Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Скворцов Иван Федорович

Выпускник 1923 года
Советский лётчик, пилот полярной авиации. Является первым лётчиком из Чувашии
 
.
Скворцов Иван Федорович родился 14 ноября 1898 года.
Окончил Киевскую школу Аэронавигаторов в 1917 году.
В 1923 году Борисоглебскую военную школу лётчиков. В 1924 году окончил Московскую высшую школу военных летчиков, в 1928 году - курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии им. Н.Е Жуковского.
В 1928-1934 гг. был начальником лётных подразделений ГВФ в Средней Азии, Куйбышеве, Балашове, Харькове. Затем возглавил в Архангельске Беломорский Отдельный авиаотряд Полярной авиации и осваивал новые воздушные трассы Крайнего Севера. На самолетах Ш-2 и «Сталь-2» его отряд занимался обслуживанием зверобойных компаний, перевозил пассажиров на линиях Архангельск-Нарьян-Мар, Архангельск-Амдерма, вел ледовую авиаразведку для обеспечения проводки судов. Осуществлялась также аэрофотоосъемка.
В марте 1937 года его отряд обеспечил прием и отправку на Северный полюс первых четырех воздушных кораблей-гигантов АНТ-6.
В последующие годы был на лётно-испытательной работе в авиационной промышленности .
С 1959 года на пенсии.
Награждён орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-ой и 2-ой степени, медалями.
Умер 15 декабря 1992 года в Москве.
.
Источник: «XX век. Гражданская авиация России в лицах.» Москва. «Воздушный Транспорт» 2000 г. 560 стр. 2500 экз.
Информацию предостаил Сельков Б.В.
***
.
Иван Федорович Скворцов родился 14 ноября 1898 года в деревне Вороново Мариинско-Посадского района Чувашии.
С детства мечтал стать лётчиком. Первоначальное образование он получил в селе Акулево Чебоксарского района.
В октябре 1918 года Иван Скворцов поступил учиться в низшую лесную школу. В школе он стал свидетелем, а затем и участником революционного движения: когда свершилась Февральская революция, гатчинский гарнизон полностью перешел на сторону восставших рабочих. В 1917 встречал В.И. Ленина на Финляндском вокзале.
Из его воспоминаний о годах учебы в низшей лесной школе: «…материальное положение было неважное, не хватало продовольствия, одежды, обуви, но тем не менее мы изо всех сил старались учиться. В свободное от учебы время многие учащиеся ходили в Народный дом и принимали активное участие в постановках и концертах. Пели мы в хоре, которым руководил учитель из с. Акулево Анатолий Николаевич Тогаев.
 До октября 1918 г. в Мариинском Посаде не было Народного дома. Его организовал демобилизованный моряк Сергей Федорович Мочалов, приспособив для этого одноэтажный каменный дом, бывший пивной склад торговца Кузьмина. За короткий срок мы это помещение переоборудовали и развернули культурно-массовую работу: ставили пьесы, выступали хористы, читали лекции и доклады…». Впоследствии Иван Федорович неоднократно посещал Мариинский Посад и родную школу.
Окончить И.Ф. Скворцову эту школу не пришлось. В 1920 году он добровольно ушел на фронт и связал свою судьбу с авиацией. Здесь ему удивительно повезло: чувашского паренька направили в Гатчинскую школу летчиков. Рабоче-крестьянской власти досталось от царской армии несколько десятков самолётов, закупленных, в основном, у западных государств. Нужно было собрать это «наследство», способные летать машины привести в боевое состояние. 10 ноября 1917 года по инициативе В.И. Ленина было образовано бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, а в январе 1918 года началось формирование первых советских авиационных отрядов, положивших начало Красному Воздушному Флоту. В числе первых красных пилотов был и Иван Скворцов.
Страницы жизни ветерана авиации читаешь как учебник истории. Первое боевое крещение в гражданской войне Иван Скворцов получил на Южном фронте, которым командовал М.В. Фрунзе. По заданию командования красвоенлет не раз летал над позициями врангелевцев – добывал разведданные. В составе Красной Армии участвовал в разгроме белогвардейских войск, летал на самолетах «Фарман» и «Ньюпор» и других.
В 1920-1930 годах был военным комиссаром в частях и штабах военно-воздушных сил на Украине и в Крыму. После освобождения юга России от белогвардейцев Скворцова выдвинули на должность военкома Харьковского аэродрома. Затем его назначили военным комиссаром штаба воздушного флота Украины и Крыма.
В 1923 году был направлен на учебу в первую  высшую школу красных военных летчиков (Адм. сайта: ошибка! во 2-ю ВШЛ), где обучался с известным летчиком В.П.Чкаловым. Будучи помощником военного комиссара школы одновременно являлся курсантом-слушателем и проходил лётное обучение.
Вскоре летчик Скворцов с отличием окончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, работал в Средней Азии, руководил операциями по ликвидации банд басмачей.
Именно в эти годы начинает набирать силу гражданская авиация страны, ей нужны были опытные летные кадры. Партия направила коммуниста И.Ф. Скворцова на подготовку гражданских летчиков.
Вскоре под его руководством была построена и начала действовать Самарская аэростанция (так в то время назывались аэропорты на воздушной линии Москва–Ташкент), организована Самарская школа летчиков. В 1931 году Скворцов формирует в городе Балашове третью объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ. Как начальник школы и руководитель её учебно-лётного отдела, он отдает много сил и энергии подготовке лётных кадров для гражданской авиации. А в 1933 году Скворцов организовал Актюбинский авиаузел ГВФ.
С 1934 года в биографии Скворцова открывается новая страница, связанная с освоением авиатрасс Крайнего Севера. В Архангельске Иван Федорович возглавил Беломорский отдельный авиаотряд полярной авиации. Кроме обслуживания зверобойной кампании на самолетах Ш-2 и «Сталь-2» он занимался переброской грузов, и отправкой пассажиров на линии Архангельск – Нарьян-Мар – Амдерма – Архангельск. Выполнял отряд и научные работы: пилоты вели наблюдение за состоянием льдов, изучали ледовый режим для плавания судов. Самолёты применялись на рыбных промыслах, на аэрофотосъемке.
После расформирования Беломорского авиаотряда И.Ф. Скворцов более 20 лет трудился в авиационной промышленности.
В годы Великой Отечественной войны он был на лётно-испытательной работе.
Несмотря на постоянную занятость, он не терял связей со своей альма-матер, писал письма, когда не мог приехать. На семидесятилетний юбилей учебного заведения Скворцов И.Ф. прислал поздравление следующего характера: «В день славного юбилея шлю вам самый горячий привет. Мне, как одному из учившихся в лесной школе в далекое дореволюционное время, хотелось бы лично присутствовать на вашем празднике и увидеть, каким стал техникум теперь. Но, к глубокому сожалению, присутствовать лично не имею возможности.
И.Ф. Скворцов, первый летчик Чувашии, персональный пенсионер, г. Москва».
.
С 1959 года на пенсии.
На 94-м году жизни Иван Федорович Скворцов ушел из жизни. Он похоронен в Москве.
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору