Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гильфанов Назар Баширович

Должен был выпуститься в 1976 году
.
Родился 13 июня 1955 года
По национальности татарин.
Место призыва: ВК Татарской ССР
Приказ о зачислении в училище № 241 от 04.08.1972
Погиб на IV курсе  21 июня 1976 года на МиГ-17: при выполнении пилотажа в зоне - дым в кабине, катапультироваться не смог.
.
Обстоятельства гибели вспоминает А.Н. Копейкин, член комиссии по расследованию авиакатастрофы:
"...У Гильфанова на МиГ-17 при пилотировании в зоне, в кабине, протёрлась трубка гидросистемы в месте крепления, и как раз около штепсельного разъёма, в котором из-за плохого контакта, контактные пары были раскалены. Струя жидкости АМГ-10 стала заливать штепсельный разъем. От разогретых контактов в кабину повалил дым. Насколько он удушливый, авиаторы знают. Действуя по инструкции, Назар открыл кабину — сдвижную часть фонаря, но это только привело к воспламенению жидкости. Катапультироваться он не мог, т. к. для этого нужно было закрыть кабину, поскольку груша воздушной чеки, блокирующей катапульту, уехала назад и до неё не дотянуться, а сдвижная часть фонаря сбрасывалась только в закрытом состоянии. Закрыть кабину он тоже не мог, преодолеть аэродинамическую силу, действующую на сдвижную часть фонаря, у него никаких сил не хватало (более 100 кг). И вот, задыхаясь и поджариваясь, он решил пойти на вынужденную посадку в поле, но состояние у него, очевидно, было такое, что выровнял он самолёт на большой высоте и оттуда рухнул на землю с большой вертикальной скоростью, практически плашмя. Самолёт переломился пополам и прополз по земле всего метров десять. Удар был такой, что камеры сгорания на двигателе обвисли как сосиски. Погиб Назар во время удара о землю и остался в кабине, где продолжался пожар. От температуры сработала катапульта и его выбросило вперед метров на 20. Когда подъехали, он уже догорал, сидя в кресле… И весь этот кошмар протекал без элементарной помощи со стороны руководителя полётов. Мы вычислили, что от момента появления дыма в кабине, до удара о землю он восемь (!) раз выходил на связь и каждый раз в это же время включалась другая чья-то радиостанция, полностью забивая его доклады (связь то, симплексная). Даже когда РП его запрашивал (он уклонился из зоны), ответ его также был забит. У Назара был выход спастись, погасить скорость до минимально возможной, попытаться закрыть фонарь и катапультироваться, или вывалиться из кабины на крыло, но он очевидно, в той обстановке, не сообразил..."
.
Проводы в последний путь:
Карта сайта Написать Администратору