Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Бунтов Валерий Николаевич

Преподаватель Борисоглебского ВВАУЛ с 1971 года
Выпускник Ачинского ВАТУ 1959 года
.
 
.
Биография Бунтова Валерия Николаевича
(информацию предоставил Бунтов Евгений Николаевич)
БУНТОВ Валерий Николаевич родился 17 декабря 1938 г. в г. Кировограде, УССР в семье военнослужащего (в то время отец, Бунтов Николай Степанович – бортовой техник самолета ТБ-3 8-го гвардейского  бомбардировочного  Лодзинского Краснознаменного авиационного полка  в/ч 45176).
С 1941 по 1944 гг. семья проживала в г. Верхотурье Свердловской области в эвакуации, с 1944 по 1946 гг. - в г. Саратове.
В 1946 г. семья переехала в г. Запорожье, где Валерий пошёл учиться в школу.
В 1948 г. родители переехали в г. Ачинск Красноярского края, где Валерий продолжал учиться в школе до 1954 г. В 1952 г. вступил в ряды ВЛКСМ.
С 1954 по 1956 г. проживал в г. Красноярске.
В 1956 г. окончил среднюю школу, и в том же году поступил в Ачинское военное авиационно-техническое училище им. 60-летия ВЛКСМ (в/ч 23586), которое окончил в 1959 г. За время обучения изучал самолеты Ту-4,-16, Ил-28, МиГ-15, МиГ-17.
Для дальнейшего прохождения военной службы  был направлен в 106 ТБАД им. 60-летия СССР в/ч 10231, 1006 ТБАП, в/ч 06679 (самолеты Ту-95, Ту-95К), аэродром Узин Белоцерковского района Киевской области, где находился на должностях техника самолета с декабря 1959 по сентябрь 1962 гг., затем старшего техника группы по подготовке планера и силовых установок крылатых ракет Х-20 специальной инженерной службы (СИС)  -  по август 1966 г.
Член КПСС с января 1959 г.
С августа 1966 г. по июнь 1971 г. - слушатель Киевского высшего инженерно-авиационного военного училища ВВС (КВИАВУ) - инженерный факультет (1-й факультет). КВИАВУ закончил с отличием по специальности «Воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним».
Был направлен в Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им. В.П. Чкалова на кафедру Конструкции и Эксплуатации Самолетов (Двигателей).  Преподаватель – с июня 1971 по октябрь 1973 г.,  старший преподаватель – с октября 1973 по декабрь 1989 г., самолеты Л-29, Л-39, МиГ-21.
Полковник Бунтов В.Н. в классе кафедры КЭСД.
.
В 1971-1973 гг. учился в университете марксизма-ленинизма при Борисоглебском горкоме КПСС (диплом с отличием), в 1977-1979 гг. - в университете марксизма-ленинизма Воронежского обкома КПСС (диплом с отличием).
Под Знамя Борисоглебского ВВАУЛ
.
По достижению предельного возраста выслуги лет уволен в запас.
Прохождение службы в Вооруженных Силах СССР: с 08.09.1956 по 06.12.1989 (33 года 2 мес. 28 дн.). С 09.10.1959 – лейтенант, с  1963 г. - старший лейтенант, с  1971 г. – капитан, с 1975 г.  – майор, с 1979 г. – подполковник, с  1984 г. – полковник.  Награжден  11-ю медалями.
С 31.03.1992 по 24.03.1999 - заведующий методическим кабинетом филиала высшего военного авиационного инженерного училища (Воронежского).
С 01.04.2000 по 01.06.2002 - преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники 2-го факультета Армавирского военного авиационного института; преподавал конструкцию и эксплуатацию самолетов Л-39, СУ-25,-34.
С 01.06.2002 по 10.01.2012 - заведующий учебным кабинетом 3-го факультета Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.К. Серова (военного института).
Сын, два внука, правнук. Сын, Бунтов Евгений Валерьевич - выпускник Борисоглебского ВВАУЛ 1986 года выпуска.
В настоящее время Валерий Николаевич проживает по адресу: г. Борисоглебск Воронежской области, ул. Аэродромная, дом 7, квартира 54. Телефон:  9056446168, (47354) 68280.
.
***
Статья из газеты «Борисоглебский вестник», № 108 от 9 сентября 2006 года
Автор – Г. Маташкова
.
 
Учебный год в Ачинском авиационном училище уже начался, когда неожиданно 8 сентября на первом курсе появился новый курсант. Это был Валерий Бунтов.
Правда, изначально он готовил себя к другой стезе. Успешно поступил в гражданский вуз, но, проучившись там неделю, понял, что ошибся и, вняв зову предков, решил продолжить ставшее в их роду фамильным ратное дело.
Да, так сложилось, что предок Валерия командовал отрядом еще в войске Пугачева. Отсюда и такая фамилия - Бунтов.
Правда, следующие поколения - волжские бурлаки и грузчики - смиренно несли свою тяжкую долю, зараба¬тывая на хлеб насущный соленым потом.
Пока не началась Первая мировая война. В 1914 году деда Валерия Бунтова призвали на военную службу. За три года, проведённых в окопах, он дослужился до прапорщика (первое офицерское звание в царской армии), получил Георгиевский крест. Но был тяжело ранен, что заставило выйти в отставку. Умер он молодым, не дожив до 30-ти...
Его сын в 30-е годы откликнулся на призыв "Комсомолец, на самолёт!" и закончил Вольское военное училище.
...Листаем с Валерием Николаевичем альбом с фотографиями.
- Вот здесь мы вместе с отцом, - говорит мой собеседник. - В воздухе он провеё немалую часть своей жизни. Будучи борттехником, летал на разных типах самолетов. Уже в финскую войну оказался на фронте. Великую Отечественную закончил в Берлине. Награждён многими боевыми правительственными наградами. Кстати, все награды у нас в семье передаются по наследству. Сейчас они у сына.
Если дед Валерия Николаевича, Степан Петрович, стал основателем офицерской династии, то его отец, Николай Степанович - основателем династии авиаторов. После войны он продолжил службу в Ачинском военном училище в качестве преподавателя военных дисциплин. Но его карьера прервалась в 1956 году - именно тогда по приказу бывшего главы СССР Н.С. Хрущева началось сокращение Армии.
Но когда снял погоны отец, их, словно подхватив эстафету, надел сын. Да, было в его тогдашнем отказе от гражданской жизни что-то символическое.
Бунтовы отец и сын
.
Через три года после окончания училища лейтенанта Бунтова направили для продолжения службы в качестве авиационного техника в одну из дивизий, базировавшихся под Киевом.
- Там было на кого равняться, брать пример, - подражать, рассказывает Валерий Николаевич. - У нас служили четыре Героя Советского Союза, получившие это звание в мирное время: двое - за рекорд дальности полета, двое – за испытание атомной бомбы на Новой Земле. За этой сильной боевой дивизией были закреплены американские авианосные соединения. И наши самолёты постоянно находились в нейтральных водах с тем, чтобы иметь информацию о месте нахож¬дения американцев в мировом океане. А коли так, то нам, авиационным техникам, приходилось буквально "пропадать" на службе, чтобы самолеты всегда были готовы к вылету. Кстати, ТУ-95, на котором мы тогда работали, до сих пор остаётся на вооружении стратегической авиации.
О том, как служил В.Н. Бунтов, красноречиво свидетельствует тот факт, что в 1961 году он стал участником воздушного парада в Тушино. Вместе с другими был приглашён в Кремль на при`м тогдашнего главы государства Н.С. Хрущева. А на аэродроме в Чкаловском, где базировались участники парада, состоялась встреча с первым и тогда единственным космонавтом Ю.А. Гагариным.
- Он уже тогда рассказывал нам о перспективах развития пилотируемых полетов в космос. На всю жизнь запомнились исключительная простота и скромность Юрия Алексеевича, абсолютное отсутствие у него "звёздной болезни", - говорит мой собеседник.
Эта встреча не прошла для него бесследно. Может, именно тогда пришло решение учиться дальше. И в 1986 году он поступает в Киевское высшее инженерно-авиационное военное училище ВВС, которое, по сути, имело статус академии. Именно там произошло его знакомство с начальником Центра подготовки космонавтов Г.Т. Береговым, под началом которого проходил специализацию по космонавтике. Впоследствии Валерий Николаевич тесно общался с космонавтом П.Р. Поповичем и его женой, лётчиком-испытателем М.Л. Попович. Так что мир покорителей околоземного без¬воздушного пространства он познал, как говорится, изнутри. Но его самого судьба вела другой дорогой.
Из Киева в 1971 году капитан Бунтов приехал в только что восстановленное Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.П. Чкалова, чтобы способствовать подготовке нового поколения авиаторов.
- После первого выпуска борисоглебских курсантов прошло 30 лет, - рассказывает мой собеседник. - Но забыть этих ребят невозможно.
Среди них была целая группа курсантов с родины Чкалова, из Горьковской области. Их отличали высокий патриотизм, тесная спаянность между собой и лидерство во всём.
Преподаватель, старший преподаватель. К 1989 году, когда Борисоглебское училище в очередной раз расформировали, В.Н. Бунтов был уже полковником. В этом звании он и уволился в запас, но с преподавательской работой не расстался.
Да, ему пришлось возрождать это училище, а потом горько "оплакивать" его разрушение; организовывать Борисоглебский филиал Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища, а потом и его "хоронить"; опять организовывать, но теперь факультет Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, который - слава Богу и главкому ВВС В.С. Михайлову - до сих пор жив.
Менялись названия военных учебных заведений, а В.Н. Бунтов оставался в ставших родными стенах. Сейчас он заведует методическим кабинетом факультета Краснодарского ВВАУЛ и возглавляет юношескую военно-патриотическую школу авиаторов им. В.П. Чкалова, воспитанники которой неизменно становятся призерами Всероссийского конкурса "Космонавт года" и отлично сдают историю Вооруженных Сил России, авиации и космонавтики, которую им преподает В. Н. Бунтов.
- Я никогда не сожалел о том, как сложился мой жизненный путь, что 50 лет отдано авиации, - говорит Валерий Николаевич. - Было трудно, но очень интересно, поскольку постоянно приходилось постигать новое. Запомнились первые пуски крылатых ракет с ТУ-95. Довелось видеть в 1952-м году И.В. Сталина, а позже - полководцев советской эпохи И.X. Баграмяна, К.С. Москаленко, П.С. Кутахова и других, а также Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева.
.
Но самое главное, что после того, как снял офицерские погоны полковник В.Н. Бунтов, их вскоре надел его сын, Евгений Валерьевич, который в 1986 году с отличием закончил Борисоглебское ВВАУЛ им. В.П. Чкалова. За годы службы он стал кавалером двух боевых орденов, участвовал практически во всех горячих точках и буквально две недели назад вернулся из годичной командировки в Африку.

.
Старший внук Валерия Николевича, Алексей, после окончания 2004 году с золотой медалью школы № 10 стал курсантом Воронежского высшего военного авиационно-инженерного училища. Сейчас учится на третьем курсе.
В семье сына подрастает второй внук, которому скоро будет 5 лет, и дед очень надеется, что ему офицерские погоны тоже окажутся по плечу.
 
.
При расставании Валерий Николаевич сказал:
- Ветеранам авиации желаю здоровья, а у молодых пусть количество взлетов всегда равняется количеству посадок.
В свою очередь, ему самому хочется от всей души пожелать, чтобы его жизнь оставалась такой же наполненной, и сил хватало на все добрые начинания.
Г. МАТАШКОВА
.
На снимках: Николай Степанович и Валерий Николаевич (в ту пору курсант 1-го курса), Евгений Валерьевич и Валерий Николаевич, Алексей Бунтовы - династия авиаторов.
.
***
Военно-воздушная база Узин
.
(аэродром Узин расположен в 60 км южнее г. Киева)
.
106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им.60-летия СССР (Узин, под Киевом, Украинская ССР): 21 Ту-95МС-16 (а также 1 Ту-95К, 1 Ту-95М)
  • 409-й авиационный полк самолетов-заправщиков (Узин): самолеты Ил-78
  • 1006-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (Узин): 21 Ту-95МС-16
Помимо указанных авиаполков с 1961 г. по середину 1980-х гг. в состав 106-й тбад входил 182-й гв. тбап (дислоцировавшийся в г. Моздок, Северная Осетия), переподчиненный управлению 201-й тбад .
Формирование первого авиасоединения в составе Дальней Авиации, на вооружение которого должны были поступить Ту-95, началось в 1955 году, когда еще шли испытания самолета, а первые серийные машины только-только начали покидать аэродром завода в Куйбышеве. Командование вновь формируемой тяжело-бомбардировочной дивизией (106-я ТБАД) было поручено известному в Дальней Авиации человеку, дважды Герою Советского Союза, генерал-майору А.И.Молодчему.
Принцип отбора кадров при формировании был один: в дивизию отбирались из других частей ДА только с высшим уровнем подготовки. В конце 1955 года закончилось формирование первого полка дивизии (409- й ТБАП), которым командовал Герой Советского Союза полковник Н.Н.Харитонов. В июне 1956 года в составе дивизии образуется 1006-й ТБАП (командир полка полковник Ю.П. Павлов) на вооружение которого поступают Ту-95. Одновременно в Узине формируется 1023 ТБАП новой дивизии 79-й ТБАД (командир полка Герой Советского Союза полковник В.М. Безбоков), которому 1006 ТБАП в 1957 году передает свои машины и ждет поступления самолетов-ракетоносцев Ту- 95К. Ракетоносцы начали поступать в полк только в конце лета 1959 года.
.
В 1955 году дважды Герою Советского Союза генералу Молодчему A.И. было поручено формирование первой авиадивизии стратегических самолетов Ту-95.
        В дивизию отбирали самых опытных летчиков и штурманов из частей Дальней авиации.
        В 1956 году был сформирован 409 тбап (Герой Советского Союза полковник Харитонов H.H.), затем - 1006 тбап (полковник Павлов Ю.П.).
        Формирование полков дивизии проходило од­новременно с испытаниями Ту-95.
       Первые три Ту-95 прошли над Красной площадью 1 мая 1956 года. Ведущий отряда - летчик-испытатель Якимов, правый ведомый - летчик-испытатель Сергеев, левый ведомый - генерал Молодчий.
        После парада все три самолета перегнали на авиазавод в Куйбышев, а в конце мая летчик-испытатель Романов перегнал один Ту-95 на аэродром Узин. Так было положено начало стратегической дивизии межконтинентальных турбовинтовых бомбардировщиков.
.
Базой 106 тбад (409 и 1006 тбап) стал аэродром Узин.
        "...аэродром — как чудо: три с половиной километра стометровой ширины тол­стостенного железобетона, рулежки, стоянки, аэродромные постройки, трехэтажный КДП. Суперпорт!.." - таким увидел аэродром в 1956 году Герой Советского Союза пол­ковник Решетников В., который прибыл после окончания академии Генерального штаба заместителем к Молодчему.
Новая машина была освоена быстро. В августе 1956 года экипажи 1006 тбап участвовали в традиционном воздушном празднике в Тушино.
       В конце года группа из десяти Ту-95 под командой генерала Молодчего выполнила полет по маршруту Энгельс - Северный полюс - Узин.
В воздухе экипажи находились 15 часов. Полет продемонстрировал возросшую мощь Дальней авиации. Дивизия стала на боевое дежурство, главная задача - нанесение удара по объектам США. 

      Весной 1959 года командир авиадивизии Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Решетников В. с главным штурманом ДА Тарановым В. и командир 1006 тбап Мурнин Е. со старшим штурманом-инспектором ДА Героем Советского Союза Агеевым Л. на самолетах Ту-95 превзошли официальный рекорд дальности полета, пролетев соответственно 17150 и 16950 км. Экипажи дивизии летали над нейтральными водами Норвежского моря и Северной Атлантики, осваивали арктические и ледовые аэродромы. Одним из первых на самолете Ту-95 произвел посадку на ледовый аэродром командир 106 тбад генерал Решетников.
