Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кочиев Серафим Степанович

Выпускник 1928 года по линии "Разведчики". Оставлен на переучивание на лётчика-истребителя
Выпускник 1929 года по линии "Истребители"
.
Родился в 1906 году в г. Сталинир Южно-Осетинской АО. По национальности осетин.
В 1929 году окончил 2-ю ВШЛ в г. Борисоглебске.
Участник боёв в районе озера Хасан.
Участник Великой Отечественной войны.
Последнее место службы: 14 тбап 22 оад. Командир АЭ, майор
Награждён орденом "Красное Знамя"
Жена Кочиева Тамара Васильевна проживала в г. Сталинир.
===
10.07.1941 при выполнении боевого задания в районе Коростышевского леса (Житомирская область) истребителями противника подожжены несколько самолетов ТБ-3 из 14 тбап. В часть не вернулись: 
...Командир АЭ майор С.С. Кочиев, пилот мл. лейтенант А.И. Глазков, штурман АЭ капитан М.Н. Клягин, стрелок-радист ст. сержант И.А. Гаврилин, бортмеханик мл. воентехник Ш.С. Грибун, воздушный стрелок ст. сержант П.И. Гуртовой, воздушный стрелок ст. сержант А.Е. Говоров...
***
СЕРАФИМ КОЧИЕВ. ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ ВОЙНЫ
Имя капитана Серафима Кочиева - одно из малоизвестных имён участников Великой Отечественной войны, выходцев из Южной Осетии. И если имена прославленных осетинских лётчиков С. Коблова и В. Чочиева хорошо известны, то о боевом лётчике С. Кочиеве известно немного. А ведь именно он был одним из первых осетинских асов, получивших высокую правительственную награду – орден Боевого Красного знамени.
В то время, когда будущие Герои Советского Союза ещё мечтали летать, Серафим Кочиев уже участвовал в боевых действиях. Один из самых заметных эпизодов военной биографии С. Кочиева были бои у озера Хасан на Дальнем Востоке. Всё шло к началу Второй мировой войны. Летом 1938 года японские войска полностью захватили Китай и вплотную приблизились к границам СССР. Очевидно, территории огромного Китая японским милитаристам показались малы, и они выдвинули территориальные претензии к Советскому Союзу, требуя пограничные земли в районе озера Хасан и реки Туманная. И это на расстоянии тысячи километров от собственной национальной территории! Постепенно ультимативные требования сменились вооружёнными провокациями, которые в июле 1938 года переросли в полномасштабные боевые действия.
В боевых действиях советское командование первоначально использовало силы и средства местного гарнизона. Однако через несколько дней стало ясно, что противник, имеющий опыт боевых действий и современное вооружение, добивается неожиданных успехов. Тогда в Москве решили использовать все имеющиеся ресурсы. В район боевых действий были переброшены танки, значительное количество пехотных частей, артиллерия. В дополнение к истребителям и лёгким бомбардировщикам к озеру Хасан подтянули и тяёлую бомбардировочную авиацию, которая взлетала с полевых аэродромов. На театр военных действий была переброшена и авиационная часть, в которой служил Серафим Кочиев.
В то время С. Кочиев летал на тяжёлых бомбардировщиках ТБ-3, которые использовались во время боёв в качестве ночного бомбардировщика. Однако, в один из августовских дней по приказу командования, экипаж С. Кочиева совершил дневной пролёт над Японскими островами, во время которого разбрасывались агитационные листовки. Это было крайне рискованное мероприятие, так как тяжёлый и неповоротливый советский бомбовоз мог стать лёгкой добычей скоростных японских истребителей. Не случайно, именно за этот полет осетинский лётчик   был награждён орденом «Красной звезды».
Летал на своем бомбардировщике С. Кочиев и над полями сражений советско-финской войны.
Нападение гитлеровской Германии осетинский лётчик встретил в звании майора на должности командира эскадрильи бомбардировщиков ТБ-3. В первые месяцы войны советская авиация несла большие потери. Из-за нехватки самолётов командование Красной Армии вынуждено было вновь использовать эти тяжёлые бомбардировщики в дневное время, что приводило к тяжёлым потерям, так как тихоходный ТБ-3 легко сбивался скоростными немецкими «мессершмиттами». Однако надо было сдерживать наступающего по всем фронтам противника, поэтому вылеты продолжались днём и ночью.
10 июля 1941 года эскадрилья ТБ-3 под командованием майора С. Кочиева вылетела на бомбёжку колонны противника наступающей в районе Коростошевского леса Житомирской области. В звене было три бомбардировщика, в каждом бомбардировщике экипаж из десяти человек: командир, второй пилот, штурман, бомбардир, техник и пять бортовых стрелков. На борту каждого самолета 500 кг бомб.
