Киселёв Виктор Александрович
Выпускник 1937 года
.
.
Учетно-послужная карточка
(Центральный архив Минобороны России, Подольск)
Информация предоставлена Урвачёвым Виктором Георгиевичем
.
Родился 31.01.1916, г. Ярославль Ивановской области
Член ВКП (б) с 1940 г.
Из рабочих
Профессия до РККА техник-технолог
Женат
Гражданское образование: 7 классов в г. Рыбинске, Авиатехникум в г. Рыбинске.
Военное образование: 11 Военная школа пилотов - 1937 г., 2-я Кр. Военная школа летчиков истребителей - 1937 г.
Присвоение званий:
лейтенант 1939 г. Приказ Наркомата обороны СССР № 0556;
майор 13.08.44 приказ ПВО СФ № 0169.
(Приписано: «капитан по списку потерь»).
Вступил на службу в РККА 31.08.1935:
11 Военная школа пилотов*, курсант - 31.08.1935;
2-я Кр. Военная школа летчиков истребителей**, курсант - 14.09.1937;
22 истребительная эскадрилья, военный пилот - 04.01.1938;
2 эскадрилья 41-го АИП (авиационный истребительный полк) БОВО (Белорусский особый военный округ), начальник ПДС (парашютно-десантная служба) - приказ БОВО 14.03.1939 № 0313;
41-й иап*** (истребительный авиационный полк), командир звена - приказ ЗапОВО (западный особый военный округ) от 03.10.1940 № 0671;
34-й иап, командир эскадрильи по переписи (?) - 20.07.1941;
34-й иап, заместитель командира полка он же штурман - приказ Западного фронта от 26.11.43 № 080;
6.6.44 не вернулся с боевого задания по списку потерь ВВС Северного фронта ПВО от 12.10.44 вх. 22432.
Исключен из списков как погибший 06.06.1944 приказом ГУК ВС (Главное управление кадров Вооруженных Сил) СССР от 09.04.47 № 0801.
***
.
Киселёв Виктор Александрович родился в 1916 году в городе Ярославле. С августа 1934 года в рядах Красной Армии. Окончил военную авиационную школу пилотов. Служил в Московском военном округе.
С 22 июня 1941 года лейтенант В. А. Киселёв на фронтах Великой Отечественной войны. По август 1941 года сражался в составе неустановленного авиационного полка; по июнь 1944 года - в составе 34-го ИАП ПВО.
В ночь на 10 августа 1941 года командир звена 34-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО ) старший лейтенант В. А. Киселёв вылетел на МиГ-3 для патрулирования на подступах к Москве. В 0:48 на высоте 1200 метров в лучах прожекторов он обнаружил вражеский бомбардировщик Hе-111 ( командир экипажа: унтер - офицер О. Шлиманн ) из 1/KG 53. Киселёв пошёл в атаку. Стрелки "Хейнкеля" открыли огонь. Первая атака оказалась неудачной. Истребитель Киселёва получил повреждения: были пробиты масляный бак и радиатор. "Хейнкель-111" уже вот - вот должен был выйти из прожекторного поля и скрыться в темноте. Чтобы не дать ему уйти, Киселёв решил таранить.
Сначала он хотел нанести ему удар винтом снизу по хвостовому оперению, но при приближении к бомбардировщику воздушная струя подкинула истребитель вверх. Тогда Киселёв подошёл к "Хейнкелю" сверху и нанёс удар в левый борт. Бомбардировщик вспыхнул и, разваливаясь на куски, пошёл вниз. Повреждённый истребитель стал неуправляемым и вошёл в штопор. Киселёву удалось покинуть его и приземлиться на парашюте.
06 июня 1944 года командир 3-й эскадрильи 34-го ИАП капитан В. А. Киселёв погиб в районе города Ржева при перехвате самолёта - разведчика противника.
Всего выполнил 251 боевой вылет. Проведя 21 воздушный бой, сбил 7 самолётов противника лично и 4 - в составе группы.
Награждён отденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени.
***
.
Ярославец Виктор Киселёв сражался с фашистами с первых дней войны, в районе Могилёва сбил 2 истребителя и 2 бомбардировщика. Потом, в составе 34-го истребительного авиационного полка, его перебросили на защиту Москвы.
10 августа 1941 года ему удалось подбить бомбардировщик противника. Но и истребитель Киселёва получил серьёзное повреждение (была нарушена система охлаждения). А в луче прожектора лётчик увидел другой бомбардировщик "Хейнкель-111". Не думая о повреждении собственного самолёта, Виктор пошёл в атаку. Горячее масло жгло руки, мотор мог в любой миг отказать, да к тому же кончались боеприпасы. И тогда лётчик пошёл на таран. После удара в левую плоскость "Хейнкель" стал на глазах разваливаться. Истребитель МиГ-3 Киселёва потерял управление, пришлось опускаться на парашюте. За этот бой 28 октября 1941 года лейтенант В. А. Киселёв был награждён орденом Ленина.
К 20 октября 1942 года командир 3-й эскадрильи 34-го ИАП старший лейтенант В. А. Киселёв выполнил 185 боевых вылетов, из них 26 ночью. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника, из них 4 лично, в числе которых 1 сбит тараном ночью и 2 в группе с товарищами. 7 ноября 1942 года награждён орденом Красного Знамени.
.
После получения второй награды капитан В. А. Киселёв выполнил 18 боевых вылетов и сбил лично 2 самолёта противника (15 января 1943 года - бомбардировщик Ju-88 и истребитель FW-190). 1 мая 1943 года награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
Весной и летом 1944 года лётчики Московской зоны ПВО несколько раз пытались перехватить полёты одиночных разведчиков противника, но безуспешно. 20 апреля это попытались сделать старший лейтенант А. M. Зуйков и младший лейтенант А. Ф. Коптилкин из 34-го ИАП. Они стремились взять врага в "клещи", но отказ оружия их Ла-5 и падение давления масла вынудили прекратить бой и вернуться на свой аэродром.
Пара Зуйков - Коптилкин провела ещё один бой с "Юнкерсом" и 27 мая. В тот день "Лавочкины" не подвели лётчиков и, по их докладам, попадания во вражескую машину безусловно были. Однако сбить разведчик им опять так и не удалось, а обе свои машины оказались потеряны в результате вынужденных посадок; младший лейтенант Коптилкин получил при аварии многочисленные ушибы. Наводивший подчинённых капитан В. А. Киселев остался недоволен их действиями. 6 июня он сам вылетел на перехват появившегося в районе Ржева неопознанного двухмоторного самолёта.
- Вижу "Юнкерс"! Атакую! - услышала аэродромная радиостанция голос лётчика. И на этом передача оборвалась.
Самолёт капитана В. А. Киселёва на свою базу не вернулся...
(Из материалов сборника - "Ярославцы на фронтах Великой Отечественной войны")
.
Список всех известных побед капитана В. А. Киселёва:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№
п / п |
Д а т а |
Сбитые
самолёты |
Место воздушного боя
( одержанной победы ) |
Свои
самолёты |
1 |
26.06.1941 г. |
1 Не-111 ( в группе - 1 / 3 ) |
|
МиГ-3, Як-1. |
2 |
02.07.1941 г. |
1 Ju-88 |
|
3 |
04.07.1941 г. |
2 Ме-109 ( в группе - 2 / 4 ) |
|
4 |
10.08.1941 г. |
1 Не-111 |
Наро - Фоминск |
5 |
19.02.1942 г. |
1 Ме-110 ( в паре - 1 / 2 ) |
Уваровка - Дурыкино |
6 |
19.09.1942 г. |
1 Не-111 |
Погорелое Городище |
7 |
25.09.1942 г. |
1 Ju-88 |
Сычёвка |
8 |
04.10.1942 г. |
1 Hs-126 |
Клячицы |
9 |
15.01.1943 г. |
1 Ju-88 |
юго - западнее Ржева |
10 |
1 FW-190 |
южнее Погорелое Городище |
Всего сбитых самолётов - 7 + 4; боевых вылетов - 251; воздушных боёв - 21. |
.
|