Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Афонин Василий Максимович

Выпускник 1939 года
Герой Российской Федерации (02.05.1996, посмертно). Медаль № 267
.
Родился 10 февраля 1919 года в деревне Мостовая ныне Киреевского района Тульской области. По национальности русский.
В 1935 году окончил 7 классов школы № 8 в Москве, в 1936 году — школу ФЗУ. Работал токарем на авиамоторном заводе № 24 в Москве.
В армии с декабря 1938 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в строевых частях ВВС (в Ленинградском военном округе).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности младшего лётчика 38-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на истребителе И-15бис.
В 1940-1941 — лётчик-инструктор 161-го резервного авиационного полка (в Армавире, затем — в городе Лепель Витебской области), в июле-декабре 1941 — командир звена 4-го запасного истребительного авиационного полка (в районе Курска). Занимался переучиванием лётчиков на истребители МиГ-3.
Участник Великой Отечественной войны: в марте-мае 1942 — командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 510-го истребительного авиационного полка; в мае 1942-феврале 1943 — заместитель командира авиаэскадрильи 880-го смешанного авиационного полка; в феврале 1943-декабре 1944 — командир авиаэскадрильи, штурман 162-го истребительного авиационного полка; в декабре 1944-мае 1945 — лётчик-инспектор по технике пилотирования 309-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на центральном направлении, в Курской битве, освобождении Смоленска, Белоруссии и Польши, в Восточно-Прусской операции и битве за Берлин.
31 августа 1943 года был сбит в воздушном бою, покинул самолёт с парашютом. Приземлился на территории, занятой врагом, был обстрелян немцами и ранен в левую ногу. Несколько дней пробирался к линии фронта, пока не наткнулся на партизан. До 18 сентября 1943 года находился в расположении партизанского отряда (до момента соединения отряда с частями регулярной армии). За время войны совершил 487 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3, в воздушных боях сбил лично 14 и в составе группы 2 самолёта противника.
.

Список всех известных побед Майора В. М. Афонина:
(из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 08.07.1943 г. 1  Ju-87 зап. Медведки ЛаГГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9, Як-3.

2 18.07.1943 г. 1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 ) вост. Медведки
3 1  FW-190 юго - зап. окр. Сызенка
4 12.08.1943 г. 1  FW-190 зап. Верхняя Песочня
5 1  FW-190 аэр. Лубенка
6 13.08.1943 г. 1  Ju-87 Верхняя Песочня
7 14.08.1943 г. 1  Ju-87 Верхняя Песочня
8 1  FW-190 Натарово
9 16.08.1943 г. 1  Ju-87 Лубенка
10 19.08.1943 г. 1  FW-190 Воронцово
11 17.07.1944 г. 1  FW-190 Наумовичи
12 1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 ) сев - вост. Гродно
13 14.10.1944 г. 1  FW-190 зап. Макув
      Всего сбитых самолётов - 14 + 3  [ 11 + 2 ].
.
В мае 1945 года был понижен в должности и продолжал службу лётчиком в 172-м истребительном авиационном полку (в Северной группе войск, Польша). Затем был командиром авиаэскадрильи истребительного авиационного полка (в Туркестанском военном округе).
В 1955 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы.
С ноября 1955 года подполковник В.М. Афонин в запасе.
Жил в Москве. Умер 4 января 1996 года. Похоронен на Головинском кладбище в Москве.
.
За мужество и героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны, Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года подполковнику в отставке Афонину Василию Максимовичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Его родным была передана медаль "Золотая Звезда" № 267.
Награждён орденами: Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени  (дважды); медалями.
***
.
Василий Афонин, как и многие другие лётчики, служившие в 162-м Краснознамённом Гродненском ордена Суворова истребительном авиаполку, внёс большой вклад в боевую летопись части. Он успешно командовал 3-й эскадрильей. На боевом счету капитана уже значилось около 10 лично сбитых вражеских самолётов, когда его перевели на должность штурмана полка.
Это был стройный темноволосый человек с открытым лицом и добрым взглядом. Его скромный доброжелательный характер, знание своего дела и смелость в бою, чувство товарищества располагали к нему людей, в полку его все уважали и ласково называли Максимычем.
Неоднократно в воздушных боях он попадал в трудное положение, но воевал до конца войны и довёл свой боевой счёт до 16 сбитых вражеских машин, не считая сбитых в группе. В разгар летних боёв 1943 года с Афониным произошло событие, которое ещё раз подтвердило его выдержку и мужество.
31 августа 1943 года в районе Смоленска, чтобы пресечь активные действия фашистской авиации, сконцентрированной на аэродромах, командование приняло решение подавить её. С этой целью истребители произвели вылет на сопровождение и прикрытие бомбардировщиков Пе-2 - 81 самолёт - и двух дивизий штурмовиков Ил-2.
Бомбардировщики и штурмовики успешно выполнили поставленную задачу, а на обратном пути были атакованы двумя шестёрками FW-190.
Наши истребители вступили в бой. Коломин и Афонин также пошли в атаку. На выходе из атаки Афонина сбили. Капитан был ранен, а его самолёт загорелся. Сам он вспоминает:
"Раздумывать было некогда, и я покинул самолёт на высоте примерно 4000 метров за облаками. Когда раскрыл парашют, то шестёрка FW-190 развернулась в мою сторону и примерно с дальности 1500-1800 метров открыла огонь короткими очередями. Тут я быстро подтянул стропы парашюта и стал скользить, вошёл в облака, а когда проскочил облачность, то самолётов противника уже не было".
Приземлившись на полянке с мелким кустарником, капитан побежал по направлению к лесу. Местность была ему хорошо знакома - сюда он не раз летал на сопровождение и прикрытие наших самолётов. Задыхаясь, с трудом передвигая ноги по хлюпкой засасывающей почве, лётчик торопился изо всех сил поскорее скрыться в лесной чаще и вдруг услышал автоматную очередь. Одна из пуль попала в его пистолет и рикошетом ранила левую ногу. Капитан вошёл в лес. Стрельба прекратилась.
Несколько суток добирался Афонин лесными тропами до своих. Выбился из сил. Присел на валун. В этот момент увидел пожилого мужчину с мальчиком. Положение создалось трудное, и Василий Максимович вынужден был обратиться к ним за помощью.
- Кто ты? - сурово спросил мужчина.
- Свой, лётчик.
Мужчина недоверчиво посмотрел на капитана.
- Самолёт мой подбили, пробиваюсь к своим, помоги мне.
Мужчина окинул испытующим взглядом прожжённую, порванную одежду Афонина и, подумав, сказал:
- Ну, пошли!
Он привёл Афонина к стогу сена и зарыл его в нём. Ушёл, сказав на прощанье:
- Жди! Скоро приду...
В напряжении, прислушиваясь к каждому шороху, капитан пролежал в стогу до вечера. На закате мужчина вернулся с двумя товарищами. После подробного опроса они отвели Афонина в партизанский отряд. Там Василию Максимовичу оказали медицинскую помощь.
Несколько суток пробыл Василий Максимович в партизанском отряде. О конце этой истории начальник штаба полка Савченко рассказывает так: "Вскоре наши войска освободили район, где действовали партизаны, и Афонин был доставлен на наш аэродром. Однополчане ликовали: наш Максимыч опять был с нами !"
(Из материалов книги Е.М. Кирпоноса и М.Н. Новиковой - "На истребителе "Александр Пушкин")
.
Источники:
Информацию помог отыскать Михайлов Д.В.
Карта сайта Написать Администратору