Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Мусатов Александр Иванович

Выпускник 1977 года
.
Имя: Мусатов Александр Иванович
Год выпуска, рота, классное отделение: 1977, 8 рота, 411 классное отделение
Число, месяц и год рождения: 31.01.1955
Погиб с курсантом на Л-39 03.06.1982 г. в Городне, Черниговское ВВАУЛ, КВО
===
Откуда поступал в училище: г. Чехов Московская области
Где служил, в какие годы: 1977-1980 гг. - Александрия, КВО; 03.1980-08.1981 - ДРА; 08.1981-03.06.1982 г. - Городня, ЧВВАУЛ, КВО
Авиатехника в полках, общий налёт: Ми-8Т, Л-39
Последняя должность, воинское звание: лётчик-инструктор, капитан, ...?
Семья (жена, дети, внуки): жена, дочь
E-mail семьи:
Домашний адрес, телефоны семьи:
Другая информация: награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «Воину-интернационалисту»
на сайте вертолётчиков: http://vertoletciki.ru/viewtopic.php?id=266#p29447
Анкета поступила 10:32 28.01.2013
***
Из воспоминаний Пономарёва В.В.
...3 июня 1982 г.
Сегодня погиб мой хороший друг и боевой товарищ МУСАТОВ Александр Иванович.
В 13 ч. 08 мин. пропала отметка на локаторе...
.
С ним я познакомился еще абитуриентом при поступлении в лётное училище. Это было в июле 1973 года. В тот момент он рассказывал о себе: о том, что он летал во втором московском аэроклубе на Як-18 и налетал уже 50 часов. Я ему тогда прямо сказал, что не верю. Уж очень он был маленького роста. Как потом я узнал – это его был основной недостаток, мешавший ему стать лётчиком.
По окончании училища он попадает в Киевский военный округ на вертолёты. И вновь наши судьбы пересеклись в феврале 1980 года в Чирчике под Ташкентом. Здесь мы сформировались полком, и этим же составом перебазировались в Афганистан (Кабул).
Служили в соседних эскадрильях. Он летал на транспортных вертолётах Ми-8, я - на боевых Ми-24. Много раз вместе в составе боевых групп приходилось летать на боевые задания. Пара Мусатова и моя пара для его прикрытия или его пара летит на целеуказание для меня.
Я много раз слышал от Александра, как он хотел перейти на самолёты и что он для этого предпринимал. Очень во многом по этому поводу наши мнения совпадали. Собственно, этот момент нас и сблизил друг с другом. И когда к нам в Кабул прилетел Главком ВВС с комиссией, появилась возможность реально осуществить свои мечты. Мусатов в это время был в отпуске в Союзе.
Со своим вопросом я обратился к Начальнику Управления кадрами. Нас таких набралось несколько человек, и он велел составить общий список с нашими данными. В этот список я внёс и Мусатова. Надо было видеть, как он радовался, когда узнал об этом. И если бы я его не внёс в этот список, он бы мне этого не простил.
.
В тот момент, когда он погиб, я находился в воздухе, и наши зоны пилотирования были рядом.
Я слышал по радиостанции, как он позывным курсанта, запросил разрешение на занятие взлётной полосы и затем взлёт в зону.
Я в это время с курсантом завершал задание в зоне и уже доложил об этом руководителю полетов (РП).
- Одиннадцатый, согласованно, взлёт, зона.
- Одиннадцатый, выбирайте любую, - предложил руководитель полетов, т.к. все зоны были свободны и РП предложил лётчику-инструктору выбрать зону, в которой курсант ещё ни разу не был или которую плохо знает.
- Всё равно, - последовал ответ.
- Ну, какую вам надо? - настаивал на своём РП.
- Первую, - ответил Мусатов.
- Взлетайте, - дал команду руководитель полетов.
И ещё раз «11-й» голосом Александра, доложил о занятии зоны пилотирования. Это были его последние слова.
Что с ними произошло, для нас до сих пор остаётся тайной. Плёнка САРПП расплавилась и никаких результатов не показала.
.
На сайте вертолётчиков (http://vertoletciki.ru/viewtopic.php?id=266) я прочитал заметку про своего однокашника:
МУСАТОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ: Лётчик-инструктор учебного авиационного полка. Родился 31.01.1955 года в городе Щецин (Польша). После окончания Борисоглебского ВВАУЛ в 1977 служил в городе Чернигов. В Республике Афганистан с марта 1980 по август 1981 в в/ч 97978. Награждён медалями «За боевые заслуги» и «Воину-интернационалисту». После Афганистана продолжил службу в городе Чернигов. Погиб 3.06.1982 при выполнении учебного полета с курсантом на самолете Л-39. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на кладбище города Чехов Московской области.
.
Я хотел бы внести некоторые некоторые поправки в информацию в адрес Александра Ивановича Мусатова: орден Красной Звезды Александр получил в Афганистане.
В Борисоглебском училище мы учились в соседних классных отделениях. Выпустились на самолётах МиГ-17, и судьба нас разнесла по разным уголкам белого света. В 1977 году более 50 процентов наших выпускников попали на вертолёты. Лично мне в штабе Московского ВО предложили Ми-8 или Ми-24. Мусатов по выпуску попал в Киевский Военный Округ. Судьба нас свела заново в Афганистане, в Кабуле (50 ОСАП). Только я на Ми-24 (лётчик-оператор), Александр - на Ми-8 (лётчик-штурман). Их эскадрилья прибыла из Александрии.