       9 июля 1961 года командир 106 тбад Герои Советского Союза полковник ПлоховA.A. и 18 экипажей его дивизии на воздушном параде в Тушино продемонстрировали в воздухе ракетоносцы Ту-95К с подвешенными ракетами Х-20.
     Внедрение дозаправки в воздухе с 1962 года резко повысило боевые возможности ракетоносцев, сделав их практически глобальным средством ведения войны.
       Экипажи дивизии в 1961-1962 годах принимали активное участие в испытаниях ядерного оружия. Участвовал в испытаниях и командир дивизии Герой Советского Союза полковник Плохов A.A. (штурман - подполковник Червяков Л.М.). 30 октября 1961 года экипаж майора Дурновцева А.Е. (штурман-майор Клещ И.Н.) сбросил на полигоне Новая Земля самую мощную термоядерную бомбу (50 мТ).
       В 1962 году в состав дивизии третьим полком вошел 182 гвардейский Краснознаменный Севастопольско-Берлинский тбап. Полк был перебазирован на аэродром Моздок и перевооружен на самолеты Ту-95К.
.
В период "холодной войны" на океанах, нацеленные на важнейшие советские объекты, несли боевое дежурство ядерные группировки американских подводных и авианосных сил. Экипажи 106 авиадивизии присматривали за такими группировками на Атлантике. На траверзе Англии и Исландии самолеты Ту-95 почти регулярно перехватывались и сопровождались НАТО-вскими истребителями. Наши экипажи летали с дозаправкой в воздухе и преодолевали ПВО противника на предельно малой высоте над морем. Такие полеты приближались к реальной опасности, и в этих полетах летчики вырабатывали в себе твердую волю, хладнокровие и точный профессиональный расчет.
      В 1972 году два экипажа 106 авиадивизии (ведущий пары - майор Мельников, штурман - Артемьев) выполнили два полета к берегам Северной Америки для оказания помощи советской подводной лодке, терпящей бедствие.
      В 1982 году за высокие показатели в боевой и политической подготовке 106 тбад (командир - генерал-майор Степанов В.А.) присвоено почетное наименование "Имени 60-летия СССР".
       Министр обороны СССР наградил 182 тбап (командир - полковник Садиков В.) Вымпелом МО «За мужество и воинскую доблесть».
     27 апреля 1983 года командир дивизии генерал Степанов В.А. на самолете Ту-95 вылетел на проверку техники пилотирования при дозаправке топливом в полете полковником Тузовым Г.В. При дозаправке случилось непредвиденное. Шланг оторвался от заправщика, нанес большие повреждения самолету Ту-95, был ранен стрелок-радист. Только мужество экипажа и высокое летное мастерство генерала Степанова помогло спасти членов экипажей и боевой самолет.
     В 1985 году 182 гв. тбап (аэродром Моздок) приступил к освоению Ту- 95МС, вслед за ним 1006 тбап (аэродром Узин). Ракетный авиационный комплекс Ту- 95МС поднял на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны страны.
       409 тбап был перевооружен на самолеты Ил-78 (заправщики) и получил статус 409 авиаполк самолетов-заправщиков (апез).
.
После распада СССР 409 и 1006 тбап (аэродром Узин) вошли в состав ВВС Украины.
       182 гв. тбап - в состав ВВС России. В середине 90-х годов полк был перебазирован на аэродром Украинка (Дальний Восток).
       Самолеты Ту-95МС (23 ед.) 1006 тбап на аэродроме Узин стали предметом различных торгов между Россией и Украиной.
      В апреле 1998 года правительство Украины решило уничтожить Ту-95МС. Ил-78 (танкеры) 409 тбап стали использоваться для перевозки коммерческих грузов. Америка предложила Украине свои услуги по утилизации ракетоносцев Ту-95МС и уничтожению взлетно-посадочной полосы на аэродроме Узин.
       Так оканчивается история самой мошной военно-воздушной базы СССР.
***
Карта сайта Написать Администратору