Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Сдобнов Николай Андреевич

Выпускник 1936 года (школа командиров звеньев)
Герой Советского Союза Дата указа: 02.08.1941 (медаль № 146)

19.06.1907-18.08.1971 
.
Родился 19 июня 1907 года в городе Саратове. По национальности русский.
В 1922 году окончил единую трудовую школу, В 1939 году экстерном сдал экзамены за среднюю школу. До 1928 года работал ремонтным рабочим на железной дороге и машинистом врубовой машины на шахтах Донбасса.
.
В 1929 году был призван в Красную Армию. В 1931 году окончил Первую военную школу пилотов, в 1936 году - отделение командиров звеньев Борисоглебской школы летчиков.
Участвовал в операциях в Западной Украине в сентября 1939 года и в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
.
Во время Великой Отечественной войны Н.А. Сдобнов сражался на Юго-Западном, Северо-Западном и 3-м Белорусском фронтах, занимая должности командира эскадрильи, полка и заместителя командира дивизии, Принимал участие в оборонительных боях под Киевом, Ленинградом, Москвой, освобождении Белоруссии, Прибалтики, разгроме врага на территории Восточной Пруссии. Ранен и контужен в 1941 году.
.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 146) капитану Сдобнову Николаю Андреевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 года за два проведённых воздушных боя, в ходе которых он проявил доблесть и мужество, сбив со своим экипажем 5 вражеских самолётов.
.
В 1946 году Н.А. Сдобнов по состоянию здоровья уволился в запас в звании подполковника. Жил на Украине - в городе Харькове, в 1965 году был удостоен звания "Заслуженный рационализатор Украины". Скончался 18 августа 1971 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2.
.
Награждён орденом Ленина (1941 г.), орденами Красного Знамени (1940 г.), Александра Невского (1945 г.), Отечественной войны 2-й степени (1944 г.), Красной Звезды (1944 г.), медалями "За оборону Киева", "За взятие Кенигсберга" и тремя другими медалями.
.
25 июня 1941 года эскадрилья капитана Сдобнова вылетела на задание.
.
Моторизованная колонна противника приближалась к г. Броды. Сдобнов лег на боевой курс и сбросил бомбы на головные машины. Его примеру последовали остальные экипажи. Несколько автомашин вспыхнуло, гитлеровцы стали разбегаться по сторонам. Сдобнов сделал второй заход и сбросил на головы фашистов очередную серию бомб. В это время с запада появилась большая группа немецких истребителей. Сдобнов повел эскадрилью в третью, последнюю, атаку. "Мессеры" стаями набросились на советские бомбардировщики. Машину Сдобнова атаковали сразу три стервятника. Один из них зашел с хвоста. Стрелок-радист Рыбак послал длинную и точную очередь. Фашистский летчик был убит, и "мессер" сорвался в беспорядочное падение. Со вторым вражеским истребителем вел, борьбу штурман капитан Чугунов. От его метких очередей "мессершмитт-109" загорелся и, окутанный черным дымом, резво пошел на снижение в сторону своих войск. Летчики видели, как он вскоре взорвался в лесной чаще. Третий фашистский истребитель прекратил атаки и ушел на запад. Но в самый последний момент ему удалось поджечь машину Сдобнова. Самолет загорелся. Теперь жизнь экипажа зависела от искусства летчика, от того, сможет ли он погасить огонь, какое примет решение.
.
Резким пикированием Сдобнов пытался сбить пламя, но это ему не удалась. Тогда летчик, напрягая последние силы, посадил объятую пламенем машину прямо на "брюхо" в четырех километрах за передовой линией. Летчики выскочили из горящего самолета, который через несколько секунд взорвался. На попутных машинах экипаж добрался до своего аэродрома.
.
6 июля 1941 года Сдобнов вылетел на бомбардировку войск врага в районе г. Полонное Хмельницкой области. При подходе к цели левый мотор был пробит осколком снаряда и загорелся. Летчик не сошел с боевого курса и сбросил бомбы на цель. На подраненную машину напали 4 вражеских истребителя. В неравной схватке экипаж уничтожил три "мессера". Четвертый стервятник поджег второй мотор. Сдобнов мастерски посадил изрешеченный пулями и осколками горящий бомбардировщик на ржаное поле. При посадке капитан получил контузию и ранение левого бедра.
.
Карта сайта Написать Администратору