Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Лесников Игорь Иванович

Выпускник 1950 года
Лётно-инструкторский состав Борисоглебского ВАУЛ
Лётчик-испытатель I класса
.
Игорь Иванович Лесников родился 1 августа 1928 года в г. Архангельске, в дружной семье.
Тяжёлая жизнь настала в родительском доме в сталинские времена после репрессии отца. Беда сближает людей. Мать и сын стали больше поддерживать друг друга. В детстве Игорь, хотя и не отличался особой усидчивостью, но был сообразительным, любознательным, старательным и прилежным ребенком, неплохо учился в школе.
.
В старших классах друзья предложили поступать в спецшколу ВВС, чтобы стать «сталинским соколом». Шла война, и многие мальчишки того времени выбирали военные специальности. Игорь согласился. Мать сына поддержала. И в 1946 году Игорь успешно заканчивает 10 классов спецшколы ВВС в городе Липецке.
.
В этом же году Липецкий городской военкомат по окончании спецшколы ВВС призывает Игоря в Вооружённые силы и направляет на учёбу в Борисоглебское авиационное военное училище лётчиков. В училище лётчиков Игорь сразу же с душой берется за учебу, свои способности направляет на освоение лётного мастерства, на достижение поставленной цели. Начав летать и испытав радость полёта, он понял, что лётная профессия - для него, он создан для полётов. В училище он летал больше всех. Старание курсанта Лесникова было замечено. Его неоднократно поощряют за успехи в учёбе: объявляют благодарности, награждают ценными подарками.
В 1950 году Лесников Игорь Иванович успешно оканчивает училище, ему присваивают звание «лейтенант» и как способного, талантливого летчика не отправляют в строевую часть, а оставляют в училище лётчиком-инструктором.
.
Из воспоминаний Беликова Ю.Н.:
"...ЛЕСНИКОВ.
Игорь Иванович Лесников похоронен на Ваганьковском кладбище, возле левого крыла здания мемориального комплекса, напротив могил хоккеиста Александра Альметова и футболиста Эдуарда Стрельцова.
В 1951 году он был инструктором 1-й лётной группы в нашем звене. У нас во 2-й был Геннадий Васильевич Полунин, а в 3-й – Гуреев.
Игорь Лесников был небольшого роста, подвижный, подчёркнуто самолюбивый, рыцарь офицерской чести. В то же время был прост и вежлив в общении с курсантами, но строг и требователен.
Не только судьба, но и его устремления и качества привели его во Владимировку. Там он стал командиром эскадрильи лётчиков-испытателей. На воздушном параде 1967 года вёл тройку новейших по тому времени самолётов МиГ-25. Должность предполагала его тесное взаимодействие с конструкторским бюро А.И. Микояна, где его заметили и доверили полет на установление мирового рекорда. Был октябрь 1967 года. Аэродром Жуковский. Боре Орлову накануне сказали: "Если военный не приедет, полетишь ты". Военный приехал. Рекорд получался, если выполнять полет на предельно большой скорости с самого взлёта. Лесников немного перестарался. Скоростной напор начал деформировать самолёт и выводить его из подчинения. Выход был один: прекратить полет. Сорвать рекорд? Не оправдать доверия? Для любого лётчика-профессионала в той ситуации это была слишком высокая цена! Для Лесникова – тем более. То, что другого выхода нет, лётчик понял слишком поздно. Самолёт вышел из повиновения и разрушился в воздухе..."
Источник: http://www.vko.ru/biblioteka/pogibshie-aviatory
.
За время учёбы в училище Лесников в совершенстве освоил пилотирование истребителей Ла-5, Ла-7. Он последовательно и настойчиво продолжает овладевать новыми типами истребителей и совершенствовать пилотаж. Уже в полку он осваивает самолеты МиГ-15, МиГ-17, Ла-15.
.
В 1952 его назначают в учебный авиационный полк боевых самолетов Борисоглебского лётного училища на должность лётчика-инструктора по технике пилотирования. В 1953 году ему досрочно присваивают звание «старший лейтенант». В этом же году он женится. Жена - Мария Фёдоровна. В 1954 году в семье рождается сын Владимир.
.
В 1955 г. Лесникова И.И. вновь повышают в должности: назначают командиром авиационного звена. Служба в учебном полку идёт успешно. Игорь постоянно добивается высоких результатов в обучении курсантов, является командиром отличного звена, отличником учебно-боевой подготовки. Летает много, жажда к полётам не ослабевает. Полёты - его стихия! Несмотря на молодой возраст, его ценят за профессиональное мастерство. В 1956 году ему присваивают очередное воинское звание «капитан», а в 1957 году награждают медалью «За боевые заслуги».
.
Как одарённого лётчика капитана Лесникова И.И. в 1958 году Главком ВВС направляет на испытательную работу в ГК НИИ ВВС на Чкаловскую. Игорь быстро входит в строй в новом коллективе испытателей. Быстро осваивает новые для себя типы истребителей Су-9 и МиГ-21, приступает к испытательной работе. В эти же годы он поступает на заочное отделение Военно-воздушной академии. В 1959 году в составе войсковой части майор Лесников И.И. прибывает в г. Ахтубинск. Здесь в период проведения интенсивных испытаний истребителей-перехватчиков нового поколения в полной мере проявилось его лётное мастерство в оценке новых самолётов как ОКБ «Сухого», так и ОКБ «Микояна».
.
В 1960 году майора Лесникова И.И. назначают на должность старшего лётчика-испытателя, ему присваивают квалификацию лётчика-испытателя II класса. В 1961 году он оканчивает заочное отделение Военно-воздушной академии и получает специальность лётчика-инженера. В семье рождается второй сын - Сергей. В 1962 году Игорю Ивановичу присваивают звание «подполковник». В 1963 году его назначают на должность заместителя командира, а в 1964 году - командиром 1 авиационной испытательной эскадрильи СЛИ.
В те годы в части испытательная работа идет очень интенсивно. Среди лучших лётчиков части командир АЭ - подполковник Лесников И.И. Он увлечён испытаниями новейшего истребителя-перехватчика Е-155, получившего впоследствии название МиГ-25П.
.
В 1966 году за большой вклад, внесённый в испытания новых боевых самолётов, подполковника Лесникова награждают орденом Красной Звезды.
.
В 1967 году состоялся знаменитый авиационный праздник в аэропорту Домодедово. Там впервые были представлены опытные образцы боевых самолетов нового поколения. Среди других были показаны опытные Миг-25 (Е-155), тройка которых прошла над лётным полем на малой высоте, произведя фурор своими формами. Один из самолётов пилотировал лётчик-испытатель подполковник Лесников И.И.
.
Генеральный конструктор Микоян А.А. очень доволен работой Лесникова И.И., сделавшего много полезных предложений по совершенствованию истребителя МиГ-25П, и предлагает военному лётчику-испытателю выполнить рекордный полёт на этом самолёте. Никто не возражал. Всех устраивала эта кандидатура. Разве может лётчик сам отказаться от такого предложения? Инженерные расчёты показывали реальность достижения рекордной скороподъёмности на самолёте МиГ-25П.
.
Игоря перед убытием в Жуковский для выполнения рекордного полёта все поздравляли, желая успехов, скорейшего возвращения. Однако на его лице была грусть, необъяснимое предчувствие портило его настроение.
.
Рекорд не состоялся, а полёт закончился катастрофой. Вот как описывает обстоятельства гибели Лесникова И.И. Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР В.Н. Кондауров в своей книге «Взлётная полоса длиною в жизнь»:
"...Совместные с промышленностью испытания МиГ-25П шли успешно, пока кому-то не пришла в голову мысль в честь наступающего юбилея - пятидесятилетия Советской власти - установить на нём мировой рекорд по скороподъёмности. В спешном порядке мой командир, Игорь Лесников, вылетел на аэродром в Жуковский, не сомневаясь в успешном выполнении полёта. Большая группа людей - конструкторы, лётчики, инженеры, техники - собралась в месте, откуда хорошо просматривалась вся взлётная полоса. На ней стоял опытный самолет, облегчённый до предела, с минимально необходимым запасом топлива для рекорда. Раздался грохот двигателей, внутри широко раскрытых реактивных сопел забушевало пламя, и «Фантомас», отпущенный с тормозов, слегка качнувшись, начал плавный, но быстро ускоряющийся разбег. После отрыва лётчик прижал его для разгона скорости, а затем круто потянул вверх. Нужно было шестым чувством уловить момент начала такого перехода в энергичный набор высоты и суметь остановить истребитель на таком единственном угле тангажа, на котором двигавшаяся на увеличение стрелка указателя скорости остановилась бы и замерла как раз на запретной красной черте. Но она не остановилась, а продолжала ползти дальше. Появился левый крен. Лётчик пытается устранить его. Крен нарастает уже с опусканием носа. Продолжая отклонять рули против кренения, лётчик выключает форсаж, но поздно — скорость в отвесном пикировании не уменьшается. Земля рядом. Вот он, этот миг, когда ничего уже не исправить. Прыгать!!! Выдернуты держки, заработали системы катапультирования: специальные скобы захватили ноги, упиравшиеся в педали, и притянули их к креслу, сработали такие же захваты рук, а система притяга потянула плечи назад, прижав голову к заголовнику. Раздался хлопок, сверкнул и исчез фонарь, подброшенный пиропатронами. Органы чувств едва успели отметить все эти события, решающие сейчас для лётчика почти всё, как кресло уже стремительно ринулось вверх. Значит ещё не всё потеряно, значит ещё есть один шанс из тысячи. Скорость, скорость, как хорошо, когда ты есть, но плохо, когда тебя слишком много. Воздушный поток огромной силы, обрушившийся после выхода кресла из кабины, не могли выдержать ни спецснаряжение, ни тем более человек. Этот короткий полёт, вместивший в себя последние несколько десятков секунд жизни испытателя, произошёл 30 октября 1967 года.
.
«Реверс» элеронов - обратная реакция самолета на их отклонение из-за слабой жёсткости крыла - начал проявляться сразу же, как только летательные аппараты стали подходить к высоким скоростным напорам воздуха. И ничего нового в этом явлении не было. Другое дело - знать, когда оно проявится именно на этом самолёте. А узнав, установить такое ограничение по максимальной скорости, которое позволило бы лётчику успеть исправить нарушенное ограничение до начала развития реверса. Благая мысль, но... нам так хотелось «летать быстрее всех»!
.
Ценой тяжёлой потери был вскрыт этот недостаток. После этого на самолете устанавили дифференциальный стабилизатор..."
.
Игорь Иванович Лесников погиб в расцвете сил. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
.
Имя Лесникова Игоря Ивановича навечно занесено в скорбный список лётчиков-испытателей, не вернувшихся из полёта.
Полковник в отставке Р. Лазарев.
.
Источники:
Информацию помог отыскать Михайлов Д.В. 
Карта сайта Написать Администратору