Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Якутин Анатолий Александрович

Выпускник 1959 года
Ветеран гражданской авиации
.
.
Якутин Анатолий Александрович родился 24 декабря 1935 года.
.
В 1959 году окончил Борисоглебское ВАУЛ.
.
В 1968 г. поступил на работу в Барнаульский авиаотряд, где проработал более 30 лет.
Общий налёт 13950 часов. Освоил полеты на воздушных судах 12-ти типов - самолёты и вертолёты. Внёс большой вклад в разведку и освоение нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области и Западной Сибири.
Участвовал в строительстве ЛЭП в Горном Алтае, выполнял специальные полёты с работниками космодрома Байконур после запуска космических кораблей.
Награждён Знаком «Отличник Аэрофлота».
.
.
Умер 12 мая 2020 года.
.
Источники:
«XX век. Гражданская авиация России в лицах.» Москва. «Воздушный Транспорт» 2000 г. 560 стр. 2500 экз.
Информацию предостаил Сельков Борис Васильевич
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
***
.
.
В одном из Западно-Сибирских регионов нашей страны есть красивейший по природе, уникальный, можно сказать - сказочный уголок, это Республика Алтай, но не о природных особенностях этого края сейчас пойдет речь, а о людях, живущих и работающих там. Точнее - об одном из немногих, который «вкладывает свою душу» в своих воспитанников, стараясь вырастить из них настоящих, уверенных в завтрашнем дне, хороших товарищей и патриотов своей Отчизны. Кроме того, он прививает им любовь к небу и авиации. И делает это не формально, а действительно по призванию, от всей души и глубоко профессионально, считают многие из тех, с кем он работал ранее или кого учил этому трудному, но интересному и захватывающему делу - служить ее величеству авиации.
Чтобы все стало более понятным, уточним, речь пойдет о Центре дополнительного образования детей, который работает в г. Горно-Алтайске. Об одном из его педагогов, но это не хормейстер, не учитель танцев или рисования, даже не преподаватель автодела, и в этом нет ничего необычного, если бы не то, что он профессиональный летчик.
Анатолий Александрович Якутин начинал службу в военной авиации, затем работал гражданским пилотом, освоил 14 типов самолетов и несколько типов вертолетов, налетал 14 тыс. часов, выполнил более тысячи прыжков с парашютом, он инструктор-лётчик-парашютист первого класса. Отличник Аэрофлота. Когда пришло время ему официально уходить на пенсию, то не смог усидеть дома, сложа руки, потому и стал заниматься с детьми. Вышло так, что уже 30 лет помогает ребятишкам разъяснять азы авиационных профессий, вселять в их юные души романтику полетов, знакомить с историей русской авиации, чтобы они потом могли найти свою дорогу в небо или просто стать достойными уважения людьми. Получается, что воспитанию детей он отдал уже в два раза больше времени, чем пилотской кабине и штурвалу. Но это даже и к лучшему. Скольких ребят он смог отучить от «нравов улицы», направить их энергию в нужное русло, зародив в них мечту о профессии пилота, штурмана, спортсмена-парашютиста или стюардессы.
Как рассказывает Анатолий Александрович, он много усилий прикладывал, особенно в 1990-е годы к тому, чтобы не дать «захлестнуть» новой волне полубеспризорных детей пагубным страстям уличного хулиганства, он в буквальном смысле вытаскивал их к себе на занятия в «Школу летчиков». Ходил по чердакам и подвалам, собирая и заинтересовывая ребят новым делом, проводил работу совместно с представителями горисполкома, но по большей части действовал способом «свободной охоты», как говорят военные летчики.
Потом, когда появились результаты воспитательной работы, к нему со всего города стали обращаться родители, учителя и даже инспекторы по делам несовершеннолетних. Все они просили об одном: взять на поруки очередного трудного подростка. Никому не отказывал, принимал всех в свою группу любителей авиации, отдавая им все свое время, живя их заботами, одновременно незаметно перевоспитывая и заинтересовывая ребят все больше и больше авиацией.
Своё собственное знакомство с небом он начал давно, еще тогда, когда первоначальное обучение в аэроклубах проходили на знаменитых самолетах По-2, многие помнят фильм «Небесный тихоход», который посвящен женской эскадрилье, летавшей как раз на этих бипланах. После были уже более современные Як-18, а затем ему предложили учиться в 24-м военно- виационном училище летчиков в Павлодаре. Отличные знания и навыки, полученные в школе первоначальной летной подготовки, позволили курсанту Якутину впоследствие окончить Борисоглебское военное училище лётчиков и стать в строй пилотом реактивного истребителя МиГ-15бис. И вот она - дорога в небо открыта. После МиГ-15 он успешно освоил МиГ-17. Вот-вот должны были их переучивать на новейший, по тем временам, секретный сверхзвуковой МиГ-21, который привезли в их часть в Эстонии, но его даже не расчехляли. В то время это было действительно особо секретное изделие. Все лётчики находились в состоянии трепетного ожидания от открывавшихся горизонтов военного прогресса, но, к сожалению, многим так и не удалось посмотреть на МиГ-21, потому что это был печально известный в истории российской авиации 1960-й год. В декабре того года начались массовые сокращения в авиационных частях по всей стране. Попал «под раздачу» и перспективный лётчик А.Якутин, пришлось снять погоны и возвращаться в свои родные места. «Бульдозер» хрущёвских реформ, проехавшийся по авиаторам, надолго отбил у многих энтузиазм и романтику лётной профессии, культивируемые в нашей стране, наверное, со времен Можайского. Всех сразу решили переделать в ракетчики. Ракетные войска на десятилетия превратились в самые элитные части. По воспоминаниям Анатолия Александровича, через некоторое время многие стали задумываться над техническими возможностями ракет и самолётов, стали сравнивать возможности человека и автоматических систем ракет. Стало приходить понимание того, что человек-пилот-оператор по многим параметрам может иметь больше возможностей, чем просто ракета. «Своими мозгами доходили до того, что предугадывали «ход мыслей ракеты» и, учитывая собственное мастерство и сноровку, научились обманывать их», - вспоминает он. - «Если лётчик знал радиус действия и возможности по поражению ракеты, она вообще могла нас никогда не поразить». Как-то в 1963 году его вызвали на сборы. Там с лётчиками и стали заниматься тестами, сравнивая, кто умнее: ракета или пилот. «Мы знали, как обмануть ракету, как уйти от неё, зная её ТТХ. И этому нас подробно учили на сборах», - признается он.
В то время у него было хобби - музыка. Он руководил духовым оркестром, на одном из конкурсов художественной самодеятельности они завоевали первое место, об этом бывшем лётчике и сегодняшнем музыканте и написали в газете «Алтайская правда». Именно через информацию в газете его и нашёл начальник аэроклуба города Барнаул Кононов Петр Асекретович. Вызвал через военкомат на беседу и предложил учить и воспитывать юную смену авиаторов. С 1964 года он начинает работать в родном Барнаульском аэроклубе. Стал помогать готовить лётчиков, теперь его должность называлась: лётчик-инструктор. Летал на Ан-2, Як-18, готовил спортсменов для спортивных соревнований. Неожиданно ему поручили готовить и парашютистов, никогда ранее не приходилось это делать. Конечно, знал примерно, как это надо делать, но... Поначалу очень смущался, мол, «какой из меня парашютист, шесть прыжков и одно катапультирование» и, как многие лётчики, не очень-то жаловал прыжки с парашютом. Сначала его задачей было просто открывать небо для крылатой пехоты, а потом - сам начал прыгать с парашютом. Начальство направляет его в Калугу, повышать квалификацию. Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ он успешно заканчивает 3 октября 1967 года.
И много лет А.Якутин готовил спортсменов-парашютистов. Сегодня он может сказать, что среди тех, кому он помогал в становлении, есть мастера международного уровня, такие, как Лидия Ерёмина - заслуженный мастер спорта, абсолютная чемпионка мира по парашютному спорту и многократная чемпионка различных престижных соревнований. Ещё Елена Житнева (Попова) - мастер спорта по парашютному спорту (см. «Авиапанорама» № 3-2012. В.Попов «Пилотом можешь ты не стать, но гражданином станешь». Прим. ред.), многократная рекордсменка мира и Европы. Кроме них, он еще воспитал более двадцати мастеров по парашютному спорту. «Внучатые» ученики Якутина и сегодня занимаются во многих аэроклубах Сибири и Дальнего Востока.
Многие годы, продолжая традиции якутинской школы, в барнаульском аэроклубе работали командирами парашютного звена и Л.Еремина, а затем и Е.Житнева, готовили новое поколение спортсменов-парашютистов, которые с честью отстаивали на различных соревнованиях спортивное знамя Алтая, привозили заслуженные награды в родные стены аэроклуба. Известны и такие факты, например, у Л. Ереминой дочка Ольга (Лепезина) стала мастером спорта международного класса, завоевывала титул чемпионки мира по воздушной акробатике, многократная рекордсменка мира. Сын Е. Житневой Игорь Попов также занимается парашютным спортом и летает на Ан-2 в аэроклубе. Есть среди его учеников много ребят, которые идут учиться в авиационные вузы страны, после окончания училищ идут служить в армию лётчиками, техниками, десантниками. Например, Мясной Вадим уже закончил гагаринскую академию и продолжает служить в ВВС России. О всех с первого раза и невозможно рассказать.
Но где и как он учил лётной науке подростков, может возникнуть резонный вопрос. Началось все в 1978 году, на базе одного из профтехучилищ, где он организовал свою «Школу лётчиков». Это название он придумал сам. В этот проект, как сказали бы сейчас, он вложил всю свою энергию и продолжает трудиться на этом поприще до сих пор. За всё это время ему удалось собрать хорошую материально-техническую базу, которая стала наглядно-методической. Бывшие сослуживцы со всего Союза, были даже те, кто работал в ЦАГИ, стали присылать для его новой работы «наглядные пособия»: двигатель вертолёта Ми-17, различные приборы, лётно-навигационное оборудование, парашюты, есть даже кабина истребителя (которая в данный момент стоит на складе из-за отсутствия достаточного места для установки в учебном классе). Предлагали в дар ещё и кабину Як-52, да вот незадача, поставить ее негде.
И самая большая гордость школы - это настоящий учебно-тренировочный реактивный самолет Л-29 «Дельфин», подарок от самого маршала авиации А.Покрышкина. В начале 80-х годов, когда наш знаменитый земляк, трижды Герой Советского Союза узнал про то, что совсем в «нелётном» месте есть такая школа, распорядился передать в Горно-Алтайск самолёт, чтоб мальчишкам легче было изучать авиационное дело. Сейчас этот самолёт, с бортовым номером 02 находится в аэропорту Горно-Алтайска. После реконструкции аэропорт значительно обновился и сейчас как никогда нуждается в молодых авиационных кадрах. Кстати, многие из работников аэропорта так или иначе связаны с авиационным наставником молодежи А. Якутиным, знают его лично и уважают за преданность авиации.
.
В Горно-Алтайске вот уже больше года работает аэропорт, выполняются регулярные рейсы в Москву и Новосибирск. На официальном открытии воздушной гавани присутствовали и воспитанники Якутина. Хочется выразить слова благодарности руководству аэропорта за возможность проводить практические занятия на самолёте Л-29, который много лет стоит на охраняемой территории. «Дельфин», который в два, а то и в три раза старше мальчишек, посещающих «Школу лётчиков», позволяет прочувствовать ход ручки управления самолетом и рычага управления двигателем. Когда-то давно на нем даже запускали двигатель, и воспитанники выполняли руление. Потом пришла строгая директива сделать самолёт не летающим, и теперь его можно лишь буксировать.
.
Сегодня «Школа лётчиков» имеет, как говорится, крышу над головой, да вот беда, в республиканском Центре дополнительного образования детей не так уж и много места, приходится ютиться любителям авиации в одном-единственном кабинете. Хотя, понимаете сами, сейчас все труднее становится заинтересовывать детей какими-либо кружками, если это не компьютерные игры или карате, дети всё реже и реже посещают особенно технические кружки, предпочитая компьютер и интернет, как способ своего дополнительного образования, но вот «Школа лётчиков» ещё пока стабильно пользуется популярностью благодаря большому энтузиазму ее бессменного руководителя Анатолия Александровича Якутина, заслуженного ветерана авиации, настоящего патриота.
.
Темир ТРОЯКОВ методист АОУ «Республиканский Центр дополнительного образования детей», г. Горно-Алтайск.
№ 5 • 2012
.
Источник: 
Карта сайта Написать Администратору