Произведя прицельное бомбометание и выполнив задание, самолёты легли на обратный курс. Однако вскоре тихоходная эскадрилья советских самолётов была настигнута звеном немецких истребителей. Несмотря на то, что бортовые стрелки отчаянно отстреливались, вскоре две машины были подбиты, и рухнули, объятые пламенем, в лес. Погиб и экипаж С. Кочиева. В сводке боевых потерь этот эпизод был обозначен несколькими скупыми строчками: «ТБ-3 был подожжён истребителем противника»...
.
***
Самолёт огорчивший Императора
.
.
Лето 1938 года Эпохи Сёва было тревожным для Империи Ямато. И тревога шла с Севера...
У грязных северных варваров откуда-то появились танки, и что совсем невероятно - гигантские самолёты.
6 августа шестьдесят четырёхмоторных гигантов сбросили на Императорские войска у озера Хасан сотни тонн бомб. Это было невероятно, но самое невероятное было впереди.
Средь бела дня священную голубизну неба над белоснежной вершиной священной Фудзиямы оскорбил самолёт гайджинов. Разбрасывая листовки, он пролетел над священной землей Аматерасу, и Императорская авиация не смогла его перехватить. И хотя на фюзеляже самолёта были знаки Гоминдана, все знали, что это проклятые Северные эбису. Император был очень огорчён и несколько офицеров Императорских ВВС совершили обряд сэппуку.
А всё начиналось в Кремле...
.
19 мая 1938 года c двумя промежуточными посадками, два китайских экипажа на самолетах Martin 139WC, (командир ведущего - Сюй Хуаншэн) достигли Японского побережья (остров Косю), разбросали листовки над несколькими городами (в том числе над Нагасаки) и вернулись на китайскую землю.
.
Когда Иосифу Виссарионовичу Сталину доложили, что китайские самолёты ночью пролетели над Японией и сбросили листовки, он показно-равнодушным тоном спросил командующего ВВС РККА генерал-полковника Локтионова: "А что, советские летчики хуже китайских?" Локтионов помнил, что его предшественник Алкснис, был расстрелян ещё месяц назад, и опять же прекрасно знал, что такой равнодушный тон Хозяина, гораздо опаснее, чем раздражённый...
Через несколько дней бомбардировщик ВВС РККА (прозванный испытателями «Торгсин») под командованием майора Серафима Кочиева гордо рассекал над Японией, оставляя за собой ярко поблескивающий в лучах солнца след из тысяч листовок.
Это был бомбардировщик Туполева ТБ-3. Самолёт, бывший событием в истории военной авиации, выпущенный тиражом в восемь сотен единиц и, к сожалению, быстро устаревший, как и многие авиа-девайсы тридцатых годов. В Великую Отечественную войну он сначала работал как ночной бомбардировщик, ибо днём был практически обречён, затем до конца войны работал как транспортник.
Использовался ТБ-3 и в полярной авиации. Интересно, что полярные модификации были раскрашены в оранжевый цвет.
.
Когда началась Финская война, известный полярный летчик Михаил Водопьянов настоял на участии своего самолёта в боевых действиях. Так он оранжевым и летал на бомбёжки. Коллеги-пилоты прозвали Водопьяновский самолёт «Рыжая корова».
.
ТБ-3. Он же АНТ-6, тяжелый бомбардировщик.
Четырёхмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси и гофрированной обшивкой.
Проектирование началось в 1925 году.
В 1930 году на опытной машине АНТ-6 был выполнен первый полёт, а в 1932 году взлетела первая серийная машина. Серийное производство продолжалось до 1938 года. Всего было выпущено 819 серийных ТБ-3 в нескольких модификациях, отличавшихся двигателями (М-17, М-34 и их варианты), составом вооружения и оборудования.
В лучших своих модификациях с двигателями М-34РН максимальная скорость самолёта была в пределах 270-380 км/ч, практический потолок около 7000 м. При взлётной массе более 19 тонн самолет мог нести 2000 кг бомб, дальность полёта самолёта доходила до 3000 км. Оборонительное вооружение - 4 пулемёта ШКАС.
.
Эпизод с гибелью звена ТБ-3 июльским днём 1941 года описан в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые». Случай взят из жизни: на одном из этих самолётов погиб майор Серафим Кочиев, тот самый, что летал над Японией.
.
Командующим ВВС РККА не везло с окончанием карьеры: Розенгольц А.П. расстрелян в 1938 году, Алкснис Я.В. расстрелян в 1938 году, Локтионов А.Д. расстрелян в 1941 году, Смушкевич Я.В. расстрелян в 1941 году, Рычагов П.В. расстрелян в 1941 году.
.
Автор: Чекмарев Владимир (http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1824/)
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Кочиева С.С. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 10 июля
Карта сайта Написать Администратору