Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Прошаков Афанасий Григорьевич

Выпускник 1933 года
Лётчик-испытатель, полковник
.
 
.
Прошаков Афанасий Григорьевич родился 17 июля 1909 года в д. Полюдово Жиздринского уезда Калужской губернии Российской Империи (ныне Жиздринского района Калужской области). По национальности русский.
Член ВКП(б).
.
Окончил Ленинградскую теоретическую школу лётчиков (1931), Борисоглебскую школу лётчиков (1933), Высшие тактические курсы усовершенствования командиров.
.
С 1939 года - на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях И-97 (1939), И-153 М-63, И-16 М-63, И-180, И-26 М-105П, Ме-109Е (1940), МиГ-3 (1941).
.
6 июля 1940 года на третьем опытном экземпляре И-180 при выполнении комплекса пилотажа на высоте 3500 метров, при выполнении правой бочки Прошаков создал большую отрицательную перегрузку и самолет сорвался в штопор. Лётчик попытался выйти, но попал в перевёрнутый штопор и был вынужден покинуть самолёт (на высоте 1000 м).
. 
Участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го особого истребительного авиаполка, сформированного на базе НИИ ВВС. Сбил 4 самолета и 1 аэростат противника.
.
После отзыва с фронта участвует в испытаниях Як-7М М-105ПА (1941), Як-7ПД (1942), Як-9П, Як-1М (Як-3), Bf 109G-4, Ла-5ФН, Як-9Р (1943), Як-9У, Як-3-2 с ВК107А, Як-9Б (1944), Як-3 ВК-107, Fw 190D-9, "Спитфайр" (1945), Ла-9(130), Me-262, МиГ-9, Як-15 (1946), Ту-4, Ла-11 (1948). Освоил 117 типов самолетов, в т. ч. 15 реактивных.
16 октября А.Г. Прошаковым на Як-7М М-105ПА был выполнен перелёт Москва - Свердловск и при посадке в Казани была авария, что привело к задержке до 31 октября.
Весной 1942 вновь вылетает на фронт - устанавливает причины снижения скорости на серийных ЛаГГ-3.
.
В ходе испытаний Як-1М (Як-3) лётчик А.Г. Прошаков, развил скорость у земли 570 км/ч, на высоте 4300 м - 651 км/ч.
.
В марте 1948 года лётчик-испытатель А.Г. Прошаков проверил возможность безопасного взлёта Ла-11 на взлетных лыжах с неукатанного снега, выполнив шесть полётов на лыжах с неукатанной полосы. Разбег при этом возрос с 505 до 620 м.
.
Награждён двумя орденами Красной Звезды (27.07.1943, 06.11.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (05.02.1947; 31.07.1948; 15.11.1950; 22.02.1955), орденом Отечественной войны  II степени (01.07.1944;  06.04.1985), медалями «За оборону Москвы» (01.05.1944), «За боевые заслуги» (03.11.44), «За оборону Советского Заполярья» (05.12.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
.
Умер 8 августа 1985 года.
.
***
.
Прошаков Афанасий Григорьевич. Лётчик-испытатель.
.
Сегодня мы будем вспомнить одного из прославленных советских лётчиков-испытателей Прошакова Афанасия Григорьевича.
За годы своей деятельности он освоил 117 типов самолетов и провел большое количество испытаний по специальным программам. Особое место при этом занимает его работа в сороковых годах, когда шло освоение новых модификаций боевых самолетов отправляемых на фронт. Не менее важной задачей, к решению которой он привлекался, было изучение трофейных образцов военной техники. Афанасий Григорьевич также был и участником Великой Отечественной войны на ее начальном этапе. Воевал он при этом в составе знаменитого 402-ого ИАП, который был сформирован на базе НИИ ВВС и Наркомата авиационной промышленности. Бок о бок с ним сражались многие выдающиеся летчики-испытатели тех лет. К примеру А.Н. Гринчик, П.М. Стефановский, Г.Я. Бахчиванджи, К.А. Груздев, Ю.А. Антипов и другие. В нашей статье основной акцент будет сделан на двух основных этапах биографии прославленного летчика. Первый это собственно профессиональная деятельность при работе в НИИ ВВС, а второй будет связан с участием в боях Великой Отечественной войны.
Родился Афанасий Григорьевич 17 июля 1909 года в деревне Полюдово Жиздринского района Калужской области. Про начальный период жизни информации в открытом доступе найти не удалось. 26 июня 1930 года был призван в армию. Известно что будущий испытатель в 1931 году закончил Ленинградскую теоретическую школу лётчиков, после чего обучался в Борисоглебской школе, которую также с успехом заканчивает в 1933 году. Теперь более подробно.
.
Предвоенные годы.
