Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Благовещенский Алексей Сергеевич (АЛЯКСЕЙ СЯРГЕЕВIЧ БЛАГАВЕШЧАНСКI)

Выпускник 1929 года
Герой Советского Союза (14.11.1938)
Генерал-лейтенант авиации (1943)
Лётчик-испытатель I класса (1950)
.
 
Курсант Благовещенский А.С., 1929 год                                   Генерал-майор Благовещенский А.С., 1940 год
.
Благовещенский Алексей Сергеевич, по национальности русский (18.10.1909, город Брест-Литовск Гродненской губернии Российской Империи (ныне город Брест Республики Беларусь) -  25.05.1994 (город Москва, Российская Федерация)..
.
Составители биографии: Олег Георгиевич и Владимир Георгиевич Носовы (ур. Благовещенские).
Работа по биографии проводилась по архивам Алексея Сергеевича, которые он завещал передать своему двоюродному брату Георгию Николаевичу Носову (урождённому Благовещенскому). Смена фамилии осуществлена при женитьбе, так как он был исключён из Харьковского землеустроительного института, перед войной был в ссылке (1934-1938), в том числе за отца - протоиерея Николая Сергеевича Благовещенского, родного брата отца Алексея Сергеевича - Сергея Сергеевича Благовещенского.
.
18 октября 1909 года в семье железнодорожного машиниста Сергея Сергеевича Благовещенского родился мальчик, которого нарекли Алексеем. Имя совпало с именем дедушки со стороны мамы Анны Алексеевны, с днём памяти святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца, и именинами цесаревича Алексея Николаевича, что отмечалось звоном колоколов по всему городу.
.
 
Родители Сергей Сергеевич и Анна Алексеевна, 1905 г.         1917 г. Алёша в немецкой каске и со штыком
.
Впервые Алеша увидел самолёт в пятилетнем возрас­те: отец повёз его на окраину города, где стояло крылатое чудовище. Неожиданно оно затрещало, и пыль с песком ударила ребёнку в глаза, а через минуту, встряхнув го­ловой, он увидел только ма­ленькую точку в небе - это его поразило. Второй раз он был потрясён  захватывающими рассказами  о  полётах  военных лётчиков на авиационном празднике в Курске, где Алек­сей учился в Промышленно­ экономическом техникуме. После этого решил оконча­тельно: «Только лётчиком!»
.
В 1927 году окончил Курский промышленно-экономический техникум.
В начале Первой Мировой войны семья переселилась в город Курск. Уже студентом Промышленно-экономического техникума на авиационном празднике познакомился с самолётами и решил: "Буду только лётчиком". Поступил в Ленинградскую Военно-теоретическую школу ВВС.
.
Курсант Ленингадской Военно-теоретической школы ВВС (18.04.1927-05.06.1928). Изучил теорию авиации и аэродинамики, практически изучал самолёт и двигатель, рулёжку по аэродрому без отрыва от земли. Выпускника-отличника направили в Борисоглебскую 2-ю военную школу лётчиков.
.
Курсант 2-й военной школы лётчиков г. Борисоглебска (05.06.1928-10.11.1929). Из полутора лет упорного освоения мастерства полёта: управление самолётом "Р-1" с
мотором "Либерти" и "Пума": взлёт и посадка, фигуры высшего пилотажа, срыв в штопор и вывод из него. В 1928 году знаменательным стал день самостоятельного вылета на самолёте "АВРО"", совпавший с днём рождения 18 октября.
.
1929 год, 11-я лётная группа. В центре инструктор Николай Руббе, справа сидит курсант Благовещенский Алексей
.
Генерал-полковник авиации Н.П. Каманин, его товарищ по 2-й военной школе лётчиков вспоминал:
"...Лётный талант, трудолюбие, жажда знаний помогли ему стать незаурядным командиром, возглавить коллектив лётчиков-испытателей, воспитать плеяду мастеров - укротителей сверхзвуковых машин...
...В Англии, на авиационной выставке в Форнборо в 1960 году ...были напечатаны статьи с броскими сенсационными заголовками на всю страницу: "Генерал Благовещенский - первый ас мира..."
.
Младший лётчик (10.11.1929-01.12.1930), и.д. командира звена (01.12.1930-01.10.1931), командир звена (01.10.1931-28.06.1933) 13-й истребительной эскадрильи 15-й истребительной бригады Белорусского военного округа, г. Брянск.
.
 Командир звена. Брянск, 1932 год
.
Первые три года беспрерывные учения: учебные воздушные тревоги,  боевые тревоги, перелёты днём и ночью больших групп (больше ста самолётов), стрельбы по наземным и воздушным целям, взаимодействия с другими родами войск в любую погоду. В бригаду приезжал герой-испытатель Валерий Чкалов с персональным заданием проверить технику пилотирования Благовещенского.
Овладел самолётами "И-2бис" и "И-3" в составе 13 эскадрильи, но уже был направлен командиром отряда № 108 (потом командир эскадрильи) на Дальний Восток.
.
Командир неотдельного отряда № 108 авиационной эскадрильи Тихоокеанского флота (28.06.1933-29.09.1937).
Последующие четыре года его отряд в составе эскадрильи создавал воздушный заслон от японских милитаристов в Приморье. Был награждён за образцовую службу и безаварийную работу орденом Красной Звезды.
.
Лётчик-испытатель отдела сухопутных самолётов Научно-испытательного института ВВС РККА ст. Чкаловская Ярославской железной дороги (29.09.1937-12.1937).
Капитан Благовещенский не оставлял мечты стать испытателем, и в сентябре 1937 года добивается направления в НИИ ВВС РККА в качестве лётчика-испытателя отдела сухопутных самолётов, где уже работали под руководством А.С. Воеводина такие известные испытатели как С.П. Супрун и Г.Я. Бахчиваджи.
.
Командир истребительной авиаэскадрильи, командир истребительной авиагруппы в правительственной командировке в Китае (12.1937-25.10.1938).
Секретная операция "Z" предполагала не только поставки лучшего вооружения, но и непосредственное участие нашей авиации - истребительной и бомбардировочной Это помогало придать войне затяжной характер и позволило отвлечь на военные действия в Китае около двух миллионов японских солдат.
Успех в первом бою во главе с Благовещенским воодушевил наших лётчиков, которые до этого несли большие потери от японцев, превосходивших их по численности в пять-семь раз. Принципы боя Благовещенского лаконичны по-суворовски: "Один за всех, и все за одного", "Одиночка - мишень для противника", "Командир тот, кто атакует, - помогай ему", "Высота - преимущество перед противником". С начальником, который виртуозно владел техникой, показывая личный пример храбрости, лётчики воевали уверенней.
Предпочтительно атака шла в хвост японских самолётов со стороны солнца небольшой группой в несколько ярусов. Отдельная группа связывала истребители противника. Была организована служба наблюдения, оповещения, и связи. Самолёт командира был рядом с командным пунктом, а лётчики дежурили у своих самолётов с рассвета до темноты.
Командир взлетал первым, за ним с любого места, а не со стартовой линии, как было принято, взлетали остальные - "веером". Скоростные "И-16" и маневренные "И-15" начали уверенней взаимодействовать друг с другом, что запутывало японских лётчиков. Для усиления безопасности командир выписал уже опробованные в советской авиации бронеспинки, сняв для облегчения с истребителя аккумулятор, что впоследствии многим спасло жизнь, в том числе и самому командиру.
Капитан А.С. Благовещенский сумел создать истребительную группу (более 120 самолётов), укомплектованную советскими и китайскими лётчиками, которая разгромила лучшие японские эскадрильи: "Четыре короля неба", "Кисарадзу", "Сасебо" и другие. 18 февраля 1938 года он сбил известного японского аса - "непобедимого короля воздуха", о заслугах которого японские газеты поместили статьи в траурных рамках. А 29 апреля 1938 года в день рождения Императора вся Япония была погружена в траур. Был сбит 21 вражеский самолёт, наших - пять.
.
После тяжёлых боёв:
.
   
Лётчик Благовещенский                                                                              Лётчик Тун
.
Совершив 73 боевых вылета, в одиннадцати воздушных боях капитан Благовещенский лично сбил 7 самолётов противника и 16 в группе. Домой возвратился осенью с высшим китайским боевым орденом. А 14 ноября 1938 года после двухмесячной проверки на отсутствие участия в заговоре с "врагами народа" по доносу своего же боевого товарища (все отзывы казались положительными), ему присвоили звание полковника и Героя Советского Союза, а после учреждения медали спустя год вручили медаль "Золотая Звезда" (№ 107). Как считал сам А.С. Благовещенский, он в первой сотне лётчиков-Героев Советского Союза, получивших высокое звание именно за боевые заслуги.
.
Лётчик-испытатель отдела сухопутных самолётов Научно-испытательного института ВВС РККА ст. Чкаловская Ярославской железной дороги (25.10.1938-01.1939). Слушатель Курсов усовершенствования командного состава ВВС Академии Генерального штаба, г. Москва (01.1939-25.04.1939). 
И.д. командира (25.04.1939-23.09.1939), командир (23.09.1939-25.04.1940) 54-й истребительной авиабригады ПВО, командир 60-й истребительной авиабригады (25.04.1940-08.1940) Лениградского военного округа (Советско-финская война).
.
Совершил лично около 40 боевых вылетов на И-16, участвовал в трёх воздушных боях при сопровождении бомбардировщиков. Бригада была отмечена в приказах Наркома обороны в числе лучших.
Впервые на командном пункте (КП) своего аэродрома организовал испытания первых опытных наземных радиолокационных станций (РЛС) наведения "Редут", и опробовал радиостанции на самолётах И-16 в боевой обстановке. Впервые провёл штурмовые действия пушечными истребительными самолётами по железнодорожным составам, главным образом по паровозам.
Командир 27 истребительной авиадивизии Закавказского военного округа (08.1940-01.1941).
Организовал управление по радио и руководил первым учением с применением средств радиолокации.
Заместитель командующего, и.д. командующего, заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта (01.1941-10.10.1942).
Организовал строительство тыловых аэродромов, руководил боевой подготовкой частей, при этом все части находились в боевой готовности.
С начала войны неоднократно подавал рапорты с просьбой направить его на фронт, и по личной просьбе прибыл в Москву для назначения в Действующую Армию.
.
Командир 2-го истребительного авиакорпуса (приказ НКО СССР от 26.08.1942) Резерва Верховного Главного Командования (10.10.1942-18.09.1945).
.
 Командир 2 иак генерал-лейтенант Благовещенский А.С. 1942-1945 гг.
.
Корпус участвовал в следующих наступательных операциях:
- Великолукской и Ржевской с 23 ноября 1942 года по 27 декабря 1942 года.
- В прорыве блокады Ленинграда (операция "Искра") на Волховском фронте с 12 января 1943 года по 27 февраля 1943 года.
- Ржевской с 6 марта по 31 марта 1943 года, с 3 по 26 мая 1943 года прикрывал железнодорожные узлы и железнодорожные перевозки в районе станций Усмань, Воронеж, Касторное, Старый Оскол. 8 и 10 июня 1943 года обеспечивал боевые действия 204 бомбардировочной дивизии.
- Белгородско-Харьковской операции в битве на Курской Дуге - с 12 июля 1943 года по 19 августа 1943 года на Западном фронте.
- Брянской операции на Брянском фронте с 1 сентября 1943 года по 3 октября 1943 года на 1 Прибалтийском фронте в составе 3 ВА силами 7 гвардейской 322 иад.
- Витебской операции - с 1 января 1944 года по 10 марта 1944 года на 3 Белорусском фронте.
Белорусской операции Минско-Неманского направления - с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года. За участие в освобождении города Орша корпусу присвоено наименование Оршанский (приказ Верховного Главнокомандующего ВС СССР № 0182 от 6 июля 1944 года).
- Сандомирско-Одерской операции и Нижне-Силезской операции - с 12 января 1945 года по 23 февраля 1945 года на 1 Украинском фронте. За участие в этих операциях корпус награждён орденом "Красное Знамя" (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1945 года).
- Берлинской операции - с 16 апреля 1945 года по 2 мая 1945 года на 1 Украинском фронте. За участие корпус награждён орденом Суворова II степени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1945 года).
- Пражской операции - с 6 мая 1945 года по 11 мая 1945 года.
.
В составе корпуса прошла свой боевой путь эскадрилья "Монгольский Арат", в которой воевали четыре Героя Советского Союза.
2-м истребительным Оршанским Краснознамённым ордена Суворова II степени авиационным корпусом выполнено:
23535 боевых вылетов, проведено 1101 боёв, уничтожено 1308 самолётов противника. 19 раз корпус отмечался Приказами Верховного Главного Командования, 30 лётчиков получили звание Героя Советского Союза в составе корпуса. 281 лётчик героически погиб в воздушных боях.
.
Праздник Победы. Памяти ветеранов 2 иак. На Красной площади ветераны корпуса и ученики московской школы № 1164
.
В период всех операций А.С. Благовещенский руководил корпусом с передовых командных пунктов на поле боя, управлял корпусом с подвижных командных пунков передовых частей. Лично участвовал в боевых вылетах для правильной оценки воздушной обстановки. А.С. Благовещенский совершил 48 боевых вылетов и участвовал в 3 возушных боях* (* - уточняется).
.

А.С. Благовещенский первым в корпусе осваивал новые самолёты и переучивал лётный состав. Для перехвата самолётов противника он и командир 1 иак Е.М. Белецкий начали использовать на своих командных пунктах наземные радиолокационные станции, которые вскоре стали неотъемлемым элементом командных пунктов всех корпусов.
На подступах к Берлину при подготовке и проверке аэродрома города Люббен (80 км от Берлина) в начале Берлинской операции машина А.С. Благовещенского и его сопровождающих подорвалась на мине, все были тяжело ранены. Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семёнов: «...В середине дня мне позвонил генерал Благовещенский и приказал готовиться к перебазированию в Любен. При этом было сообщено, что вместе с нами на любенский аэродром планируется посадить полк из другой дивизии. Командир корпуса собирался сам побывать там, осмотреть всё лично и затем дать дополнительные указания по размещению нас и соседей.
А через два-три часа мы узнали, что во время осмотра аэродрома машина генерала Благовещенского наскочила на мину и он был тяжело ранен. На санитарном самолёте в сопровождении истребителей его отправили во фронтовой госпиталь. Все очень сожалели о случившемся. А.С. Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчинённые не только уважают, но и любят искренней сыновней любовью...»
.
Через полгода лечения Алексей Сергеевич был снова в строю.
Всего за боевую службу был дважды тяжело ранен и трижды легко, но воля к жизни и спортивная закалка помогали ему восстанавливать организм так, что он вновь садился в кабину самолёта.
.
Начальник Высшей офицерской школы Воздушного боя (18.09.1945-19.07.1947).
За два года А.С. Благовещенский помог подготовить более 300 пилотов экстра-класса без единого ЧП (чрезвычайного происшествия).
.
Помощник командующего по строевой части 7-й Воздушной Армии ПВО, г. Баку, (19.07.1947-08.06.1949).
Во время катастрофического землетрясения 5 октября 1948 года руководит оказанием воздушной помощи пострадавшим жителям, военным, их семьям, их эвакуацией.
.
Начальник Управления испытаний самолётов (08.06.1949-11.04.1951), заместитель начальника Государственного Краснознамённого Научно-испытательного института ВВС Советской Армии (ГК НИИ ВВС СА), старший лётчик-испытатель (01.09.1950-11.04.1951). 13.10.1945 присвоено звание лётчик-испытатель I класса.
.
Откомандирован в распоряжение генерал-полковника авиции Красовского для работы на пункте наведения самолётов (Корейская война. 11.04.1951-22.09.1051).
Некоторые участники Корейской войны "критически" отмечают, что группе из НИИ ВВС не удалось посадить на северокорейскую территорию американский истребитель F-86 Sabre для дальнейшей транспортировки в СССР. Действительно, у лётчиков-испытателей была неудачная попытка. Но главная задача, которую Благовещенскому ставило руководство  по определению характеристик американского истребителя в бою была решена, что было отмечено при возвращении группы.
.
Считать приступившем к исполнению прямых служебных обязанностей в ГК НИИ ВВС СА с 22.09.1051 (22.09.1051-10.03.1952). И.о. начальника, старший лётчик-испытатеть ГК НИИ ВВС СА (10.03.1952-10.04.1952). Начальник, старший лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС СА (10.04.1952-15.07.1959).
.
НИИ ВВС, 1957 год. Лётчики-испытатели и будущие лётчики.
Начальник НИИ ВВС генерал-лейтенант Благовещенский А.С. в центре.
.
Принимал лично участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, УТИ МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 (и уникальной мобильной стартовой установки МиГ-19 для перехвата самолётов-разведчиков на большой высоте), СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18 и первого реактивного пассажирского самолёта ТУ-104 (8 испытательных полётов под руководством А.С. Благовещенского), других самолётов самых различных типов. За освоение новых методов испытаний в 1957 году впервые звание Героя Советского Союза было присвоено сразу 18 лётчикам.
За период военной службы А.С. Благовещенский выполнил 3554 полёта, налетав 2978 часов 40 минут. За подписью А.С. Благовещенского кроме важных административных и хозяйственных документов ушли в дело тысячи приказов и актов на производство, по результатам испытаний военной и гражданской авиатехники - представлений к государственным наградам подчинённых ему авиаторов, по которым более 50 (по разным источникам около 100) лётчиков получили звание Героев Советского Союза.
Причиной ухода А.С. Благовещенского из НИИ ВВС послужила катастрофа с жертвами самолёта Ту-116 из прикомандированного к ГК НИИ ВВС экипажа Дальневосточной авиации. При заходе на посадку на аэродром Чкаловская экипаж попал в сильный дождь и в 2-х километрах от аэродрома на снижении столкнулся с домами деревни. На командном пункте находился рководитель полёта заместитель начальника по лётной части. Экипаж, попав в заряд дождя и имея большой запас топлива, должен был переждать ливень в полёте, но не сделал этого. И руководители полёта не запретили заход на посадку, за что все получили только дисциплинарные взыскания, а вот начальника освободили от должности.
.
Освобождён от занимаемой должности и зачислен в распоряжение Главнокомандующего ВВС Советской Армии 15.07.1959.
.
Уволен в запас (с 18.04.1927 по 12.04.1960).
.
Генеральный Конструктор А.Н. Туполев узнав, что Алексей Сергеевич в запасе, сразу пригласил его не просто на испытательную работу, а в качестве руководителя.
Зачислен на должность ведущего конструктора в ОКБ А.Н. Туполева п/я 116 (27.04.1960). Для ускорения работ по лётным испытаниям распоряжения А.С. Благовещенского выполнялись как указания Генерального Конструктора (Приказ № 26 по организации п/я 116 от 24.02. 1962 за подписью А.Н. Туполева).
.
 
В левом нижнем углу фотографии подпись А.Н. Туполева: "На добрую память" 
.
Переведён Первым заместителем начальника организации Лётной-испытательной и Доводочной базы (01.01.1963). Переведён Начальником организации (01.02.1966). Уволен в порядке перевода заместителем директора в Жуковскую Лётно-испытателную и
Доводочную Базу (Станцию) - ЖЛИиДБ, принят в порядке перевода на должность Руководителя предприятия (02.01.1967).
Переведён на должность начальника организации (01.01.1970).
В тот период на Туполевской ЖЛИиДБ успешно проходили испытания самолёты Ту-22, Ту-114, Ту-124, Ту-126, Ту-128, Ту-134, Ту-142, Ту-154, Ту-144.
.
.
Переведён на ММЗ "Опыт" имени А.Н. Туполева (01.04.1975)
Принят в порядке перевода Заместителем Главного конструктора (08.04.1975). Переведён в связи с возрастом ведущим конструктором КБ, цех 27 (20.08.1984), цеха
51 (01.02.1985), цеха 32 (01.04.1987), цеха 57 (01.06.1988), переведён ведущим инженером ОКБ цеха 37 в связи введением новых тарифных условий оплаты труда (01.10.1988).
.
Работа прекращена в связи со смертью (25.05.1994).
.
"Через руки" летчика-испытателя, боевого Героя Советского Союза Благовещенского Алексея Сергеевича прошло 99 самолётов различных типов и назначений.
Но главное, что всю жизнь отличало А.С. Благовещенского, это любовь к авиации и внимание к людям: стремление оказать им реальную помощь - как в учебной, потом в лётной брянской юности, так и в раскалённом небе Китая, на фронтах Великой Отечественной войны или в различных НИИ, конструкторских бюро и комиссиях. Из воспоминаний генерал-лейтенанта авиации Семёнова: «...Алексей Сергеевич Благовещенский пользовался у лётчиков большим авторитетом. Он всегда первым осваивал новые самолёты, часто вылетал на боевые задания, мастерски провёл множество воздушных боёв. В обращении с людьми был прост, высокую требовательность к подчинённым умел сочетать с отеческой заботой об их нуждах и запросах...»
.
.
Похоронен на Московском Мемориальном Троекуровском кладбище.
.
.
Послужной список по званиям
Капитан (19.03.1936)
Полковник (26.09.1938; внеочередное звание)
Комбриг (4.05.1940)
Генерал-майор авиации (5.06.1940)
Генерал-лейтенант авиации (30.04.1943)
Лётчик-испытатель 1-го класса (13.10.1950)
.
Награды и звания
Награждён двумя орденами Ленина (14.11.1938, 20.04.1953), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), тремя орденами Красного Знамени (8.03.1938, 21.03.1940, 30.04.1947), орденами Суворова II степени (30.08.1943), Кутузова II степени (22.07.1944), Богдана Хмельницкого II степени (6.04.1945), двумя орденами Отечественной войны I степени (22.02.1943, 11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды (25.05.1936, 3.11.1944), китайским орденом Облака и Знамени IV степени (1938).
Медаль Золотая Звезда Героя Советского Союза, медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина", медаль "За оборону Ленинграда", медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", медаль "Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", медаль "Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", медаль "Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", медаль "Ветеран Вооружённых Сил СССР", медаль "30 лет Советской Армии и Флота", медаль "40 лет Вооружённых Сил СССР", медаль "50 лет Вооружённых Сил СССР", медаль "60 лет Вооружённых Сил СССР", медаль "70 лет Вооружённых Сил СССР", медаль "В память 250-летия Ленинграда".
.
Память
1. В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме, в котором жил Благовещенский Алексей Сергеевич, установлена мемориальная доска:
.
.
2. В Курске имя А.С. Благовещенского помещено на стелле в центре города среди курян - Героев Советского Союза.
3. Решением Брестского городского Совета депутатов № 26 от 29.09.2010 года улице в новом юго-западном районе Бреста присвоено наименование "Генерала Благовещенского". Улица введена в эксплуатацию 30 сентября 2015 года.
4. В разделах музеев городов Минска, Бреста и Курска, посвященных Великой Отечественной войне, имеются материалы, посвящённые Герою Советского Союза генерал-лейтенанту авиации А.С. Благовещенскому.
5. Благовещенского А.С. помнят в московской школе № 1164 как создателя и организатора школьного музея 2-го истребительного авиакорпуса.
.
Праздничная линейка учеников школы № 1164. Рапорт Генералу Благовещенскому А.С.
.
Память поколений. Московская школа № 1164.
.
Литература и фильмы, в которых упоминается А.С. Благовещенский
Великая Отечественная война: Комкоры. Военный биографический словарь. Том 2. - М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. - С. 361-363. - 464 с.
Крылатые сыны Родины. Монино: Военно-воздушная Краснознаменная Академия, 1967. 435 с.
Во славу Родины. К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации А.С. Благовещенского. - М.: Авиация и Космонавтика, 2009. - № 10. - С. 25-29.
Каманин Н.П. Лётчики и космонавты. М., Политиздат. 1971. 448 с.
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И.  Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1987. - Т. 1 /Абаев - Любичев/. - 911 с. - 100 000 экз. - ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
Золотые Звёзды тихоокеанцев. - Владивосток, 1982. - С. 57-62.
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск, 1983. - С. 72-73.
Навечно в сердце народном. - 3-е изд., доп. и испр. - Минск: Белорус. Сов. Энциклопедия, 1984. - С. 59. - 607 с.
Республика Беларусь: Энциклопедия: В 6 т. - Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2006. - Т. 2. - С. 405. - 912 с. - ISBN 985110371-3.
Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации А.С. Благовещенский. Суд памяти // журнал "Крылья Родины", № 6, 1969. стр. 31
Китай в огне войны (1931-1950). М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1977. 351 с.
На китайской земле. Воспоминания советских добровольцев 1925-1945. М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1974. 372 с.
По дорогам Китая. 1937-1945. Воспоминания. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука". М., 1989. 368 с.
Прачик И.А. Фронтовое небо. - М., Военное издательство, 1984. - 125 с. Рыцари пятого океана. М., Военное издательство, 1968. 400 с.
Хоробрых А.М. Главный машал авиации А.А. Новиков.- М., Воениздат, 1989. - 287 с.
Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. -Москва: Наука, 1977.-288 с.
М.Л. Дударенко и др. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 /под общ ред. генерала армии С.П. Иванова.- Институт военной истории МО СССР, Центральный архив МО СССР.-М: Воениздат, 1985.-(Справочник).
Кояндер Е.В. Я - "Рубин", приказываю... М.: Воениздат, 1978, - 277 с.
Семёнов А.Ф. На взлёте, М., Воениздат, 1969, "Военные мемуары". 216 с.
Семёнов А.Ф., Дашцэрэн Б. Эскадрилья "Монгольский арат". - 2-е изд., доп. - М. : Воениздат, 1978. - 160 с.
Муравьев В.К. Испытатели ВВС. М., Военное издательство, 1990, 304 с.
Бондаренко Н.А. В воздухе - испытатели. М., ДОСААФ, ("За честь и славу Родины"), 1975, 302 с.
"ТУПОЛЕВ": Полёт в будущее. Том I. Очерки по истории создания и развития ОКБ А.Н. Туполева. Москва: Издательство ООО "ИИГ Полигон-Пресс", - 2012. - 384 с., илл.
"ТУПОЛЕВ": Полёт в будущее. Том II. Очерки по истории создания и развития ОКБ А.Н. Туполева, - издание второе, исправленное, дополненное. Москва: Издательство ООО "ИИГ Полигон-Пресс", - 2012. - 384 с., илл.
Бодрихин Н.Г. Крылатая гвардия Беларуси. Книга 2. Лётчики Беларуси в годы Второй Мировой войны. -М.: Музей техники Вадима Задорожного. 2016.- 412 с. (90-95 с.). Фильм "Операция Z ". Студия "Надежда", 1995.
Фильм "Русские соколы в небе Китая". Студия "ФОРТИС-ПРО", МАРИАМ-МЕДИА, Евразийская Академия телевидения и радио" (ЕАТР), 2015
Фильм "Меч справедливости". Студия А.Г. Рогаткина, ВГТРК. 2019
***
.
К концу 1937 года китайская авиация, понесшая серьезные потери, по существу, утратила свое значение. Это сразу же начало сказываться на состоянии фронта и тыла. Японские бомбардировщики получили возможность безнаказанно совершать налеты на китайскую территорию. Они бомбили мирное население, беженцев, медицинские и культурные учреждения. Часто совершались налёты на районы, далеко отстоявшие от линии фронта. От бомбардировок особенно страдали крупные города. Зажигательные бомбы вызывали многочисленные пожары, и люди гибли тысячами в огне. Японская авиация буквально деморализовала население и войска.
Уступая настойчивым просьбам китайского руководства, советское правительство приняло решение об отправке в Китай самолётов и военных специалистов.
К 21.10.1937 для дальнейшего следования в Китай в Алма-Ату съехалось 447 человек - лётчики, авиатехники, радисты, метеорологи, шоферы, инженеры, рабочие бригад по сборке самолётов, врачи.
Уже сам перелёт в Китай, часто сопряженный с риском для жизни, был серьёзным испытанием воли и мужества наших лётчиков. Трасса проходила через пустынные и гористые районы Северо-Западного Китая. Промежуточные аэродромы не были приспособлены для приёма бомбардировщиков СБ, полностью отсутствовала связь, не было сведений о метеорологических условиях. А ведь наши самолёты шли по маршруту, перегруженные боеприпасами и людьми, и малейшая ошибка могла привести к тяжёлым последствиям.
Ещё большие трудности ожидали наших лётчиков в Китае. Им пришлось воевать в незнакомой и сложной обстановке. Противник на первых порах имел подавляющее численное преимущество. Китайцы располагали ограниченным числом аэродромов, к тому же малопригодных для базирования современных самолётов. Через разветвлённую шпионскую сеть японцы имели возможность получать срочную информацию о наличии советских самолётов на тех или иных аэродромах и нападать на них в самый выгодный момент. Это обстоятельство усугублялось отсутствием надежной противовоздушной обороны, а также средств связи, ремонтной базы, нехваткой обслуживающего персонала.
Эскадрилья под командованием капитана Благовещенского прибыла в Китай тремя группами в конце 1937 - начале 1938 гг. Истребители И-15 транспортировали на автомашинах до Хами (провинция Синьцзян), их собирали, облётывали и затем воздушным путем переправляли в Ланьчжоу. После падения Нанкина центрами базирования советской авиации в Китае стали Ханькоу и Наньчан.
Японское командование по разведывательным каналам получило донесение о новом пополнении китайских ВВС, решило, используя внезапность, ударить одновременно по всем аэродромам. Китайцы проявили благодушие, предложение наших советников подготовиться к возможному налёту японцев оставили без внимания. Но Благовещенский на своём аэродроме приказал рассредоточить самолёты, подготовить их к взлёту со стоянки. Проведя инструктаж прибывших лётчиков, создав боевые расчёты, он не ушёл спать, а, отобрав самых подготовленных лётчиков, занял место в кабине истребителя.
В то утро японская авиация весьма ощутимо потрепала китайские войска. Не было потерь лишь у предусмотрительного Благовещенского.
18.02.1938 он сбил командира группы истребителей, оказавшегося известным асом, одним из «непобедимых королей воздуха». Как шутили лётчики - «снял с него корону вместе с головой». Был ранен.
Рассказывает генерал-полковник авиации Рытов:
«На второй же день, получив с постов наблюдения сведения о появлении самолётов противника, группа наших истребителей во главе с Благовещенским вылетела им навстречу. Накануне, основываясь на опыте боёв в Испании, Рычагов подчеркнул, что ничто так не ошеломляет противника, как внезапность.
Всё было разработано детально: маршрут полёта, тактика боя, способы взаимной поддержки и выручки. Чтобы не обнаружить себя до времени, самолёты должны были идти над малонаселённой местностью.
В районе предполагаемой встречи следовало быстро развернуться и ударить со стороны солнца в хвост японской колонны. Причём истребителям рекомендовалось идти не общим строем, как практиковалось до этого, а небольшими группами в несколько ярусов.
Этот замысел блестяще оправдал себя. Атака получилась внезапной. Специально выделенная группа лётчиков связала боем истребителей сопровождения противника, остальные ринулись на бомбардировщиков. Бой с самого начала принял стремительный, маневренный характер. Не выдержав удара, японские бомбовозы побросали груз куда попало и повернули обратно...
Японцы потеряли в этот день 15 бомбардировщиков и 4 истребителя. 2 наших самолета тоже были подбиты, но лётчики выпрыгнули с парашютами и к вечеру прибыли в свою часть.
Алексею Сергеевичу Благовещенскому довелось драться в этом бою с лидером японских истребителей. Вдоль фюзеляжа самолёта самурайского аса тянулись красные полосы. Благовещенский сразу же обратил на них внимание и, не раздумывая, атаковал размалёванного хищника. Однако тот сумел сманеврировать, уклониться от прицельной очереди из пулемёта. Сделав разворот, он сам пошёл в атаку. Ему, видимо, хотелось ударить по Благовещенскому сзади. Но наш лётчик был начеку. Выполнив крутой вираж, он описал в небе кривую и точно вышел в хвост флагману. Позиция оказалась благоприятной. Короткая очередь вспорола обшивку неприятельского истребителя, но он продолжал держаться в воздухе.
Японские лётчики, заметив, что их ведущий в беде, кинулись на помощь. Теперь пришлось защищаться Благовещенскому и на время отступить от полосатой машины. Двое наших товарищей отсекли огнём японцев, теснивших Алексея Сергеевича.
- Такая меня досада взяла, - рассказывал потом Благовещенский, - что я готов был винтом рубануть полосатого дьявола. Дважды по нему стрелял, а он живой. Улучив момент, когда мы снова оказались один на один, я бросился на лидера сверху, сбоку и выпустил весь оставшийся боезапас. Очередь пришлась по кабине.
Благовещенский проследил, как тот, круто планируя, снизился над квадратами залитого водой рисового поля и при посадке перевернулся вверх колёсами.
Под вечер мы с врачом приехали к месту падения японского самолета. Сквозь остекление кабины увидели мёртвого японского лётчика. Он висел на привязных ремнях вниз головой.
На следующий день в японских газетах в траурной рамке был опубликован портрет сбитого аса и подробной описание его былых заслуг.
Благовещенский тоже пострадал в этом бою. Пуля чиркнула его в левый бок. Разбитой оказалась и приборная доска. Спасла Алексея Сергеевича бронеспинка, установленная им накануне вылета...
.
Авторитет Алексея Сергеевича был непререкаем. Благовещенский прекрасно знал самолёт, виртуозно владел им, показывал личный пример храбрости и отваги в бою. Носил он вязаный свитер, серую замшевую куртку, которую в одном из боёв японцы основательно продырявили. Механик... хотел починить её, но Алексей Сергеевич отказался:
- Что ты, милый! С заплатой я буду ходить как оборванец, а тут боевая отметина. Чувствуешь разницу? - и весело рассмеялся.
У Благовещенского были широкие, как у запорожца, штаны. Когда мы однажды спросили, почему он отдаёт предпочтение такой моде, Алексей Сергеевич на полном серьёзе ответил:
- Чтобы подчинённые не видели, как у меня дрожат колени, когда бывает страшно.
.
Он всегда искал что-то новое, рациональное и, когда находил, твёрдо проводил его в жизнь. Так, по его приказу с самолётов сняли аккумуляторы, а моторы стали запускать наземными средствами.
- К чему возить лишний груз? В бою аккумулятор - обуза.
По его же указанию в кабину каждого самолёта поставили бронеспинку. Это намного усилило живучесть машин и надёжно предохраняло лётчиков от пуль. На ручке управления своего самолёта Алексей Сергеевич сделал, кроме того, кнопочный спуск пулемётов.
.
Чтобы предотвратить внезапное воздушное нападение противника, лётчики с утра до вечера находились с парашютами у своих самолётов. Здесь же хлопотали техники и механики. Самолёт Благовещенского стоял рядом с командным пунктом. Достаточно было поступить сигналу о появлении противника, как на вышке взвивался синий флаг, означающий тревогу. Алексей Сергеевич взлетал обычно первым, за ним поднимались остальные».

.
Помощь советских лётчиков была настолько эффективной, что японское правительство в апреле 1938 г. обратилось по дипломатическим каналам к СССР с требованием отозвать их из Китая. Это требование было категорически и недвусмысленно отвергнуто.
.
29.04.1938 в день рождения японского императора 54 японских самолёта совершили массированный налёт на город, но получили сокрушительный отпор советских лётчиков.
Один из очевидцев сражения вспоминал позднее: «Высоко в голубом небе плыли белые облака, распускались цветы от разрывов зенитных снарядов. Треск зениток, рев самолетов, взрывы бомб, непрестанный стрекот пулеметов - все сливалось в нескончаемый грохот. Ослепительно сверкали на солнце крылья машин, то взлетавших вверх, то стремительно падавших вниз, то бросавшихся влево, то вправо. У англичан есть специальный термин для определения жаркого воздушного боя - «дог файтинг», что означает «собачья схватка». Нет, я бы назвал этот бой «игл файтинг» — «орлиной схваткой». Одни самолеты, внезапно объятые пламенем, врезались в землю, другие взрывались в воздухе. Небо стало полотном живой картины «Плач чертей и рев богов». Тридцать напряженных минут - и снова все стихло. Очень жаркий бой! Блестящие результаты: сбит двадцать один вражеский самолет, наших - пять».
.
31.05.1938 в очередном воздушном сражении над Уханем японцы недосчитались ещё 14 самолётов.
Вспоминает лётчик-истребитель Козлов:
«Тревога! Взлетели, собрались. Курс на восток с набором высоты. Идём двумя группами. «Ласточки» - справа и выше, «чижи» - слева и ниже.
В 15-20 км восточное аэродрома встреча. Большая группа истребителей И-96. Сверкая в лучах солнца, посыпались подвесные бачки. Японцы пошли в атаку...
«Ласточки» вели бой на вертикальном маневре. В отвесном пикировании сваливались на японцев, находившихся ниже; свечой взмывали вверх, ведя огонь в момент, когда уходящий японец зависал на моторе в полупетле вверх колёсами: выбирал, в какую сторону выкрутить машину.
Преимущество атаки первыми, со стороны солнца, японцы уже потеряли. Активность перешла в руки китайских истребителей. Бой рассыпался на отдельные очаги, переходил в одиночные схватки и угасал»
.
.
1938 год. Лётчик Благовещенский угощает конфетами маленьких жителей Ханькоу
.
Дополнительные источнки:
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
.
***
Из письма, поступившего в адрес Администратора училищного сайта:
"...Я дочь гвардии генерал-лейтенанта авиации Героя Советского Союза Слюсарева Сидора Васильевича. Мой отец воевал вместе с Благовещенским А.С. добровольцем в Китае в 1938-39 гг. А.С. Благовещенский командовал группой истребителей, мой отец - группой бомбардировщиков. Потом вместе они прошли всю Великую Отечественную войну. С тех военных лет они стали самыми преданными друзьям. Я помню, как на все самые главные праздники Алексей Сергеевич Благовещенский был у нас в гостях.
В моей книге воспоминаний об отце "Мой отец генерал" есть небольшой кусок воспоминаний отца о Благовещенском. Отсылаю его вам.
Слюсарева Н.С."
.
"...В весенних боях 1945 года над территорией Германии мой 2-й штурмовой полк и 2-й истребительный, которым командовал мой друг Алексей Благовещенский, часто базировались вместе на одном аэродроме. Завершалась Висло-Одерская операция. Стремительное наступление танковых армий требовало, чтобы авиация не отставала от передовых частей, а для этого нужна была готовая аэродромная сеть. В тот день я и Алексей находились на КП танковых частей, ведущих сражение за город Ельс. Аэродром противника, располагавшийся восточнее города, находился уже в руках нашей мотопехоты. Советские танкисты захватили его внезапно под вечер, и немцы не смогли толком ни взлететь с него, ни разрушить. Их самолёты в исправном состоянии были рассредоточены по окраине аэродрома и на опушке примыкающего леса.
Договорившись с командиром танкового батальона о том, что они организуют оборону и не станут портить лётного поля, мы с генералом Благовещенским поехали осмотреть местность, где могли бы разместиться наши эскадрильи. На рассвете на двух «виллисах» стали объезжать окраины лётного поля. В северной части аэродрома просматривалась полянка, скрытая рощей, на которой стояло много «мессершмиттов» и «фокке-вульфов». В первой машине за рулем сидел Алексей, справа – его шофёр. Некоторое время я сидел рядом с Благовещенским, а потом пересел в свою машину. Со мной находился адъютант Женя Данилевский.
Внезапно я увидел, как идущий впереди «виллис» поднялся в воздух на высоту пять метров и перевернулся колёсами вверх. Следом вырвался огонь и одновременно в клубах дыма раздался взрыв противотанковой мины. Из-под машины послышались стоны. Тут только я заметил, что мы находимся на минном поле. Рядом с колёсами нашего автомобиля – бугорки ещё свежей земли с закопанными минами. Осматриваясь по сторонам и осторожно перемещаясь по следам, мы с Данилевским подобрались к перевернутой машине. Шофёр был мертв. Кое-как приподняв «виллис», сумели вытащить из-под него Алексея. Уложили его на бурку, которую мне подарили казачки после освобождения Кубани, и очень медленно, чтобы не подорваться, оттащили в безопасное место. По радио я вызвал санитарный самолёт По-2 и отправил Алёшу в прифронтовой госпиталь, а оттуда в Москву. Он долго пробыл в госпитале. Выписался после окончания войны. Увиделись мы с ним уже после Победы. Я подарил ему бурку, на которой тащил его по аэродромному полю в апреле сорок пятого года..."
Слюсарев С.В.
***
Один из эпизодов биографии А.С. Благовещенского
.
<<< …Когда наступила эра реактивной авиации, после войны, борисоглебцы (курсанты Борисоглебского летного училища) одними из первых стали осваивать лучший самолёт той поры МиГ-15. Самолёт был непростой, но кто его освоил, уже мог летать на любой машине.
В сентябре 1956 года это блестяще доказал выпускник Борисоглебского училища генерал А.С. Благовещенский не только у себя в Союзе, а и за границей - в Англии.
А дело было так.
На английском аэродроме Фарнборо проходил авиационный праздник. Гвоздь программы - показ новейшего английского сверхзвукового истребителя "Хантер", который должен был "утереть нос русским". Среди многочисленных иностранных гостей находился и генерал А.С. Благовещенский. Когда, выполнив фигуры высшего пилотажа, самолёт приземлился, маршал авиации Честер представил нашему генералу лётчика-истребителя Бикфора и поинтересовался мнением Благовещенского о самолёте.
- Я – лётчик, - улыбаясь, ответил он. - О самолёте могу судить, когда слетаю на нём.
- Вы смогли бы взлететь на "Хантере"?
- Почему же нет? Если вы разрешите...
- Должен вам сказать, - вмешался в разговор Бикфор, - что на "Хантере" система управления отличается от других.
- Разберусь! - твёрдо сказал Благовещенский.
- Много времени вам надо, чтобы разобраться?
- Десять минут. Значит, вы разрешаете летать на "Хантере"?
- Видите ли, - замялся Честер, отыскивая повод для отказа, - я могу согласиться на ваш полёт. Но если за десять минут вы не сможете разобраться в приборах, то не полетите.
.
Получив шлем и костюм, Благовещенский направился к самолёту. Маршал Честер понимал, что допустил ошибку: ведь самолёт считался совершенно секретным.
Но разговор происходил на людях, и просто так отменить полёт было не совсем тактично... Оставалось надеяться на то, что за десять минут русский летчик не разберётся в приборах, тем более, он не знает английского языка.
.
.
Но когда истекали последние секунды, взревел двигатель, "Хантер" вырулил на старт и взлетел. Благовещенский повторил программу пилотажа Бокфора, потом добавил кое-что от себя, после чего изящно посадил машину.
.
.
Хозяева и многочисленные гости авиационного праздника были потрясены увиденным.
Газета «Дэйли экспресс» потом сообщала: «Странная сцена - генерал сбросил пиджак, заправил брюки в ботинки и залез в кабину. Главный лётчик-испытатель Билл Бетфорд в течение пяти минут через переводчика объяснял назначение приборов...»
.
Маршал Честер подарил советскому лётчику высотный гермошлем с надписью "Красному асу Благовещенскому который поразил нас".
А лётчик Бикфор вручил фотографию "Хантера" с ещё более красноречивыми словами: "Лучшему асу мира".
На следующий день эти слова подхватила вся мировая пресса.
Виктор Мухортов, капитан первого ранга в отставке >>>
Источники:
Использованы материалы http://www.airwar.ru/enc/fighter/hanter.html
Карта сайта Написать Администратору