Я хотел бы внести некоторые некоторые поправки в информацию в адрес Александра Ивановича Мусатова: орден Красной Звезды Александр получил в Афганистане. В Борисоглебском училище мы учились в соседних классных отделениях. Выпустились на самолётах МиГ-17, и судьба нас разнесла по разным уголкам белого света. В 1977 году более 50 процентов наших выпускников попали на вертолёты. Лично мне в штабе Московского ВО предложили Ми-8 или Ми-24. Мусатов по выпуску попал в Киевский Военный Округ. Судьба нас свела заново в Афганистане, в Кабуле (50 ОСАП). Только я на Ми-24 (лётчик-оператор), Александр - на Ми-8 (лётчик-штурман). Их эскадрилья прибыла из Александрии.
По жизни Сашка был юморным, весёлым и жизнерадостным парнем. Его афоризмы, которыми он «сыпал» тогда (нам чуть больше 20-ти), я вспоминаю иногда и сейчас. Летали, как и все, смело и бесшабашно... У каждого была своя работа.
Знаю только то, что частенько его экипажу приходилось ходить «на караваны», десантирование.
.
В Чернигове Саше досталась группа, в которой один из курсантов (Александр Тронин) уже прошёл несколько училищ, где его леёная судьба не сложилась по разным причинам. Как оказалось, в процессе их отношений оба были «кремнями». От их отношений «искры» летели в разные стороны. Сашка много раз в кулуарах говорил: «Если что, выпрыгну, не задумываясь».
В тот день (3.06.1982) погода была простая, облачность не более 5-6 баллов. Я находился в зоне с курсантом по упражнению «вывозной полёт на сложный пилотаж», недалеко от города Гомель. Стояли столбы облачности с верхним краем 3500 метров, нижний край в пределах 900 метров. Я с курсантом, практически, закончил в зоне задание, когда услышал Сашин голос, ведущий радиообмен вместо курсанта, что собственно «резало» слух.
Зону им дали рядом с моей зоной. Мусатов доложил позывным курсанта о занятии зоны и запросил разрешение на выполнение сложного пилотажа. По методике, при занятии зоны в вывозном или контрольном полёте сначала инструктор выполняет весь комплекс упражнений, затем обучает курсанта (совместно, либо сам курсант). Я уже подходил к аэродрому после выполнения задания, когда РП стал настойчиво вызывать экипаж Мусатова. Сердце заколотилось так, словно готово было выскочить. К сожалению, печальный опыт потери своих товарищей из лётной братии был не маленьким, если считать со времён аэроклуба. Предчувствие не обмануло.
К ним в зону был направлен командир эскадрильи, Виктор Андреевич Гончаров. Командир вошёл в зону верхним эшелоном на пяти тысячах метрах. В зоне, снижаясь, вёл поиск самолёта. Первая информация дала надежду на лучшее. Командир эскадрильи доложил, что видит на земле самолёт и рядом два парашюта. Я уже был на стоянке с выключенным двигателем. Радиостанцию не выключал, с нетерпением слушал, что же дальше. Следующая информация: «...рядом ходят люди...». Я с облегчением вздохнул, выключил радиостанцию и прыжками побежал на СКП (стартовый командный пункт).
После посадки экипажа ПСС (поисково-спасательная служба) мы узнали горькую весть, что оба Александра погибли. По опросу очевидцев выяснилось, что самолёт с ревом, то нарастающим, то затихающим, в перевернутом положении вошёл в землю. Эксперты потом сказали, что самолёт вошёл в землю вниз кабиной под углом 70 градусов. Парашюты выбросило от удара самолёта о землю.
Когда комэска «пришёл» в зону, то доложил, что погода в зоне «безоблачно». Моё мнение: Очевидно, граница атмосферного фронта была рядом, и когда Мусатов по приходу в зону начинал показывать курсанту упражнение, а оно начиналось с показа штопора, попали в облако. Выводить из штопора, когда не видно горизонта, довольно сложно. Возможно, при попытке вывода из штопора в облаке они попали в перевёрнутый или в плоский штопор. А нас этому не обучали, да и высоты на вывод требуется в этом случае более, чем 900 метров. (Мне курсант устроил однажды такую штуку, так потеряли при выводе 2500 метров). Когда Мусатов с курсантом «вывалились» на 900 метров из облака, то продолжали пытаться вывести самолёт. Спустя полчаса, когда в эту же зону прилетел комэска, антициклон сместил облачность из района полётов.
Мы все пятеро ходили в светло-голубых лавсановых комбинезонах, что привезли с собой, когда летали на вертолётах. Так жена мне потом рассказывала, что, когда неожиданно в период полётов прекратился гул самолётов, она встретила кого-то из гарнизона, который ей сказал, что разбились курсант с инструктором, и в испуге на вопрос кто, ответили - кто-то в светлом комбинезоне. Её состояние описывать не стоит.
Останки обоих привезли из Киевского госпиталя после экспертизы в двух небольших пакетиках. У Мусатова семья авиаторов, отец был лётчиком. Я с Храмовым сопровождал останки Мусатова до Чехова, и мы констатировали родным факт гибели с просьбой не требовать вскрывать гроб.
Через некоторое время после гибели Александра Мусатова у него родилась дочка, которую назвали Сашей...
Карта сайта Написать Администратору