В открытых источниках приводится различная информация относительно начала лётно-испытательной работы Афанасия Григорьевича в НИИ ВВС. Фигурируют две даты это 1939 и 1940 годы. К примеру в описании заслуг лётчика (наградной лист от 08.07.1944) отмечается, что Афанасий Григорьевич начинал работу в истребительном отделении (третье отделение) НИИ ВВС с 1940 года. Один из первых самолётов, к испытанию которого привлекли А.Г. Прошакова, был трофейный японский истребитель Nakajima Ki-27. В Советском Союзе он получил условное обозначение И-97. В НИИ ВВС эта машина попала примерно в сентябре 1939 года. Как мы знаем, в это время шёл локальный конфликт на Халхин-Голе. При этом самолёт был сильно повреждён и потребовалось проведение восстановительных работ. После их завершения всесторонние испытания истребителя И-97 проводились в два этапа. Первый проходил с 15 ноября по 16 декабря 1939 года, а второй с 26 мая по 2 июня 1940 года. Согласно программе испытаний требовалось изучить основные особенности этой машины и определить её характеристики (как лётные, так и показатели маневренности, скороподъёмности, устойчивости и управляемости). Суммарно за это время было выполнено 38 полетов и общим временем налёта в 10 часов 30 минут. Военинженер 2-го ранга капитан А.Г. Прошаков был в числе лётчиков-испытателей, которые принимали участие в облёте истребителя.
Для справки. Истребитель Nakajima Ki-27 (И-97). Был разработан японской компанией Nakajima в середине тридцатых годов в интересах авиации сухопутных войск. В 1937 году после завершения всех испытаний был принят на вооружение. Строился серийно на протяжении нескольких лет. Суммарно было выпущено около 3500 самолетов. Конструктивно Ki-27 представлял собой цельнометаллический одноместный низкоплан с трехлонжеронным крылом и неубирающимся шасси.
.
Весной 1940 года Прошаков также привлекался к проведению дополнительных испытаний на штопор для одной из модификаций истребителя И-153. А.Г. Прошаков выполнил серию полётов на самолёте с номером 6566. Проведённые исследования позволили выявить особенности поведения этого самолёта в штопоре и скорректировать соответствующую инструкцию для строевых лётчиков.
Далее последовала работа над печально известным фронтовым истребителем И-180. Афанасий Григорьевич участвовал в испытаниях третьего опытного прототипа и выполнил на нем десять полётов. 6 июля 1940 года (по другому источнику 5 июля) во время полёта на отработку фигур высшего пилотажа самолёт сорвался в штопор (на высоте 3500 метров). Испытателю справиться с выводом истребителя из штопора не удалось и на высоте 1000 метров ему пришлось покинуть неуправляемую машину. Точные причины этого инцидента установить так и не удалось. Рассматривались различные версии, среди них и ошибка в технике пилотировании, а также возможная техническая неисправность (заклинивание руля высоты). Так или иначе программа разработки И-180 в конечном итоге была свёрнута.
.
Перед войной А.Г. Прошаков участвовал в проведении испытаний таких самолётов как МиГ-3, И-26, Me-109E и модификации И-16 тип 24. К примеру испытания МиГ-3 (уже двух серийных образцов с номерами 2107 и 2115) проходили зимой 1941 года. По программе необходимо было испытать серийный вариант самолёта в сравнении с истребителем Миг-1. А.Г. Прошаков при этом работал совместно с испытателем А.Г. Кочетковым. Афанасий Григорьевич испытывал МиГ-3 на расход горючего и дальность полёта. Кроме того оценивались особенности эксплуатации истребителя в зимний период, устойчивость, штопорные свойства самолёта, а также работа специального оборудования и систем вооружения.
.
Деятельность испытателя в годы Великой Отечественной войны.
После начала Великой Отечественной войны в составе ВВС КА был сформирован знаменитый 402-ой иап. Соответствующий приказ НКО за номером 044 вышел 25 июня 1941 года. Его командиром был назначен знаменитый лётчик-испытатель П.М. Стефановский. В своей книге "Триста неизвестных" он называл капитана Прошакова одним из самых бесстрашных лётчиков полка. Всего Прошаков совершил 82 боевых вылета и одержал две воздушные победы в одиночку и три в составе группы. К примеру, 06.07.1941 в районе Великих Лук он сбил немецкий разведчик-бомбардировщик Do. 215. На следующий день, в районе Невеля А.Г. Прошаков совместно с Г.Я. Бахчиванджи уничтожил пикировщик Junkers Ju. 88. Отмечается и такой случай, который произошёл когда полк базировался на аэродроме в Великих Луках. А.Г. Прошаков в одиночку отправился на важное задание и в районе деревни Рощица сбил вражеский аэростат применяющийся для корректировки огня артиллерии. В одном из источников приводится и такой эпизод, который имел место быть после того как командиром полка был назначен лётчик-испытатель майор К.А. Груздев. Во время одного из боевых вылетов А.Г. Прошаков и К. . Груздев сумели зажать вражеский мессер и принудить его к посадке. Лётчик был пленён, а истребитель достался испытателям в качестве трофея.
В сентябре 1941 года А.Г. Прошаков был отозван с фронта и вернулся в третий отдел НИИ ВВС для продолжения лётно-испытательной работы. Афанасия Григорьевича привлекают к работе над различными самолётами, как советской разработки, так и поставленными по программе Ленд-лиза.
Это такие машины как Як-7 М-105ПА, Як-9У, Як-9Б, Як-9Р, Як-9П, Ла-5ФН, Як-3 ВК-107, North American P-51 Mustang и другие. Параллельно с этим он часто выезжал на фронт, где занимался дополнительным обучением строевых пилотов. К примеру, в июне 1942 года он отправляется на Калининский фронт, где работал с 5-й гиап. Также в разных источниках отмечаются его командировки для проведения инструктажа в разные строевые части по работе с такими самолётами как Як-3 и Hawker Hurricane. Отдельно нужно отметить работу Афанасия Григорьевича над испытаниями трофейных немецких самолётов.
К примеру, летом 1943 года проводились испытания истребителя Me-109 G2 (c номером 14513) на устойчивость и управляемость. Ведущими лётчиками-испытателями на них были подполковник В.И. Хомяков и уже майор А.Г. Прошаков. Суммарно было выполнено 10 полётов с общим временем налёта в 8 часов 6 минут. По их результатам было определено, что устойчивость и управляемость истребителя Me-109 G2 несколько хуже чем у некоторых отечественных и американских машин. Из недостатков отмечалось тяжёлое управление на больших скоростях и сильное изменение степени устойчивости в полёте из-за большого смещения центровки в полёте. Соответствующие выводы были отмечены в отчёте, который составили по результатам испытаний.
.
Что же касается не истребителей, то в одном из отчётов по испытания модернизированного самолета Як-6, указано что одним из лётчиков облёта был капитан А.Г. Прошаков. Датирован этот документ апрелем 1943 года.
.
Послевоенная работа.
В октябре 1945 года Афанасий Григорьевич был назначен ведущим лётчиком-испытателем по учебно-тренировочному самолёту Ла-7 УТИ. Эта спарка была разработана на основе истребителя Ла-7. Афанасий Григорьевич проводил испытания второго опытного прототипа (номер 46210117), которые продолжались с 6 по 19 октября 1945 года. В ходе их проведения были отмечены определённые недостатки, которые потребовали дальнейшей доработки самолёта. Только после долгой череды исправлений и повторных испытаний спарка была запущена в серийное производство и применялась для обучения пилотов в строевых частях и лётных училищах. Впоследствии А.Г. Прошаков работал и над последними серийными советскими поршневыми истребителями Ла-9 и Ла-11.
Для справки. Ла-7 УТИ. Конструктивно представлял собой двухместный низкоплан с поршневым двигателем АШ-82-ФН и классическим типом оперения. Предназначался для подготовки и переподготовки летного состава. Являлся модификацией боевого истребителя Ла-7, которая была получена путем введения ряда конструктивных изменений, связанных с размещением кабины второго летчика, монтажом двойного управления и т.д.
.
Завершение войны стало отправной точкой к дальнейшему развитию авиации. В первую очередь оно была связана с освоением новых типов силовых установок. В НИИ ВВС поступило большое количество трофейной немецкой техники. А.Г. Прошаков участвовал в облёте реактивного истребителя Me-262. От идеи воспроизводства этого самолёта в Советском Союзе отказались и параллельно в нескольких ОКБ началось создание собственных реактивных истребителей. А.Г. Прошаков совместно с Г.А. Седовым проводили государственные испытания истребителя Як-15. Также его привлекли и к работе над основным конкурентом Як-15 в лице МиГ-9. В те годы разработка новых самолётов шла очень быстро. В течении нескольких лет были созданы новые реактивные истребители Як-19, Як-23, Як-25 (первый) и др. Афанасий Григорьевич также привлекался для той или иной работы с ними. К примеру в 1948 года именно А.Г. Прошаков демонстрировал пилотаж на Як-23 во время традиционного авиационного парада в Тушино.
Дослужился он до звания полковника и вышел в отставку в ноябре 1955 года.
.
Не стало прославленного летчика в 1985 году.
А.Г. Прошаков внёс огромный вклад в становлении авиации в самые сложные для неё годы. Благодаря лётчикам-испытателям того времени был достигнут огромный прогресс, и буквально через несколько лет Советские ВВС стали одними из самых сильнейших в мире.
.
Источники:
Информацию для сайта помог отыскать Ящерицын Валерий Фёдорович
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору