оставила в палате, а сама пошла посоветоваться с врачами. А потом слышу хохот, целая палата лётчиков: настроение поднимают, привезли главное из лекарств - частицу души коллектива.
...Хотя врачи успокаивали раненого, заверяли, что он ещё будет летать, сам Дмитрий Семёнович хорошо понимал, что тяжёлые раны надолго приковали его к постели. Друзья часто приходили в госпиталь, делились новостями. В начале сентября 1943 года делегация однополчан с шумом вошла в палату, чтобы поздравить Дмитрия Семёновича с присвоением ему звания Героя Советского Союза.
Друзья навещали его часто, рассказывали о своих победах. Он искренне радовался боевым успехам товарищей. Каждая весть об этом разжигала в нём страсть - летать, летать!   Но раны не отпускали с госпитальной койки. Бой 27 января 1943 года оказался для Николаева последним. Это был его 360-й боевой вылет. За год и семь месяцев пребывания на Ленинградском фронте он провёл 58 воздушных боёв и сбил 14 вражеских самолётов.
Только в мае 1945 года, когда вся страна праздновала победу над фашизмом, Дмитрию Семёновичу удалось вернуться к лётной работе на боевых самолётах. После выздоровления он служил на Востоке и Севере, летал на Балтике и над Волгой. Обучал тактической и огневой подготовке пилотов. 10 различных типов самолётов освоил лётчик-истребитель I класса Д.С. Николаев. В составе ВВС ТОФ участвовал в советско-японской войне 1945 года.
.
Источники:
http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/n/nikolaev_ds.htm
Помощь в изначальном оформлении страницы оказал Михайлов Дмитрий Владимирович
Помощь в дополнении страницы оказал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору