Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Иванов Лев Николаевич

Выпускник 1943 года
.
Родился 27 января 1923 года в городе Иваново в семье служащего.
Учился в средней школе № 51 города Иваново.
В 10 классе его направили на учёбу в местный аэроклуб, который окончил в апреле 1941 года. После этого был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1943 году и был оставлен в ней лётчиком-инструктором.
Зимой 1943 года в течение месяца был на боевой стажировке (Воронежский фронт).
По ноябрь 1949 года служил в Борисоглебском ВАУЛ им. Чкалова в должности лётчика-инструктора.
В декабре 1949 года спецкомиссией был отобран для прохождения службы в составе 324-й ИАД на должности командира звена 196-го ИАП в звании старшего лейтенанта.
В декабре 1950 года убыл в правительственную командировку в КНР и принимал участие в боевых действиях в небе КНДР с апреля по конец декабря 1951 года. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи по лётной подготовке 196-го ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК). Совершил 186 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, в которых лично сбил 7 самолётов противника.
С мая 1952 года был командиром эскадрильи 196-го ИАП (324-я ИАД, 52-я Воздушная армия).
С января 1955 года - заместитель командира 178-го ИАП по лётной подготовке. В 1956 году сбил 2 шара - разведчика, запущенные со стороны Финляндии.
С августа 1956 года - старший инспектор Истребительной авиации Московского округа ПВО. С апреля по ноябрь 1959 года учился на Липецких курсах, затем назначен офицером отдела штаба МО ПВО.
С апреля 1960 года - начальник штаба 23-го ИАП.
В июне 1961 года подполковник Л.Н. Иванов уволен в запас по болезни.
Проживал в Москве.
Умер 9 ноября 2011 года.
Награды: орден Красного Знамени (02.06.1951 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), медаль "За боевые заслуги" (19.11.1951 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (29.04.1954 г. - за налёт в сложных метеоусловиях), орден Красного Знамени (22.02.1955 г. - за полёты в сложных метеоусловиях), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы).
*     *     *
.
Лётчики 1-й АЭ 196-го полка имели меньше всех побед в полку - всего 17, но и в рядах лётчиков этой АЭ также вырос один результативный лётчик, ставший асом на этой войне. Речь идёт о заместителе командира 1-й АЭ по лётной подготовке капитане Иванове Льве Николаевиче. Он прибыл в состав 196-го ИАП в январе 1950 года из состава Арзамаского ЗАПа, где в это время он был лётчиком-инструктором. Он был отобран в декабре 1949 года специальной комиссией, которая отбирала наиболее опытных в пилотировании лётчиков. Из Арзамаского запасного авиаполка были отобраны 3 лётчиков-инструкторов: старшие лейтенанты Л.Н. Иванов, А.М.Достоевский и А.Ф. Горшков. Все трое прибыли в состав 196-го ИАП и Иванов попал в состав 1-й АЭ, которой на тот момент командовал майор А.И. Бабаев. Тогда же в феврале 1950 года. Иванов начал осваивать реактивную технику и совершил первый полёт на реактивном Як-17, а за тем на боевом МиГ-15.
Иванов не должен был ехать в правительственную командировку в Китай, его оставляли в Кубинке для продолжения лётной службы. Однако по семейным обстоятельствам, в Китай не мог поехать и другой лётчик 196-го ИАП старший лейтенант Неседимов, у которого были малолетние дети. Тогда и был вместо него отправлен в Китай Лев Иванов.
Прибыв в Китай, полк несколько месяцев готовился к боям и в это время Иванов получил звание капитан. Он был в тот момент на должности командира звена в 1-й АЭ у капитана Н.А. Антипова. Лётчики 1-й АЭ свой первый боевой вылет совершили 4 апреля 1951 года и в этом вылете и отличился капитан Лев Иванов. Вылет состоялся утром в 07:00, 8 экипажей 1-й АЭ ведомые командиром АЭ капитаном Аптиповым вылетели на перехват самолётов противника в район Сенсен. В районе Тецузана на высоте 9000 метров, состоялась встреча с группой из 12 F-86, с которыми и состоялась схватка. Звено капитана Антипова атаковала первое звено "Сейбров", а звено Иванова перешло в атаку на второе звено "Сейбров". Иванов совершил атаку на встречных курсах и на выходе из атаки наблюдал, что атакованный им "Сейбр" с дымом пошёл вниз. Бой продолжался ещё несколько минут, но больше побед не было одержано, а противник был вытеснен из данного района. По данным фотоконтроля капитану Иванову была зачислена победа над F-86 - это была первая официальная победа Льва Николаевича в этой войне!
Свою вторую победу капитан Иванов одержал в сражении 12 апреля 1951 года. В 08:55 на перехват обнаруженной наземными постами РТС большой группы самолётов противника были подняты 2 группы "МиГов" из состава 196-го ИАП. Первую группу в составе 8 экипажей вёл старший лейтенант Шеламонов из состава 3-й АЭ, а вторую группу в составе 6 экипажей вёл заместитель командира 1-й АЭ капитан П.Ф. Ткацкий.
Шедшая впереди группа капитана Ткацкого, в районе Тецузана обнаружила 2 четвёрки бомбардировщиков В-29, которых прикрывали истребители F-80. Первым противника обнаружил Иванов. О чём и доложил ведущему группы, тот дал команду паре Иванова атаковать бомбардировщики, а сам сверху прикрывал его атаку. О том, что было дальше, рассказывает Лев Николаевич:
"Мы обнаружили большую группу бомбардировщиков В-29, которых прикрывало много истребителей противника. Они словно мухи роились вокруг "крепостей". Мы решили атаковать шедшие впереди два звена В-29. Они летели в форме "ромбов" строем "фронт" и были ниже нас. Я выбрал для атаки второй "ромб", который был чуть сзади первого и вместе со своим ведомым Сашой Кочегаровым перешли в атаку. Атаковал крайнего в строю бомбардировщика под ракурсом 2/4. Сначала открыл огонь с дальней дистанции, так как впервые атаковал такую крупную цель как В-29. Вижу снаряды, идут ниже цели. Продолжил сближение и сделал поправку по прицелу и с дистанции 600 метров снова открыл огонь. Вижу, как снаряды ложатся по левому крылу "крепости" и у него загорелись оба двигателя, и он стал разворачиваться и тут его атаковал мой ведомый Кочегаров и добавил ему ещё. Из бомбардировщика стал выпрыгивать экипаж В-29, и тут же повисли в воздухе их парашюты.
Мы вышли из атаки и тут нас атаковали истребители противника, и пара F-80 зашла в хвост Кочегарову. Я сделал резкий разворот и перешёл в атаку на этих "Шутов" и обстрелял их. Они, обнаружив мой самолёт, тут же бросили Кочегарова, и ушли вниз. Мы также повернули на свой аэродром, так как в баках заканчивалось горючее".
Группа лётчиков 196-го ИАП, 1951 г.
.
Однако эту победу Льву Николаевичу не засчитали: решили отдать эту победу ведомому Иванова старшему лейтенанту Кочегарову, у которого были хорошие снимки ФКП и к тому же, у Иванова уже была одна победа, а у Кочегарова не было. Лев Николаевич особо не возражал против этого, считая, что победа была коллективная, а кому запишут эту победу, было не важно для него, так как он за победами не гнался.
Также не была засчитана Иванову и следующая победа в корейском небе: это произошло 21 июля 1951 года. Об этом бое с палубными "Пантерами", которых наши лётчики приняли за F-94, уже рассказывалось. В этот пасмурный день 2 звена палубных F9F-2 совершили глубокую воздушную разведку в район Мукдена (КНР) и на обратном пути они были перехвачены 10 "МиГами" из состава 196-го ИАП под командованием подполковника Пепеляева. По воспоминанию Льва Николаевича, он также участвовал в этом вылете вместе со своим постоянным ведомым Александром Кочегаровым и даже сбил одного F-94. События, по словам Льва Николаевича, развивались следующим образом:
"В этот день была плохая погода, и мы долго ждали команду на вылет. Когда Кожедуб дал "добро" на вылет, то в воздух ушли только 10 особо подготовленных экипажей, имеющий опыт полётов в СМУ. В составе этой десятки была и моя пара. После того как мы взлетели и пробили облачность, мы обнаружили восьмёрку самолётов противника летевших двумя четвёрками в строю "ромб" одна за другой. Мы были выше их на 1500 метров. Пепеляев сразу пошёл в атаку, а наше звено осталось выше прикрывать атаку. Строй самолётов противника рассыпался после атаки Пепеляева, и их начали преследовать, разбившись на пары.
Тут мне кто-то крикнул по радио: "Лев, смотри слева". Я обернулся влево и увидел пару самолётов противника в каких-то 150-200 метрах от себя. Я резко развернул свой самолёт, влево стараясь направить нос самолёта на ведущего этой пары и почти в упор ударил по нему короткой очередью. Наблюдал попадания снарядов в самолёт противника, но дальше я потерял его из вида, так как атака была скоротечной".
По словам Иванова, по данным фотоконтроля ему записали эту победу на его счёт. Однако в документах 324-й ИАД нет упоминания о зачисления победы на счёт капитана Иванова в этот день. Странное дело, Лев Иванов заявляет о своей победе в этом бою, но её почему-то не засчитывают, а вот Николаю Шеламонову, который утверждает, что в этом вылете даже и не участвовал, почему-то записана победа... Видимо тут имеет место либо ошибка офицеров штаба 196-го полка или дивизии, либо это так распределяли победы штабные чиновники. Лётчики всё равно не интересовались, кому и за что записывалась победа, об этом они узнавали спустя некоторое время из приказов по части, и никто их не оспаривал.
Свои очередные официально засчитанные командованием победы, Лев Иванов добыл в небе Кореи только в сентябрьских боях. Сначала 9 сентября лётчики 1-й АЭ провели трудный бой с опытными пилотами 334-й и 335-й FIS, в котором одержали 2 победы над "Сейбрами" - их записали на свой счёт капитан Иванов и старший лейтенант Василий Фукин. Но и сами в этом бою понесли потери, потеряв одну машину - её пилот старший лейтенант Николай Андрушко благополучно катапультировался и вскоре вернулся в часть. Американцы как обычно отрицают какие-либо потери своих F-86 в этот день.
12 сентября лётчики 196-го полка во второй половине дня в районе Дзюнсен - Сюкусен перехватили группу F-80 и нанесли ей потери: 3 "Шутинг Стара" по заявлению наших лётчиков упали на землю Северной Кореи. Одного из этих F-80 сбил капитан Иванов, и это была его уже 3-я официальная победа.
2 октября во второй половине дня, капитан Иванов участвовал в большом сражении с группой "Сейбров", в котором участвовали лётчики 324-й ИАД. Из лётчиков 196-го полка в этом сражении отличился капитан Лев Иванов, сбивший одного из "Сейбров". Однако этот день запомнился ещё одним событием: в утреннем бою "Сейбрами" был сбит лётчик 523-го ИАП (303-я ИАД) старший лейтенант С.З. Москвичёв, причём он был ранен в бою, но смог найти силы, чтобы катапультироваться из подбитой машины. Он опустился на парашюте на своей территории, и его вскоре подобрали китайские народные добровольцы. Вроде бы всё закончилось хорошо для нашего лётчика, однако он был серьёзно ранен в левое плечо и потерял много крови, пока его доставили в ближайший китайский госпиталь. Как выяснилось, у Москвичёва была редкая группа крови, запаса которой не было в госпитале. Советский лётчик мог умереть в ближайшие часы, если не будет сделана переливание крови.
Наше командование приняло решение послать срочно в район госпиталя, который располагался на территории КНДР двухместный учебный самолёт Як-11, в одной из кабин которой находился начальник парашютной службы дивизии, мастер парашютного спорта полковник Свобода, у которого была фляга с нужной кровью. Так как полёт должен был проходить над районом, над котором активно действовала авиация обеих сторон и была возможность атаки со стороны вражеских истребителей, прикрытие этого важного самолёта было возложено на звено капитана Иванова. Задание было выполнено отлично: кровь нужной группы было доставлено вовремя, и жизнь нашего лётчика была спасена!
Иванов Лев Николаевич
.
26 октября в первой половине дня заместитель командира полка майор А.И. Митусов повёл группу из 12 лётчиков в район Дзюнсен, где состоялась встреча с 20 F-80. Наши лётчики атаковали "Шутов" и быстро разгромили эту группу, сбив 3 F-80. Одного из них записал на свой счёт капитан Лев Иванов, это была его 5-я официальная победа в небе Кореи, он стал очередным асом в списке пилотов 64-го ИАК. В этом бою лётчики 196-го ИАП вели бой со смешанной группой самолётов противника, состоявшей из группы F-80 из состава 25-й FIS 51-го FIW и группой F-84 из состава 136-й FBW. Американцы потеряли в этом бою 2 "Тандерджета" и 1 "Шутинг Стар", причём потери были серьёзные, так как из этого вылета не вернулся командир 182-й FBS подполковник Джеймс Уитт (James R. Witt). По данным аргентинского историка Диего Зампини, именно Лев Иванов в этом бою сбил самолёт подполковника Уитта, который смог спастись и попал на долгое время в плен.
Последние 2 свои победы капитан Лев Иванов одержал в декабрьских боях. Свою очередную победу он одержал 13 декабря. В этот день лётчики 324-й и 303-й ИАД вели бои с новыми "Сейбрами" модификации F-86E и заявили о 10 победах над "Сейбрами", при одной своей потере. При этом, 4 "Сейбров" записали на свой счёт пилоты 196-го ИАП, в том числе один из них на счету Иванова. Американцы признали потерю только 2-х "Сейбров" в этот день, так что многие наши пилоты претендуют на эти 2 победы!
На следующий день 14 декабря, лётчики 196-го полка провели 2 успешных боя с лётчиками 4-го и 51-го FIW и добились очередных побед. Было заявлено 4 победы над "Сейбрами", без своих потерь. Во 2-м бою во второй половине дня отличились капитан Лев Иванов и капитан Владимир Алфеев. По данным западных исследователей в этом бою капитан Алфеев сбил F-86E №50-0665 из состава 51-го FIW, а капитан Иванов повредил F-86A №49-1191 из состава 335-й FIS, пилот которого Шаклер (Schuckler) смог дотянуть до своей базы и благополучно посадить свой самолёт, который был в последствии восстановлен.
Как бы там ни было, но эта была 7-я официальная победа Льва Николаевича в корейском небе. В конце декабря из-за ухудшившегося состояния здоровья Лев Иванов убыл вместе с ещё несколькими лётчиками полка в СССР. За всё время участия в боевых действиях в небе Кореи, Лев Николаевич совершил 186 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, в которых лично сбил 7 самолётов противника. За участие в боях в небе Кореи майор Иванов был награждён двумя орденами Красного Знамени.
Представлялся Лев Николаевич и на звание Героя Советского Союза, об этом пишет в своих воспоминаниях и Евгений Георгиевич Пепеляев: "Знаю, что командир 324-й истребительной дивизии трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб представлял дважды меня и 6 лётчиков-асов моего полка к званию Герой Советского Союза: Алексея Митусова, Бориса Бокача, Владимира Алфеева, Ивана Заплавнева, Льва Иванова, Бориса Абакумова. Эти лётчики сбили по 7-8 американских самолётов, а некоторые из них и по 2-3 немецких самолёта в Отечественную войну. По прибытии из Кореи 324-ю авиадивизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно, где они и лежат до сих пор".
В заключение рассказа о Льве Николаевиче Иванова, нельзя не упомянуть и о весёлом характере этого человека, который помогал ему и его товарищам переносить все тяготы той войны. Лучше всех о своём боевом товарище сказал Борис Сергеевич Абакумов: "У нас были свои заводилы, которые имеются в каждом коллективе. Таким заводилой был у нас Лев Иванов, остроумный, симпатичный товарищ. У него было много разных прибауток, сказанных вовремя и к месту. Если собирались в кружок, где были Володя Иштокин, Лев Иванов и Володя Алфеев, то считай, уйдёшь оттуда уставший от смеха. И не случайно они все любили играть в шахматы. Надо же, в конце концов, и "серьёзно подумать", сделать передышку в весёлом своём настроении. Да и там игра часто приобретала весёлый характер, если в этом участвовал Алексей Иванович Митусов, тоже представленный к званию Героя Советского Союза и тоже это представление не было утверждено. Он играл в шахматы в любое свободное от полётов время и часто подшучивал над партнёрами. А ведущим партнёром у него почти всегда был Лев Иванов".
Список воздушных побед капитана Л. Н. Иванова в Корейской войне:
Д а т а
Сбитые
самолёты
Примечание
04.04.1951
истребитель F-86
 
21.07.1951
истребитель F-94
F9F-2B из состава VMF-311, официально не засчитан
09.09.1951
истребитель F-86
 
12.09.1951
истребитель F-80
 
02.10.1951
истребитель F-86
 
26.10.1951
истребитель F-80
F-84E №51-552 из состава 182-й FBS 136-го FBW
13.12.1951
истребитель F-86
 
14.12.1951
истребитель F-86
повредил F-86A №49-1191 из состава 335-й FIS
1956
2 шара - разведчика
выпущены со стороны Финляндии

      Всего сбитых самолётов - 7 + 0;  боевых вылетов - 186;  воздушных боёв - 49.
.
Информацию помог отыскать Д. Михайлов
Карта сайта Написать Администратору