Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Буркин Александр Владимирович

Выпускник 1939 года
 
.
Буркин Александр Владимирович родился 20 ноября 1917 года в деревне Сиверка Шостьинской волости Касимовского уезда Рязанской губернии (ныне в Касимовском районе Рязанской области) в крестьнской семье. По национальности русский.
.
В РККА с 25.12.1938. В 1939 году окончил Борисоглебскую ВШЛ.
Член ВКП(б) с 1942 года.
.
Участник Великой Отечественной войны с 15 октября 1942 года. Воевал в 169 иап 210 иад 1 ИАК 3 ВА Калининского фронта. Летал на самолёте Ла-5.
15 января 1943 года командир звена младший лейтенант был тяжело ранен во время воздушного боя. На подбитом самолёте смог произвести посадку на своей территории. После доставлен в госпиталь, где была произведена операция по ампутации правой ноги. Находился на излечении до мая 1944 года.
За период участия в боевых действиях выполнил 18 боевых вылетов, провёл 13 воздушных боёв в которых лично уничтожил 6 самолётов (5 истребителей и один бомбардировщик). В боях проявлял исключительное лётное мастерство, мужество и отвагу.
Известные победы:
14.12.1942 - 1 Ме-109 вост. Емельяново
16.12.1942 - 1 Ме-109 Большой Климятин
29.12.1942 - 1 Ме-109 юго-вост. Великие Луки
30.12.1942 - 1 Ю-87 Лахна - Белодедово
15.01.1943 - 2 Ме-109 Пески
По причине ампутации правой ноги медицинской комиссией был признан негодным к военной службе. Несмотря на это всё же добился разрешения летать. С мая 1944 года до конца войны снова был в действующей армии. Воевал на 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах.
.
Гвардии лейтенант, пилот управления 63-го гвардейского истребительного авиационного Виленского полка. Летал с протезом на самолёте По-2, произвел 209 вылетов.
.
Награждён орденом Красного Знамени (14.03.1943), орденом Отечественной войны I степени (12.08.1944; 01.08.1986), орденом Красной Звезды (14.05.1945), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина».
.
После окончания войны 25.09.1945 года был демобилизован из армии.
.
Работал кассиром на станции «Комсомольская» московского метрополитена.
Проживал в городе Москва (Россия).
.
Умер в 1990-х годах.
***
.
Корпус крылатой гвардии
Проект "Военная литература": militera.lib.ru Издание: Костенко Ф.А. . — М.: Воениздат, 1974 airspot.ru/book/file/499/kostenko-korpus-krilatoi…
.
"...В дни напряженных боёв в декабре 1942 г. и январе 1943 г. в партию вступили лучшие воздушные бойцы. Среди них замечательные летчики П.А. Гражданинов, С.В. Сыромятников, П.Т. Баландин, А. В. Буркин, Н.И. Ковенцов, И.Ф. Романов, Г.И. Запорожченко и многие другие..."
.
"...Всего за 15 января 1943 г. лётчики корпуса провели 16 воздушных боев, в которых уничтожили 32 самолета противника.
Особенно отличились в этот день летчики 653-го иап лейтенант И. Ф. Якубов и 169-го иап лейтенант И. Ф. Романов и младший лейтенант А. В. Буркин.
В одном из воздушных боев Якубов, увлекшись преследованием противника, оторвался от группы. На пути к аэродрому он обнаружил пару Ме-109. Якубов шел со стороны солнца, он мог не вступать в бой и незамеченным уйти. Но долг советского бойца требовал: «Не проходи мимо врага, бей его, пока руки твои держат штурвал!» Подвернув вправо, лейтенант Якубов зашел в хвост ведомому «мессеру». Короткая очередь из пушки и крупнокалиберных пулеметов — и Ме-109 врезался в землю. Сбив ведомого, Якубов устремился за ведущим. Фашист не успел даже развернуться. Лейтенант настиг его и с дистанции 50—100 м расстрелял в упор.
Две победы в одном бою! За день — четыре сбитых фашистских самолета! (лейтенант Якубов в другой схватке сбил еще два самолета противника) Но это не было случайностью. Отличный летчик Илья Якубов владел самолетом в совершенстве. Смелый и решительный, он бил фашистов с коротких дистанций, наверняка. Вот почему счет сбитых самолетов у Ильи Якубова быстро рос. В боях на Калининском фронте он имел уже 13 сбитых самолетов противника. За героизм и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Илье Фомичу Якубову 22 февраля 1943 г. в числе первых пяти летчиков корпуса было присвоено звание Героя Советского Союза.
Лейтенант И. Ф. Романов вел бой с тремя «мессершмиттами». Одного из них он сбил, второго повредил, а третий трусливо вышел из боя. Сбитый фашистский летчик оказался асом. Он имел на своем счету 36 самолетов, уничтоженных над Европой. Разбойничья карьера фашистского аса прекратилась под Великими Луками уже на втором боевом вылете.
Младший лейтенант Александр Буркин в этот день также в одном бою сбил два самолета противника.
Звено майора А. А. Федотова, вторую пару в котором возглавлял младший лейтенант Буркин, входило в группу прикрытия. Неожиданно со стороны солнца последовала атака «фокке-вульфов». Федотов принял бой, о чем доложил командиру полка майору Иванову.
«Фокке-вульфы», которых было значительно больше, спешили расправиться с нашими летчиками до подхода группы Иванова. Атаковали гитлеровцы стремительно. «По всему чувствовалось, — рассказывал после боя Федотов, — что действуют опытные и хорошо подготовленные немецкие летчики».
Наши истребители тоже держали повышенную скорость, что позволило им навязать противнику бой на вертикалях.
Буркин, отлично владевший своим самолетом и имевший опыт боев с «фокке-вульфами», быстро овладел инициативой. В первые же минуты боя ему удалось сбить одного «фокке-вульфа». Выбрав удачный момент, он стал преследовать второй истребитель противника и вскоре нагнал его. Прежде чем прицелиться, младший лейтенант оглянулся на своего ведомого — в бою он никогда не забывал этого делать. Ведомый был здесь, только немного отстал и спешил занять свое место.
Буркин снова перевел взгляд на вражеский истребитель, прицелился и открыл огонь. Две-три короткие очереди — и противник закувыркался к земле.
Майор Федотов одобрительно заметил!
— Молодец, Саша! Ты, кажется, уже второго сбил.
Буркин уже хотел было ответить, но прежде, по укоренившейся привычке, снова оглянулся на ведомого. И в следующее мгновение сердце летчика сжалось от тоскливого предчувствия: вместо «лавочкина» в хвосте висел «Фокке-Вульф-190», внешне очень похожий, особенно в полете, на самолет Ла-5.
Александр попытался разворотом в сторону противника выйти из-под атаки. Он резко переложил свой самолет в правый вираж. Но было поздно — фашист уже открыл прицельный огонь. Очередь пришлась по кабине и мотору советского истребителя.
Летчик был тяжело ранен: оказались перебитыми ноги и руки. Истекая кровью, теряя сознание, младший лейтенант все же нашел в себе силы посадить поврежденный самолет на фюзеляж.
Больше года Буркин пролежал в госпитале, пока не затянулись раны. Медицинская комиссия признала летчика негодным к военной службе, и он мог теперь ехать в тыл и заниматься мирным трудом.
Но Александр твердо решил возвратиться в полк и продолжать летать, бить фашистов. Его не смущало отсутствие ампутированной правой ноги. Он знал, что в их же полку летчик Алексей Петрович Маресьев без обеих ног успешно сражается на боевом истребителе.
Однополчане тепло приняли Александра Буркина. Командование полка предложило ему должность адъютанта эскадрильи. Но младший лейтенант наотрез отказался от этого предложения. Он горячо доказывал, что летчик, несмотря ни на что, должен летать; и пока видят глаза, руки держат штурвал и бьется сердце, он может и должен летать. А что касается ног, то теперь уже доказано, что летать можно и без них. Он сказал командиру полка Герою Советского Союза гвардии майору Е. М. Горбатюку:
— Товарищ командир, вы хорошо знаете, что Алексей Петрович Маресьев без обеих ног успешно летает, и вы с ним не один раз участвовали в воздушном бою, знаете, как он смело, тактически грамотно ведет бой, как он виртуозно пилотирует современный истребитель Ла-5. Обещаю, что я с одной ногой буду летать не хуже моих боевых друзей. К тому же я прошу дать мне возможность отомстить немецко-фашистским захватчикам за пролитую кровь.
Александр Буркин все же добился разрешения летать. Правда, не на боевом истребителе, а на самолете По-2. И летал он на нем до конца войны, удовлетворившись тем, что и он вкладывает свою лепту в окончательный разгром немецко-фашистских захватчиков..."
***
.
"...Однажды на командном пункте по радио был услышан голос ведущего группы наших истребителей: "Буркин вступил в бой с тремя "мессершмиттами". Через 20 минут поступило новое сообщение: "Два "мессера" сбиты, третий уклонился от боя". Когда младший лейтенант Александр Буркин вернулся на свой аэродром, везде висели плакаты: "Бить фашистских стервятников так, как их бьет наш герой младший лейтенант Буркин".
Источник: Группа авторов - На Северо-Западном фронте - Сборник - http://www.gramotey.com/?open_file=1269071451
***
Из воспоминаний однополчанина, лётчика-истребителя В.Н. Дубровского.
.
"...Когда мне Саша сказал, что потерял правую ногу, у меня сердце ёкнуло, душа в пятки ушла. Это ужасно для лётчика. Ноги – это педаль, а педали – руль поворота. У Алексея Маресьева были целы обе коленки, так что он спокойно работал педалями.
    Саша снова попробовал летать на истребителе, но ему надо было ёрзать, чтоб левой ногой нажимать на педаль, неудобно, а когда он ёрзает, то рука дёргается, а истребитель ведь чуткий на движения руки, полёт получается смешным, беспорядочным, и в прицел трудно поймать вражеский самолёт.
    Он всё-таки не оставил мысль летать и пересел в дивизионный связной ПО-2. А ведь это всё-таки геройство! 600 км/час скорость у Мессершмитта и Фокки-Вульф-190 и вооружение, а он – беззащитный, никакого оружия, пергамент и фанера, скорость 100 км, и солнышко светит. А если встречный ветерок скоростью под 40 км, то скорость самолёта снижалась по отношению к земле до 40-60  км.
    Мы удивлялись, он даже садился между домами в деревне на фронте. Мы стояли на разных аэродромах в разных деревнях. На наших глазах садился, а ведь ПО-2 тормозов не имеет. У него нет совершенно тормоза. Только под хвостом на костыль, который чертит по земле, наваривалась каждый раз техниками пятка. Она стиралась о землю. Как сотрётся пятка, они наваривали новую. А лётчик должен рассчитывать, пятка цепляется о землю и за счёт этого тормозит самолёт.
    Я пролетал после истребителя более 30 лет в гражданской авиации после войны и даже на этом ПО-2 имею знак за безаварийный налёт на нём 300 тысяч километров, такой оригинальный знак, их всего 400 штук на весь Советский Союз.
А о Саше Буркине нигде ни слова, а я о нём написал стихи:
Саня Буркин, сменив истребитель
 На всепогодный красавец ПО-2,
Стал полей, деревень покоритель.
Не геройство ли это, братва!
Без ноги, но с горячей душою
Продолжал на войне воевать.
Ему тяжко бывало порою,
Но не стал богатырь отступать.
До Берлина пошёл он безногий,
Победил все невзгоды в пути,
За плечами остались тревоги,
И звенят ордена на груди.
    Когда я прочитал ему эти строки, он меня схватил, поднял и на одной ноге давай крутить. Я ему говорю:
– Уронишь! Разобьёшь, и я больше ничего не напишу! Опускай. Он опустил меня на землю.
    У него был деревянный протез, он, когда садился на ПО-2, ставил левую ногу, брался рукой за край второй кабины, подтягивался и деревяшку ставил на центроплан, на крыло, затем продвигался вперёд потихонечку по деревянным полоскам, вроде трапа, специально установленным, чтобы не скользить лётчику, и после этого брал за брюки правую деревянную ногу и её забрасывал в кабину, а потом двумя руками брался за края кабины и туда подтягивался сам. Деревянную ногу он привязывал лентой из толстого грубого брезента и перебрасывал через левое плечо, нога держалась. Ходил без костылей.
    Когда мы находились во время войны в Германии, Саша увлекался, как и я, мотоциклами. У меня мотоцикл был без коляски, а у него с коляской. Он меня много раз возил, я сидел у него в коляске. А потом ребята ему сделали прицеп. Для прицепа использовали от истребителя два колеса. Прицеп получился довольно солидный квадратный, авиатехники постарались. Мы посоветовали ему. Он пошёл к Васе Сталину, и тот сразу, ничего не говоря (этот поступок сам говорит за себя пользу Василия Сталина), написал ему справку, что он дарит ему этот мотоцикл такой-то марки, номер, всё, как положено, ему написал. Печать в дивизии поставили. Саша один на этом мотоцикле с прицепом отправился в Москву.
    Прошло не более 4-5 дней, нам, как обычно, в часть приносили газеты и журналы, привезли свежий номер журнала «Огонёк». Если взять  подшивки  за те старые  годы,  можно  увидеть  на одном  из «Огоньков» на самой последней странице написано: «Московская милиция встречает победителя капитана-артиллериста  с цветами, который на собственном мотоцикле своим ходом приехал из Берлина в Москву». Но тот был  с ногами. А Саня без ноги! О нём ни слова.
    Когда я перешёл в аэрофлот, меня командировали в Ригу. Я двадцать лет восстанавливал гражданскую авиацию в Латвии. Когда вернулся обратно в Москву переводом, то узнал от товарищей нашего  полка, что Саня Буркин сидит кассиром в подземном переходе на радиальной линии в центре метро на Комсомольской недалеко от выхода на Казанский вокзал. Там с левой стороны в этом переходе была не одна касса, а, наверное, четыре или пять окошек. Я пошёл туда. Смотрю, действительно,  в самой крайней с левой стороны сидит «мордашка». Я взял пятачок. Человека два-три было в очереди. Подошла моя очередь, я даю ему пять копеек и говорю:
– Билет до Берлина!
    Он увидел меня, как заорёт, окошко закрыл, выскочил в коридор. А люди идут плотным потоком. Обнялись с ним, расцеловались. Вот такая встреча через двадцать лет – в 1966 году.
    В последние годы вместе с ним много раз ездили в школу № 89 имени А. Маресьева, набиралось по пятнадцать и больше человек. От метро «Щукинская» сядем и половину трамвая занимали. Но сейчас нас осталось очень мало.
Умер Александр лет 6-7 назад..."
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал сведения и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Изначальную информацию помог отыскать Морсунин А.И.
Карта сайта Написать Администратору