Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Берзин Евгений Александрович

Выпускник 1949 года
Доктор технических наук, профессор
.
.
Берзин Евгений Александрович родился 30 сентября 1927 года в с. Ново-Смолянка Ново-Смолянского района Сталинской области Украинской ССР (ныне микрорайон Смолянка Куйбышевского района г. Донецка Донецкой области Украины).
.
В рядах Красной Армии с 29.08.1944, призван Фрунзенским ГВК г. Фрунзе Киргизской ССР.
В 1949 году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П. Чкалова.
Окончил ВВИА им. Жуковского.
Дата окончания службы: 17.12.1982. Воинское звание: инженер-полковник.
Работал в Тверском государственном техническом университете — доктор технических наук, профессор.
Награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За боевые заслуги» (05.11.1954), другими наградами. 
***
.
Из фактов биографии найдны лишь часть воспоминания детей Е.А. Берзина, в которых рассказывается об Евгении Александровиче как об автолюбителе. Если удастся установить связь с родственниками Берзина Е.А., страничка будет переоформлена.  
.
"...Евгений Александрович Берзин купил "Победу" в 29-ти летнем возрасте, будучи слушателем ВВИА им. Жуковского. Зима 1956 года, магазин на Бауманской. Поступление машин ждали до самой темноты, т.к. машины приходили ярко-бирюзового цвета, а цвет не нравился. Наконец пришла партия запорошенных снегом, бежевых красавиц "Побед", одна из которых и стала нашей, стала частью семьи, её полноправным членом. Столько связано с ней воспоминаний, столько российских дорог исколесили на ней.
.

.
Папа любил свою "Победу", гордился ею и ездил на ней всю свою жизнь, не променяв её ни на какую другую. Он часто спрашивал у своих внуков:
— Какая самая лучшая на свете машина?
А внуки хором, к его величайшему удовольствию, отвечали: - "Победа"!
.
После окончания Академии своим ходом поехали на место службы в закрытый гарнизон. В лесах Горьковской области (ныне Нижегородской) в гарнизоне автовладельцев по пальцам можно было пересчитать и "Победа", конечно же вносила разнообразие и радости в нелёгкую гарнизонную жизнь: это и поездки за грибами, и на охоту в нечастые выходные и перерывы между полётами, и катание ребятишек, выезды на природу с друзьями и даже как Скорая помощь.
.
Контингент гарнизона - молодые лётчики с семьями. Гарнизонная жизнь шла своим чередом с её радостями и горестями. Рождались дети.
.
Роддома в гарнизоне не было, самый ближайший находился в селе за много километров. Как-то, после очередных ночных полётов, отец вернулся домой далеко за полночь. Стук в дверь. Начались роды у жены лётчика-испытателя Жени Золотаренко, жившего по соседству. Срочно повезли в роддом. Родился сын, назвали Женей. Следующая ночь - опять полёты, только легли спать, снова стук в дверь. На пороге бледный, растерянный Володя Шешков. У жены начались схватки. После двух бессонных ночей папа вскочил как по боевой тревоге: "Да что это они взялись!". Женщина родила в нашей машине по дороге в роддом. Парня опять назвали Женей.
.
А был и такой случай под Серпуховом: возвращались домой на машине глубокой ночью, вдруг фары осветили какой-то предмет на дороге. Остановились - на дороге сбитый в крови, без памяти, стонущий человек. Уложили на заднее сидение, доставили в больницу. Будучи за рулём своей "Победы", папа всегда тормозил рядом с идущими пешком, будь то пожилой человек или детишки, спешащие в школу. Никогда не проезжал мимо путника, если была возможность подвезти человека.
.
Был случай - сломался пригородный автобус, и людям пришлось добираться до города пешком. Папа, конечно же, не мог равнодушно проехать мимо. Высадка пассажиров в городе напоминала цирковой аттракцион. Из машины, под смех зевак, один за другим вылезли 9 человек и 10-я собака!
.
В декабре 1959 года отца перевели в г. Калинин (Тверь). Переезжали опять своим ходом, на своей "Победе". На улице -30 градусов, а в машине тепло, как дома. Маленькая 6-ти месячная дочурка - в одной распашонке. Вот такая была в машине герметичность и теплоизоляция, как в подводной лодке. В Калинине жизнь потекла по новому, неизменным оставалось одно - под рукой всегда был верный друг "Победа"! Сколько радостных, ярких впечатлений и событий связано с ней: поездки в лес за грибами, ягодами, поездки по родному краю, по памятным и историческим местам. Сначала вчетвером, затем и с внуками. Да что там говорить, вся жизнь связана с ней. Если ехали в лес за грибами, за ягодами или просто отдохнуть, обязательно брали друзей и обычно столько, сколько могло влезть в машину, да ещё и порой собаку.
.
Папа был отчаянным водителем. Мог проехать по бездорожью на своей "Победе" там, где не пройдёт ни одна другая машина. Порой забирались в такую глушь, где можно было проехать только на тракторе.
.

.
Любимый маршрут папы был Москва - Борисоглебск, где находилось родное авиационное училище, аэродромы Дуплятка и Танцырей, с которых он взлетал и где он стал лётчиком. Лётное кладбище, где навсегда остались его друзья...

В жизни Евгений Александрович был простым, жизнелюбивым человеком. Он был очень доброжелательным по отношению к людям, интересным собеседником, любил пошутить, спеть хорошую песню, был душой компании.
.

.
Он был душевно щедрым человеком, не равнодушным к чужой беде, всегда готовым прийти на помощь. Дружба для него была - святое! Для друзей он всегда оставался Женей Берзиным.
.
Авиация и математика - две его страсти, смысл его жизни. Будучи учёным в душе, он до конца своих дней оставался лётчиком. Свою монографию "Оптимальное распределение ресурсов и элемента синтеза систем" он посвятил памяти своих друзей - погибших пилотов Борисоглебского военного авиационного училища им. Чкалова..."
.
.
Фотография из училищного Музея. Лётная группа инструктора Берзина:
.
.
Фрагмент засвеченного участка верхней фотографии:
.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Информацию помог отыскать Михайлов Д.В.
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору