Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Есиков Александр Семёнович

Выпускник Борисоглебского аэроклуба 1938 года (второй выпуск)
Выпускник Борисоглебской ВШЛ 1940 года
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967), подполковник (1973)
.
 
.
Есиков Есиков Александр Семёнович родился 21 июня 1921 года в городе Борисоглебске Борисоглебского уезда Тамбовской губернии РСФСР (ныне образует городской округ и район Воронежской области). По национальности русский. В семье Семёна и Анны Степановны Есиковых было шесть детей – Борис, Елизавета, Владимир, Неонила, Александр, Юрий.
В 1936 году окончил 7 классов школы. Учился в школе ФЗУ, работал токарем в паровозном депо. В конце 1938 года окончил курсы пилотов Борисоглебского аэроклуба во втором выпуске с рекомендацией «Кандидат в школу ВВС» (примечание: на имеющихся групповых фотографиях выпускников аэроклуба 1938-1939 гг. фотография А.С. Есикова не найдена)
.
В рядах РККА с 07.01.1939 года, призван Борисоглебским РВК Воронежской области. Поступил в Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу имени В.П. Чкалова.
.
.
Окончил обучение в 1940 году.
Служил в частях: 160 рап, Одесская ВАШ; 651 иап; 652 иап; 814 иап/106 гв. иап; 151 иап; 909 иап.
В июле-декабре 1940 года служил в 160-м резервном авиационном полку (Киевский ВО). В январе-октябре 1941 г. - лётчик-инструктор Одесской военной авиационной школы лётчиков.
.
Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941-августе 1942 г. – командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 651-го истребительного авиационного полка (Юго-Западный и Сталинградский фронты).
06.08.1942 был сбит и тяжело ранен в воздушном бою, до января 1943 года находился на излечении в госпитале.
Осенью 1942 командиром 651-го иап майором Стебловским представлен к награждению орденом Красного Знамени:
«...Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. Идеологически выдержан. Морально устойчив. Боевой лётчик-истребитель, имеет 230 боевых вылетов на отражения налета бомбардировщиков противника, 3 вылета на штурмовку войск противника. На своём счету имеет два сбитых с-та пр-ка «Хенкель 111» и МЕ-19ф.
С врагами нашей родины дерётся смело, ищет сам с ними встречи и навязывает бой. В группе с товарищаёми в 4-е с-та вступил в бой против 20 с-тов пр-ка, где лично сбил один МЕ-109ф. В бою получил тяжёлое ранение. Находится на излечении. Работает зам. к-ра авиаэскадрильи, с работой справляется хорошо. Молодой растущий внимательный командир, кандидат в члены партии Ленина-Сталина. В общественной жизни принимает активное участие.
Достоин представления к правительственной награде – ордену Красного Знамени»

05.11.1942 награждён орденом Отечественной войны II степени.
.
В январе-марте 1943 года - диспетчер 3-го смешанного авиационного корпуса; в марте 1943-мае 1944 года - адъютант авиаэскадрильи 814-го (с августа 1943 г. – 106-го гвардейского) истребительного авиационного полка (Юго-Западный и 3-й Украинский фронты).
В 1944 году окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС.
В октябре 1944-мае 1945 года – помощник командира 909-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (3-й Белорусский фронт). Участвовал в оборонительных боях на Украине, Сталинградской битве, освобождении Донбасса, юга Украины и Прибалтики, Восточно-Прусской операции.
В начале 1945 года – помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе, старший лейтенант. 22.01.1945 командиром 909 иап Литвиновым представлен к награждению орденом Красного Знамени:
«...За период боевых операций полка по войскам и технике противника на территории Восточной Пруссии с 15 октября 1944 года произвёл 10 успешных боевых вылетов на самолёте Як-9л на бомбометание и штурмовку. Подбил и уничтожил: 1 танк, 1 склад боеприпасов, 5 автомашин, 2 вагона, 10 домов в населенных пунктах и до 45 солдат и офицеров противника.
Из них участвуя в прорыве обороны немцев с 13 января произвёл 2 успешных боевых вылета и уничтожил: 2 автомашины, 4 дома в населённых пунктах и до 30 солдат и офицеров противника.
После получения последней награды произвёл 25 успешных боевых вылетов.
Участвуя в Отечественной войне всего произвёл 183 боевых вылета. Лично сбил 3 самолёта противника и в группе 2.
5.1.45 бомбами сброшенными на эшелон на станции ДАЛИНЕН уничтожил 3 вагона.
16.1.45 г. при бомбардировке автотранспорта на дороге ЖИЛЛЕН-РУМБИНЕН уничтожил 2 автомашины с боеприпасами.
На боевые задания водил группы до 8 самолётов, группы потерь не имели.
ВЫВОД: Достоин награждения правительственной наградой орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».

Приказом ВС 1 ВА № 08/и от 29.01.1945 награждён орденом Красного Знамени.
.
Всего за время войны совершил 189 боевых вылетов на И-15бис, И-153, Як-1, Як-7, Як-3 и Як-9, в воздушных боях сбил лично 3 и в составе группы 2 самолёта противника.
.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (Прибалтийский ВО).
С апреля 1946 г. (или с 27.09.1946) в запасе.
В 1946-1954 гг. – лётчик транспортного отряда авиазавода № 1 (г. Куйбышев).
С декабря 1954 по сентябрь 1978 г. – лётчик-испытатель Куйбышевского авиазавода (вначале - авиазавод № 1, с июля 1960 г. - авиазавод № 18). В 1962-1978 гг. – старший лётчик завода. Испытывал серийные Ту-16 (1954-1960 гг.), Ту-95 (1960-1972 гг.), Ту-114 (1960-1964 гг.), Ту-126 (1965-1971 гг.), Ту-142 (1969-1973 гг.), Ту-154 (1970-1978 гг.) и их модификации.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967), подполковник (1973).
.
Жил в Куйбышеве (ныне – Самара).
До 1987 года работал начальником службы движения Куйбышевского авиазавода.
.
Умер 26 декабря 1993 года. Похоронен в Самаре, на кладбище «Рубежное».
.
Награждён орденом Ленина (29.03.1976), орденом Отечественной войны II степени (05.11.1942), орденом Красного Знамени (29.01.1945), орденом Красной Звезды (22.07.1966), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), орденом Отечественной войны I степени (06.04.1985), медалями «За оборону Сталинграда» (20.05.1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За взятие Кёнигсберга» (09.06.1945) и другими.
.
15.11.2018 по адресу: г. Самара, Аллея боевой и трудовой Славы, у монумента ветеранам войны и труда АО «РКЦ «Прогресс», открыт монумент памяти лётчиков и штурманов – испытателей авиационного завода № 1 народного комиссариата авиационной промышленности им. И.В. Сталина,  работавших на испытаниях авиационной техники в военное и послевоенное время (1941–1960 гг.), среди них 6 Героев Советского Союза, 7 Заслуженных лётчиков-испытателей СССР и 4 Заслуженных штурмана-испытателя СССР, всего 64 человека. В открытии Мемориала участвовала внучка А.С. Есикова – Алина Валерьевна Есикова.
.
.
Имена лётчиков и штурманов-испытателей вписаны золотыми буквами на чёрном граните мемориала. Среди имён – и имя Заслуженного лётчика-испытателя Александра Семёновича Есикова.
.

.
Источники:
Андрей Симонов. «Заслуженные испытатели СССР». Москва. Авиамир. 2009
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору