Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шуйнов Александр Георгиевич

Выпускник 1941 года
.
.
Шуйнов Александр Георгиевич родился в 1922 году деревне Парихино Харинской волости Ржевского уезда Тверской губернии РСФСР (ныне Ржевского района Тверской области). По национальности русский. Социальное положение из рабочих.
Член ВЛКСМ.
.
В 1940 году поступил в Борисоглебскую ВШЛ, которую окончил 5 октября 1941 года в звании сержант.
.
.
После выпуска назначен пилотом в распоряжение Командующего ВВС МВО.
02.03.1942 — сержант, назначен пилотом в 47 иап ВВС 1 Краснознаменной Армии Дальневосточного фронта.
29.11.1942 — сержант, назначен пилотом 19 запасного авиаполка ВВС Сибирского военного округа (аэродром Тарново под Новосибирском).
12.02.1943 — сержант, назначен пилотом 274 иап 278 иад 3 ИАК 4 ВА Северо-Кавказского фронта.
08.05.1943 приказом № 0528 Северо-Кавказского фронта присвоено звание младший лейтенант.
.
.
11 мая 1943 года младший лейтенант Шуйнов  Александр  Георгиевич погиб  в  воздушном  бою. Был сбит самолётом Фв-190, выбросился с парашютом, но парашют не раскрылся. На следующий день его тело было найдено в плавнях пехотинцами, доставлено в хутор Ханьков и там захоронено.
.
Оперативная сводка № 24 штаба 278 истребительной авиационной дивизии, ст. Славянская, к 22:00 11.05.1943, карта 500 000 — 41 г.:
«...17.50–19.18 9 Як-7б и Як-1б 274 иап ведущий л-т Маркин вылетели на патрулирование в р-не аэродрома. На Н=3500-4000 м 8-10 км ю-з аэродрома Славянская л-т Маркин и с-т Шуйнов были атакованы внезапно 2 Фв-190. В результате атаки самолёт Маркина подбит, произвёл вынужденную посадку 6 км с-в Анастасиевская. Уже на земле самолёт л-та Маркина был подожжён самолётом противника Фв-190. Маркин прибыл в часть. Сержант Шуйнов будучи подбит в воздушном бою по докладам экипажей выбросился на парашюте, парашют не раскрылся. Остальные экипажи произвели посадку на свой аэродром благополучно».
.
Посмертно награждён медалью «За оборону Кавказа» (21.04.1945).
.
Мать Шуйнова Евдокия Федоровна  проживала в г. Москва-93  по адресу ул. Лосиновская  д. 30, кв. 1.
***
.
Работа поискового отряда «Кубанский плацдарм». Як-1б № 39129, с-т Шуйнов А.Г., 274 иап
(подробно по ссылке https://yandex.ru/turbo/ribalych.ru/s/2016/05/05/imya-pogibshego-lyotchika/)
.
История этого поиска длилась долгих семь лет. Ещё весной 2009 года в ходе проверки информации, полученной от местных жителей, нами было обнаружено место падения советского самолёта. Тогда на берегу реки Адагум вблизи хутора Ольховский было найдено скопление мелких фрагментов самолётного дюраля, но основные элементы конструкций находились в русле реки. При помощи щупа и глубинного поискового оборудования удалось локализовать крупное скопление металла на глубине около двух метров примерно в трёх метрах от берега.
Все эти годы мы в мыслях возвращались к этому месту, но реальный шанс провести экспедицию представился лишь в 2015 году. Лето выдалось настолько засушливым, что уровень воды в реке сильно упал, превратив её в узкий ручей. Первая попытка извлечь самолёт из русла реки была предпринята в декабре. Однако, интенсивное поступление грунтовых вод в раскоп свело на нет все наши усилия. Воронка наполнялась водой быстрее, чем мы успевали её вычёрпывать ведрами. Тем не менее, в результате проведённых работ был установлен тип самолета Як-1б и извлечены из раскопа несколько конструкций самолёта, в частности обшивка крыла и одна из лопастей винта.
С учетом печального опыта мы более тщательно подошли ко второй попытке, предварительно заручившись поддержкой Кубаньспаса. Наличие автоматической помпы и помощь спасателей сыграли решающую роль в успехе повторной экспедиции.
24 апреля 2016 года из земли с глубины двух метров были извлечены обломки самолёта, установлен номер мотора, имя пилота и обстоятельства его гибели. Расположение обломков самолёта в земле и их состояние указывали на то, что падал Як под острым углом с северо-запада и при этом сильно горел. На протяжении 70 лет кабина самолёта, скрытая толщей воды и земли сохранилась в нетронутом состоянии и после её обследования мы пришли к однозначному выводу, что в момент удара о поверхность реки, пилота в самолёте не было.
Самолёт сильно горел ещё при падении. Все детали и фрагменты, которые извлечены из раскопа - обуглены пожаром. Отмывать их тоже приходится в воде, которая отсасывается помпой из раскопа.
Дошли до кабины самолёта. Приборы, бронестекло, плексиглас фонаря, появляется из грязи бронеспинка кресла лётчика.
Нет пряжек парашютной системы, нет останков - вся извлечённая грязь просеивается на берегу. Лётчика нет. Остался жив, продолжил воевать? И вот - то, что мы искали в двух экспедициях - на одном из фрагментов номер мотора!
Оставалось надеяться, что он сумел спастись и вернулся в часть. В нашем распоряжении был номер мотора М-105ПФ № 315-685, найденный на месте падения, что делало установление истины лишь вопросом времени. Хотя еще в ходе экспедиции, когда только был установлен тип самолёта, сразу появилась версия, что это машина из состава 3 истребительного корпуса, воевавшего в этих местах на истребителях Як-1б.
Вскоре наши предположения подтвердились. Вернувшись домой мы «пробили» номер мотора по базе данных и выяснили, что он был установлен на самолёте Як-1б № 39129, прибывшим 9 мая 1943 года с завода № 292 в Саратове и зачисленного в тот же день в боевой состав 274 иап.
Однако уже 12 мая 1943 года приказом по 274 иап самолёт Як-1б № 39129 с мотором М-105ПФ № 315-685 был списан как потерянный при боевой работе в результате воздушного боя с самолётами противника.
Ранее в своей книге «Крещение огнём», вышедшей в свет в 2013 году, я на основании архивных документов самым подробным образом описал каждый воздушный бой пилотов 3-го иак в небе Кубани. Теперь на основании этой информации не составило никакого труда установить имя пилота и его судьбу.
С учётом того, что 10 и 12 мая 1943 года 274 иап не вёл боевой работы, а 9 мая все вылетевшие на задание самолёты полка благополучно вернулись на аэродром базирования, оставалось более детально проработать оперативную сводку за 11 мая, когда 274 иап не досчитался двух Яков.
Оперативная сводка № 24 штаба 278 истребительной авиационной дивизии, ст. Славянская, к 22:00 11.05.1943, карта 500 000 — 41 г.: «...17.50–19.18 9 Як-7б и Як-1б 274 иап ведущий л-т Маркин вылетели на патрулирование в р-не аэродрома. На Н=3500-4000 м 8-10 км ю-з аэродрома Славянская л-т Маркин и с-т Шуйнов были атакованы внезапно 2 Фв-190. В результате атаки самолёт Маркина подбит, произвёл вынужденную посадку 6 км с-в Анастасиевская. Уже на земле самолёт л-та Маркина был подожжен самолётом противника Фв-190. Маркин прибыл в часть. Сержант Шуйнов будучи подбит в воздушном бою по докладам экипажей выбросился на парашюте, парашют не раскрылся. Остальные экипажи произвели посадку на свой аэродром благополучно».
Становилось совершенно очевидно, что пилотом найденного нами самолёта был сержант Шуйнов. Впервые он упоминается в Оперативных сводках дивизии 28.04.1943. В этот день сержант Шуйнов вместе с другим пилотом Бониным перегнали в расположение дивизии два новеньких самолёта Як-7б с аэродрома Миллерово. Второй и последний раз Шуйнов упоминается в сводке за 11.05.1943.
Чуть позже, в документах 274 иап появляется пометка, что 12.05.1943 тело сержанта Шуйнова было найдено в плавнях пехотинцами, вывезено в тыл и захоронено на хуторе Ханьков.
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава 3 истребительного авиационного корпуса за период с 10 по 20 мая 1943 года:
«...274 истребительный авиаполк
18. Шуйнов Александр Георгиевич, сержант, пилот, 1922 г.р., уроженец д. Порхино Калининского района Калининской области, 11.05.1943 г. сбит в воздушном бою — погиб, захоронен 12.05.1943 на хут. Ханьков Краснодарского края.
Мать — Шуйнова Евдокия Федоровна, проживала по адресу: г. Москва-93, ул. Лосиновская, д. 30, кв. 1».
К сожалению, имя сержанта Шуйнова не увековечено ни на одном из воинских мемориалов Краснодарского края и самое меньшее, что мы можем сделать в память об этом человеке, это установить в хуторе Ханьков памятную доску, чтобы жители помнили о том, кто погиб в этом небе за эту землю и теперь навечно лежит в ней.
(От Администратора: Женя — Порфирьев Евгений Александрович, заместитель руководителя Краснодарской краевой общественной поисковой организации "Кубанский плацдарм").
.
Когда уже Женя написал материал, позвонил наш коллега из Славянского района Лев Кравченко, руководитель отряда К-95. Я обратился к нему зная, что ими составлены списки всех погибших в Славянском районе и ведётся работа по изданию книги Памяти, а также изготовлению мемориальных досок с именами погибших. Имя сержанта Шуйнова действительно было утеряно. Военный писарь вписал в графу о месте захоронения хутор Хоньков, вместо Ханьков...
Теперь имя Александра Георгиевича будет внесено в книгу Памяти района, а его имя появится на воинском мемориале соседнего с Ханьковым Прикубанского.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Шуйнова А.Г. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 11 мая.
Карта сайта Написать Администратору