Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шкурат Виктор Тимофеевич

Лётчик-инструктор в 1954-1956 гг.
.
.
Родился 14 октября 1929 года в городе Сумы (Украина).
В 1949 окончил 3 курса технологического техникума.
В армии с декабря 1949. В 1952 окончил Ворошиловградское ВАУЛ, в 1953 – Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г. Грозный).
Был лётчиком-инструктором в: Ворошиловградском ВАУЛ (1952-1954), Борисоглебском ВАУЛ (1954-1956), 637-м учебно-тренировочном авиационном полку (1956-1958), Липецком центре боевого применения ВВС (1958-1962).
С мая 1962 по ноябрь 1966 – лётчик-испытатель военной приёмки Комсомольского-на-Амуре авиазавода; испытывал серийные Су-7Б и его модификации. В ходе испытаний не раз совершал аварийные посадки, спасая самолет. При испытании боевого самолета на малой высоте вдруг остановился двигатель. Катапультироваться? Но внизу большой населенный пункт... Решение принято мгновенно. Шкурат направил машину к реке, уже закованной льдом, и мастерски совершил посадку. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени (30.04.1965).
 
С ноября 1966 по апрель 1971 – лётчик-испытатель военной приёмки Горьковского авиазавода; испытывал серийные МиГ-21, МиГ-25 и их модификации. В 1967 ему вновь пришлось совершить аварийную посадку вне аэродрома, сохранив ценную технику и позволив специалистам точно установить причину отказа.
С апреля 1971 – лётчик-испытатель военной приёмки Луховицкого авиазавода; испытывал серийные МиГ-21, МиГ-23 и их модификации. За девять с лишним лет летно-испытательной службы он совершил пять тысяч двести восемь полетов, пробыв, в воздухе в общей сложности около двух тысяч часов, освоил двадцать один тип боевых самолетов.
Погиб 26 сентября 1971 года при выполнении испытательного полёта на серийном МиГ-23.
Проводились испытания самолета на предельных режимах. Программа полета подходила к концу.
- Как полет? — с нетерпением спросили с земли.
- Проходит нормально.
И вдруг... когда казалось, что все возможные каверзы и неприятности уже позади, случилась беда, С земли раздался тревожный голос руководителя полетов:
- У вас на борту пожар. Приказываю немедленно катапультироваться.
Мышцы налились сталью. Сознание мгновенно сфокусировалось в одной точке: «Что могло случиться? Как долго еще можно лететь?» Виктор Тимофеевич посмотрел вниз. Сердце сжалось: под крылом дома. Там, внизу, всего в сотне метров — люди. Как же можно бросать на их головы горящую машину! Пока набираю высоту.
Это были последние слова Виктора Тимофеевича, услышанные на земле и увековеченные на магнитной ленте. Он тянулся к верху к солнцу, движимый лишь одной мыслью - отвести опасность как можно дальше от людей. Жар, нестерпимый жар заполняет кабину. Дышать все труднее. Только бы не взорвался самолет, не рассыпался горящими обломками. Только бы дотянуть до того вон домика, за ним - поле. Почему так медленно летит самолет? Уже острой болью сковало ноги. «Ну, еще одну только малость!..»
Ура! Позади последние дома. Можно катапультироваться. Ему, опытному парашютисту, ничто больше не грозит.
Но как же те, что провожали его в полет? Те, что с такой надеждой смотрели ему вслед? Сгорит самолет, превратятся в пепел миллионы народных рублей и бесценный труд сотен квалифицированных специалистов. И где гарантия, что пожар не повторится на другом самолете, если не разобраться, что же произошло.
Только сейчас Виктор Шкурат замечает, что еще жив самолет, что глухо, с перебоями бьется его сердце. «Успею», - решает он, нацеливаясь на темный, безлюдный прямоугольник поля.
Огненный шар коснулся одной борозды, другой... Запрыгал, заскакал и остановился. К самолету спешили пожарные машины. Но Виктор Тимофеевич был уже без признаков жизни. Он сделал все, что мог.
Виктор Шкурат сохранил машину, и инженеры легко определили причину пожара, раз и навсегда устранив ее.
Заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Адрианов, вспоминая Виктора Тимофеевича, рисует словесный портрет обаятельного, влюбленного в свое дело человека, большого жизнелюба, способного по-детски удивляться яркому солнечному лучу и красивому цветку, гордому полету орла и трепету крыльев букашки. Он искренне и верно любил мать-старушку, жену, дочурку. Он готов был броситься на помощь товарищу в любой беде.
- Такие люди не умирают, — сказал в раздумье Борис Михайлович. — Любая дальняя дорога начинается первым шагом. Но никому не ведомо, какой по счету приведет в бессмертие. Потому что человеку, любящему жизнь, свойственна вера в счастливую путеводную звезду. Смерть боится таких людей. Она уносит их тело, но не в силах унести вечно живой дух.
Похоронен в городе Сумы, на Засумском кладбище.
Награждён орденами Октябрьской революции, Красного Знамени, медалями.
.
Карта сайта Написать Администратору