Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Сачков Михаил Иванович

Выпускник 1938 года
Инструктор-лётчик Борисоглебской ВШЛ с ноября 1938 по март 1943
Герой Советского Союза Дата указа: 26.10.1944 (медаль № 1968)
.
 
.
Сачков Михаил Иванович родился 4 мая 1918 года в селе Богданово Богдановской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии (ныне Ржаксинского района Тамбовской области РФ) в семье крестьянина. По национальности русский.
Окончил 7 классов неполной средней школы.
В 1934 году переехал в Москву. Работал лаборантом на кожевенном заводе имени Тельмана в Москве, учился в техникуме и занимался в аэроклубе Кировского района.
.
С ноября 1936 года в рядах Красной Армии, призван Ржаксинским РВК Тамбовской области. В ноябре 1938 года окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске и до марта 1943 года служил в ней инструктором-лётчиком.
Член ВКП(б) с 1943 года.
.
В Великой Отечественной войне участвовал с марта 1943 года. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах.
.
.
Участвовал в Курской битве и боях за Днепр – в 1943 году; освобождал Правобережную Украину, участвовал в воздушных боях над Вислой – в 1944; окончательно освобождал Польшу и сражался в небе Берлина – в 1945.
.
К апрелю 1944 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка капитан Сачков выполнил 152 боевых вылета, в 39 воздушных боях сбил 19 самолётов противника.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Сачкову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1968).
.
К концу войны майор М.И. Сачков выполнил 309 успешных боевых вылетов, сбил в воздушных боях 25 вражеских самолётов лично и 1 - в паре. Воевал на Як-7Б, Як-9, Як-3. Дважды был подбит, но приземлял машину в расположении своих войск.
.
В 1946 году демобилизовался.
.
.
Жил в Москве. Был лётчиком Гражданского Воздушного Флота (ГВФ), затем работал в Министерстве авиационной промышленности.
.
Умер 12 февраля 1973 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
.
.
Награждён орденом Ленина (26.10.1944), двумя орденами Красного Знамени (28.09.1943; 14.10.1943), орденом Александра Невского (11.06.1944), орденом Отечественной войны I степени (22.10.1944), орденом Красной Звезды (20.09.1947), медалями.
.
***
.
До марта 1943 года Михаил Сачков работал лётчиком-инструктором Борисоглебской авиационной школы, готовил кадры для фронта, а на свои просьбы о направлении на фронт получал лаконичные отказы. Наконец осуществилась его мечта. После переучивания на аэродроме Чкаловская, под Москвой, на Як-7Б в составе 728-го истребительного авиаполка он принял участие в Белгородско-Курской операции.
.
Первый боевой вылет у Сачкова получился не слишком удачным. Когда «мессершмитты» с крестами на крыльях камнем сваливались на его самолёт, немало пережил в те минуты ещё необстрелянный пилот. Это не ускользнуло от опытного глаза командира. Разбирая полёт, он не только остановился на чрезмерно поспешных действиях Сачкова, но и задержался с ним после разбора, чтобы подробно проанализировать его ошибки.
.
Тернист был путь Сачкова. Горячий, увлекающийся, он рвался в бой и, конечно, допускал ошибки. Не клеилось с ориентировкой. Несколько раз «блудил», садился вдали от аэродрома, за что командир дивизии полковник Герасимов прозвал его «блудным сыном». 5 июля 1943 года Сачков был подбит и вернулся в полк только через несколько дней. Дважды подбивали его фашисты, и оба раза благополучно сажал машину на своей территории. Впечатлительный по натуре, он остро переживал свои промахи. Но вскоре всё стало получаться гораздо лучше.
.
В пятом боевом вылете Сачков одержал свою первую победу. Он сбил гитлеровского аса, на киле «мессера» которого было множество отметок о победах.
Прошло немного времени, а боевой счёт лётчика уже приближался к десятку сбитых самолётов. На груди его засиял первый, а затем и второй орден Красного Знамени. О его храбрости и мастерстве знали не только в полку и дивизии, но и во всей 2-й воздушной армии. На страницах газеты появлялись корреспонденции, рассказывающие о боевых успехах лётчика-истребителя. Вскоре ему доверили звено, а позже он успешно водил в бой целые группы.
.
В дни боёв за Днепр 11 сентября 1943 года Михаил Сачков в составе группы «Яков» вылетел на прикрытие наших наземных войск.
Подходя к району цели, лётчики обнаружили, что со стороны солнца идёт большая группа немецких бомбардировщиков — около трёх десятков «юнкерсов», сопровождаемых истребителями. Ведущий группы Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин отдал распоряжение, и ведомые быстро заняли свои места в боевых порядках. Михаил Сачков со своим ведомым Александром Выборновым стремительно набрали высоту. Когда Ворожейкин вступил в бой с вражескими истребителями, Сачков и Выборнов атаковали головную группу «юнкерсов». С первого захода был подожжён флагман Ju-87. Гитлеровцы заметались. Дрогнул строй и идущей за ними девятки. Не теряя времени, Сачков пошёл на второй заход — и снова удача. Ещё один Ju-87 заштопорил к земле. Используя свое преимущество в высоте и скорости, «яки» вели прицельный огонь по вражеским бомбардировщикам. Беспорядочно освободившись от бомбового груза, гитлеровцы развернулись, чтобы уйти. Пара старшего лейтенанта Малашенькова завалила ещё одного «юнкерса».
В том бою лётчики эскадрильи сбили 9 самолётов врага и без потерь вернулись на свой аэродром.
.
 
.
Показательным оказался воздушный бой в сентябре 1943 года шестёрки истребителей "Як" под командованием старшего лейтенанта Худякова, против 54 вражеских самолётов, среди которых было 18 истребителей "Мессершмитт-109" и "Фокке-Вульф-190". Факт боя был зафиксирован документально, и о нём писала газета "Крылья Победы". В этом бою, прикрывая 12 штурмовиков "Ил-2", шестёрка советских истребителей, в числе которых был и Михаил Сачков, сбила 4 "юнкерса" и 4 "мессершмитта", не потеряв при этом ни одного самолёта.
.
Лётчики эскадрильи Худякова получили задачу сопровождать штурмовики. В районе цели на краснозвёздные самолёты набросилась стая немецких истребителей. В воздушном бою Сачков сбил одного «мессера». А потом он спас своего ведомого. Выходя из очередной атаки, Сачков заметил, что к его ведомому Выборнову пристроился «мессер». Быстрый переворот — и Сачков оказался в хвосте вражеского самолёта. Гитлеровец попытался уйти, но оказался в прицеле Выборнова. Меткая очередь из пулемёта свалила его.
.
6 ноября 1943 года, в день освобождения Киева, в небе над городом Михаил Сачков одержал ещё одну победу, сбив истребитель FW-190.
.
Вскоре Сачков был произведён в капитаны и назначен командиром эскадрильи 728-го истребительного авиаполка на 1-м Украинском фронте. Участвовал в освобождении Украины, Польши, в Берлинской операции. Летал на самолёте Як-9, а в конце войны – на новейшем истребителе Як-3.
.
В октябре 1944 Михаилу Сачкову было присвоено звание Героя Советского Союза за 152 успешных боевых вылета и проведение 39 воздушных боев, в которых Сачковым сбито лично 19 самолётов противника.
.
Список всех известных побед майора М. И. Сачкова:
(из книги М.Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 г.)

п / п
Д а т а
Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1
16.07.1943 г.
1  Ме-109
Шахово
Як-7, Як-9.
2
12.08.1943 г.
1  Ju-87
Ковяги
3
21.08.1943 г.
1  Ме-109
Весёлый Гай
4
25.08.1943 г.
1  FW-190
Яшники
5
1  Ju-87
Яшники
6
09.09.1943 г.
1  Ju-87
Павловка
7
11.09.1943 г.
2  Ju-87
сев - вост. Красные Луки
8
20.09.1943 г.
1  Ju-87
Гостомль
9
24.09.1943 г.
1  Ju-87
Яшенки
10
25.09.1943 г.
1  FW-190
сев - зап. Яшенки
11
09.10.1943 г.
1  FW-189
сев - вост. Мощун
12
11.10.1943 г.
1  FW-190
Горностайполь
13
20.10.1943 г.
1  Ju-87
зап. Вышгород
14
1  FW-190
зап. Вышгород
15
06.11.1943 г.
1  FW-190
Крюковщина
16
13.11.1943 г.
1  FW-189
зап. Фастов
17
11.02.1944 г.
1  FW-190
аэродром Винница
18
15.03.1944 г.
1  Ju-88
Адамувка
19
16.03.1944 г.
1  FW-189
сев. Демидувка
20
17.03.1944 г.
1  FW-190
Теслухув
21
31.03.1944 г.
1  Ju-52
сев - зап. аэродром Зубув
22
15.04.1944 г.
1  Ju-87
юго - зап. Будылув
23
16.04.1944 г.
1  Ме-109
юго - зап. Козлов
24
18.04.1944 г.
1  Ju-87
сев - вост. Петрышув
25
28.04.1944 г.
1  Ме-109
юго - зап. Олеша
26
16.07.1944 г.
1  FW-190
Конюхи
27
22.07.1944 г.
1  Ме-109
Ничинюв
28
09.10.1944 г.
1  Ме-109
сев. Стройков
      Всего сбитых самолётов - 29 + 0;  боевых вылетов - 309
.
Войну Михаил Сачков закончил командиром эскадрильи. Однако состояние здоровья не позволило ему остаться в строю боевых лётчиков. Пришлось уйти в запас. Но Михаил Иванович Сачков не мог не летать, жить без самолётов. И он стал лётчиком Гражданского воздушного флота...
.
Источники: 
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору