Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кулик Григорий Тимофеевич

Выпускник 1957 года
 
.
Информация с сайта "Авиафорум" от 03.06.2010 от пользователя Letnab137:
"...Двадцать пять лет назад в этот день в авиакатастрофе погиб заместитель командира 1 АЭ 64 ап по политчасти подполковник Кулик Григорий Тимофеевич.
Самому старшему по возрасту лётчику полка и сегодня два месяца до полтинника, а нам уже...
Хочу, чтобы мы сегодня вспомнили о нём и помянули, если не рюмкой, то хотя бы добрым словом. Один из ветеранов Омского полка, командир отряда майор Кулик, в числе первых, убыл в Амдерму, где в 1969 году начиналась "эра Ту-128-х".
В 70-м на посадке складывается основная нога шасси у самолёта пилотируемого экипажем майор Фёдоров - старший лейтенант Федосеев, он сходит с полосы и врезается в стоящий на предварительном Ан-12. Оба самолёта сгорели, погибли экипаж Ан-12 и замполит АЭ Анатолий Фёдоров. Не знаю как комэск Карабанов уговорил Кулика стать замполитом, но это случилось. Для тех кто не в курсе, должность замполита АЭ для лётчиков всегда была, как сейчас говорят, "отстойной" и шли на неё только если по командирской линии вовремя не продвигались, а майора надо получать (это касается нашего типа, у других другие расклады). Работы там было невпроворот, главное, конечно, любимый личный состав, потом соцсоревнование, ленкомната и ещё ХЗ чего, а потом уже полёты. Вот и сыпались замполиты с небес без счёту и, как тогда шутили, их "занесли в Красную Книгу", т. е. запретили им выполнять что-либо, кроме личной лётной подготовки.
Каким Кулик был замполитом я судить не берусь, он был им у Р.Н. Карабанова, Г.И. Шульги, В.Г. Отрубянникова, П.В. Петрова- никто не жаловался.
Однако сам Григорий Тимофеевич всегда подчёркивал, что он в первую очередь лётчик, а уж потом замполит и поэтому летал не меньше, а может и больше других, и дежурил как все, и участвовал во всех мероприятиях иногда и вопреки запретам потому что всегда был в строю.
Аэродром Омск-Северный, фото 80-х годов. Штурман корабля Лосев, прапорщик группы РЛО Трофимов, заместитель командира 1 АЭ по политической части подполковник Кулик Г.Т., старший техник корабля Третьяков В.
.
Так Кулик Г.Т. и оказался запланированным на тот злополучный облёт самолёта...
.
Он был старше меня на одиннадцать лет - это в авиации другое поколение, но общаться с ним было легко и просто, как со своим одногодком (без излишней фамильярности, конечно). Он сам был большим любителем "тонкого армейского юмора" типа в компот соли кому насыпать или горчицы в пирожное и т.д.
Правда, и сам не обижался, когда получал этого сполна. Однажды в Амдерме, улетая в отпуск, из-за задержки рейса притащился с вещами в дежурный домик, подождал самолёт и улетел. А заодно увёз в чемодане и 10-кг блин от штанги, заботливо вложенный туда друзьями, которые всласть повеселились глядючи как Григорий потащил свой чемодан аж в Сочи. Но ещё веселей было когда узнали что он привёз его обратно в Амдерму - не мог же просто выбросить - у бойцов в ДЗ штанга без блина будет.
9 мая 1985 г. полк отмечал 40-летие Победы в столовой, и когда "проклятая" закончилась, на столе появился лучший напиток всех времён и народов - презент от инженерного отдела. Все знали что Кулик сей напиток никогда не разбавляет и когда до него дошла очередь говорить тост, ему налили полстакана чистого и запить поставили столько же и того же. Закон -тостующий до дна-никто не отменял, а запить, так пожалуйста. Если кто не пробовал запивать спирт спиртом - попробуйте, непередаваемые оссюссения, посему все посвящённые ждали реакции и приготовились повеселиться. Однако выпив и запив спирт спиртом, Григорий обвёл взглядом ближайших соратников и стал спокойно закусывать. Фокус не удался. А накануне 8-го, как обычно, ходили на кладбище, где похоронены наши лётчики, чтобы убрать после зимы, подкрасить и т.д., а потом и помянуть, конечно.
Уже когда хорошо приложились, начали в шутку делить места. Кулик себе определил рядом с Ходько, а претендующему на соседство Гене Дрожжину место выделил только за оградкой - ещё, мол, не заслужил.
Это было бы смешно, если бы меньше чем через месяц Кулика не похоронили на том самом месте, которое он сам себе выбрал.
Царство ему небесное!.."
 
Обстоятельства авиакатастрофы (рассказ Гамзюка Валерия Степановича, на день катастрофы исполняющего обязанности командира полка):
"...Омск, 64 иап. 1985 год. Командиру ап (неслыханное в Вооружённых Силах) дают путёвку в июне месяце – за границу, в Болгарию. С 3 июня я исполняю обязанности командира.
С понедельника начинаются крупномасштабные учения.
По Боевой задаче:
1 АЭ (командир Гречишкин М.А.) выполняет маневр на аэродром Алыкель, 2 АЭ - перелетает под командованием героического Александра Адамова в Сургут, а 3-я, молодёжная, где командует и учит молотков Павел Петров, бережёт аэродром «Лимонный».
Всё бы хорошо, только вот самолётов на базе боеготовых маловато и надо пару облетать, да и лётчиков провезти на УТ - чтобы "штыки" были.
Для всех этих задач народу боеспособного маловато было, вот я и принял решение поручить облёты Григорию Тимофеевичу Кулику - Замполиту с большой буквы, человеку с добрым сердцем и честной душой. Я знал, что этой категории руководителей разрешены полёты только на личную тренировку, но задачу надо выполнять.
Облёты с проверкой балансировки, с отключением ГУ и демпферов. При облёте 21 самолёта при отключении демпфера руля направления самолёт завращало. Был бы кто-то из молодых, он непременно прыгнул бы, а Тимофеевич начал бороться. Только силы не равны были. Вращение было с темпом 1 об за сек. Комментировать не надо. На 17-м обороте и скорости 1200 экипаж покинул самолёт, падающий с вращением и углом 70 градусов. Витя Королёв, штурман, получил серьёзное ранение - разрыв паха, приземлился живым, а при выходе из кабины кресла Тимофеевича его голову выдавило скоростным напором из заголовника и сломало шейные позвонки..."
 
 
.
Источники:
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Кулика Г.Т. нам пока не известна. Помянём выпускника в день его гибели - 3 июня.
Карта сайта Написать Администратору