Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шипов Алексей Кириллович

Выпускник 1942 года
.
.
Шипов Алексей Кириллович родился 20 ноября 1920 года в д. Телимерки Темниковского уезда Тамбовской губернии РСФСР (ныне Теньгушевского района Республики Мордовия РФ). По национальности русский. Отец Шипов Кирилл Алексеевич.
.
Работал на авиазаводе Министерства Авиационной промышленности в г. Химки.
Член ВЛКСМ с 1939 года.
.
В 1941 г. окончил Московский аэроклуб.
В Красной Армии с 1940 года. Призван Теньгушским РВК. В 1942 году окончил Борисоглебскую школу военных лётчиков, выпускался в звании сержанта.
.
Участник Великой Отечественной войны с 03.02.1943. Воевал на Брянском, Центральном, Воронежском, Степном фронтах. Был командиром звена 297 истребительного авиаполка и 179 истребительных авиаполков. Летал на самолётах Ла-5 и Ла-7.
6 августа 1943 года был сбит в воздушном бою в районе Белгорода, при этом получил ранение в голову. Числился пропавшим без вести. Попал в плен. Освобождён. Вернулся в полк, после излечения продолжил воевать.
.
За время войны выполнил 131 боевой вылет, в воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника.
Известные победы:
06.08.1943 - Ме-109
08.06.1944 - ФВ-190
22.08.1944 - Ю-87
23.09.1944 - Ме-109
20.02.1945 - ФВ-190
.
Участник войны с Японией 1945 года. Дата окончания службы - 1945 год (в других документах 20.01.1949, 12.12.1958). Воинское звание - капитан. Инвалид войны 2-й группы.
.
.
С 1947 г. по 1961 г. работал лётчиком-инструктором и командиром парашютного звена в Серпуховском аэроклубе, передавая свой боевой опыт новому, молодому поколению.
.
.
Умер 20 декабря 1994 года в г. Москве.
.
Награждён орденом Красной Звезды (20.10.1943), орденом Отечественной войны II степени (10.10.1944), орденом Красного Знамени (06.06.1945), орденом Отечественной войны I степени (11.03.1985), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (09.05.1945), «За взятие Будапешта» (09.06.1945), «За взятие Вены» (09.06.1945) и другими.
***
Рассказ Агаты Лисенковой, правнучки Шипова Алексея Кирилловича:
.
Чем дальше от нас дни войны, тем чаще мы их вспоминаем. Время не властно над ними. «Будто сейчас вижу огонь зенитных батарей, огненные трассы мессеров», - вспоминал летчик-истребитель Шипов Алексей Кириллович, по совместительству мой прадедушка. Ныне его уже нет в живых, а тогда, в те великие грозные годы, еще совсем молодой Алексей Кириллович заканчивает в 1940 году аэроклуб Свердловского района города Москвы и уходит добровольцем в ряды Советской Армии. Находясь там, он поступает в Борисоглебскую военную школу летчиков имени Чкалова. После окончания школы начинаются огненные вехи тогда еще младшего лейтенанта Шипова Алексея. Обыкновенные военные будни. Но обыкновенные ли? Каждый день – это подвиг советского народа. И из этих вот «дней» и слагалась Великая Победа. Если сейчас говорить цифрами дат, то биография военного летчика складывалась следующим образом: июль-октябрь 1942 года – 2-ой запасной полк МВО, пилот; октябрь-февраль 1942 года – пилот 297 истребительского авиаполка МВО; февраль-октябрь 1943 года – пилот 297 истребительского авиаполка, Брянский фронт; май-июль 1944 года – командир звена 297 истребительского авиаполка, 2 Украинский фронт и так далее вплоть до 1949 года. А за скупыми датами видятся жестокие бои в воздухе.
Алексей Кириллович не только участвовал в бомбардировке вражеских позиций, но и был бесстрашным разведчиком. Командование в то время отзывалось о нем именно так. Данные о войсках противника, его аэродромах были всегда точные. По данным его разведки, наши штурмовики и бомбардировщики вылетали на обстрел вражеских автоколонн и пехот противника. Вот об одной из таких разведок мне и хочется рассказать сегодня.
Отважный подвиг совершил мой прадедушка 6 августа 1943 года. Прикрывая наземные войска в районе Белгорода, он увидел одного ЛА-5, дерущегося с четырьмя МЕ-109 и немедленно поспешил на помощь своему товарищу. В завязавшемся воздушном бою сбил одного МЕ-109, но подоспевшими еще двумя МЕ-109 бил сбит сам. Будучи ранен, с неработающим мотором он вынужден был идти на посадку.
«…за образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, за успешное выполнение 18 разведок и лично сбитый МЕ-109 удостоен правительственной награды – ордена Красной Звезды». Так гласит выписка из наградного листа на Шипова Алексея Кирилловича, подписанного командиром 297 истребительного авиаполка майором Матвеенко.
22 августа 1944 года. Еще один день обычных будней летчика-истребителя. В составе шести ЛА-5 он вел воздушный бой с двенадцатью Ю-87, прикрываемых восьмью самолетами ФВ-190. Несмотря на численное превосходство противника, лично сбил один Ю-87. Самолеты противника были рассеяны, и задание ими не было выполнено.
25 сентября 1944 года в составе шести ЛА-5 вел воздушный бой с самолетами противника восемнадцатью Ю-88, прикрываемых девятью МЕ-109. Бомбардировщики врага, беспорядочно сбросив бомбовый груз, ушли на свою территорию.
Описанные три дня мой герой считает обычными днями, когда они в составе других летчиков-истребителей вылетали «просто работать», а для нас, нынешнего поколения, не видевших войны – это героические дни военных летчиков. Но они, участники Великой Отечественной войны, не считали тогда, что делали что-то героическое.
Алексей Кириллович награжден орденом Отечественной войны второй степени и орденом Красного знамени.
А за весь период войны Шипов А.К. сделал более ста семидесяти боевых вылетов, выполнял различные задания командования, сбил шесть самолетов противника, не раз смотрел смерти в глаза, но была воля к победе, непреодолимое желание победить врага. Но и после победы 1945 года Алексей Кириллович продолжал оставаться в рядах Советской Армии. С апреля 1946 года был командиром звена связи 14 гвардейской истребительной авиадивизии Южной группы войск, 1947-1949 годы служил в 179 гвардейском истребительном авиаполку 7 воздушной армии Закавказского военного округа.
Такой путь в Великой Отечественной войне прошел мой прадедушка Шипов Алексей Кириллович – военный летчик-истребитель.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору