Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Яковлев Петр Сергеевич

Выпускник 1928 года
Лётчик-испытатель
.
Родился 12 июля 1908 г. в г.Витебске.
Работал механиком в Одесской авиационной школе. В 1928 году окончил военную летную школу в Борисоглебске, служил в ВВС Красной Армии. 11-я авиабригада (Воронеж) на Р-1. С 1931 года служил в 77-м Отряде особого назначения (Москва) на ТБ-1. Принимая участие в воздушных парадах, дважды попадал в критические ситуации. Когда горел мотор, пришлось садиться на Центральный аэродром. Во второй раз, во время полета над Красной площадью упало давление масла, Яковлев с трудом прошел в строю и сел в Монино.
С 1933 служил в 11-й авиабригаде под Читой на ТБ-3. В связи с арестом отца был исключен из партии и ушел в запас. Работал в Аэрофлоте.
Участник Великой Отечественной войны. В 1941-1942 годах принимал участие в боевых действиях в составе авиагруппы особого назначения при Генштабе Советской Армии. Летал на ТБ-3, Ли-2, ДС-3, высаживал десанты, летал в осажденный Ленинград, к партизанам.
В марте 1942 года откомандирован в транспортный авиационный отряд Казанского завода №22. Налет к 1947 г. около 5 тысяч часов, из них 250 ночных и 126 слепых.
С 1949 года – летчик-испытатель завода №22. Испытывал серийные Ту-4, Ту-16. Всего на Ту-4 налетал 1518 часов (524 полета) и 620 часов (211 полетов) на Ту-16. Яковлев «вывозил» практически всех заводских летчиков, кроме опытнейших пилотов Васильченко, Пальчикова и Говорова.
Однажды в полете над Владимировкой произошел взрыв одного из левых двигателей Ту-4, но Яковлев сумел вернуться в Казань. А в другой раз на полпути из той же Владимировки, в результате неисправности в рулевой машинке автопилота Ту-4 падал с высоты 11 км до 2600 метров. Только хладнокровие Яковлева позволило спастись экипажу.
В 1954 проверил Ту-16 №1880001, испытавший 28 сентября 1954 большие перегрузки на околозвуковых режимах (погиб Г.С.Молчанов), на предмет дальнейшей эксплуатации. После долгих рулежок и устранения неполадок в шасси Яковлев смог благополучно облетать машину и перегнать ее в Москву.
Общее время налета на июль 1956 г. составляло 9148 часов.
С 1956 г. на пенсии.
Умер в 2003 году.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени и медалями.
***
.
Единственным летчиком-испытателем, дожившим до конца ХХ века и знавшим практически весь заводской летный состав первых тридцати лет, являлся старейший ветеран КАПО, пилот с 1928 г., Яковлев Петр Сергеевич.
Судьба его удивительна. Он родился в Витебске, 12 июля 1908 г. Первый самолет увидел накануне Империалистической войны и заболел авиацией навсегда. Научился летать полулегально, будучи механиком в Одесской авиационной школе, умудрился сняться в немом фильме про авиаторов «Люди в кожаных шлемах». В Одессе впервые увидел Туполева. В 1929 г. в Борисоглебской военной школе летчиков Яковлев учился вместе с Коккинаки и другими известными летчиками. Начал служить в Воронеже, в 11-й авиабригаде на Р-1, машине очень строгой. Много летчиков погибло, не выйдя из штопора, парашютов не было. Яковлеву пришлось осваивать первые американские парашюты, неоднократно прыгать и попадать в трудные ситуации. В 1931 г., с появлением тяжелых ТБ-1, наиболее способных летчиков перевели в Москву, в 77-й Отряд особого назначения. Принимая участие в воздушных парадах, Яковлев дважды попадал в критические ситуации. Когда горел мотор, пришлось садиться на Центральный аэродром, а второй раз, во время полета над Красной площадью упало давленье масла, Яковлев с трудом прошел в строю и сел в Монино.
В 1933 г., с появлением новых самолетов ТБ-3, 11-ю бригаду перебрасывают на Дальний Восток. При перелете туда Яковлеву пришлось садиться на вынужденную в Казанском аэропорту и целый месяц ждать замены двигателя. Казань Петру Сергеевичу не понравилась: грязь, пыль, базары, пивные, коровы… Через десять лет город станет для него родным. До этого будет трудная служба под Читой (однажды Яковлев сажал ТБ-3 с полной бомбовой нагрузкой, когда обнаружилось, что самолет забыли заправить), исключение из партии за репрессированного отца, бегство из армии и работа в Аэрофлоте. С началом войны Яковлев попал в отряд военно-транспортной авиации, летал на ТБ-3, Ли-2, ДС-3 («американец» был лучше), высаживал десанты, летал в осажденный Ленинград, к партизанам. Время было страшное, но Яковлеву везло: ни разу не был сбит и получил два боевых ордена.
В 1942 г. его командируют из Группы особого назначения в Казань, так как снабжение авиационных заводов становится важнейшей, стратегической задачей. Всю войну Яковлев летал по стране в интересах завода, имея к 1947 г. около 5 тысяч часов, из них 250 ночных и 126 слепых. А когда пошло освоение Ту-4, его пригласили в испытатели. Следующие десять лет, самые интенсивные и напряженные годы на заводе, когда сдавали по одной тяжелой машине типа Ту-4 или Ту-16 в два дня, Яковлев проявил себя как один из лучших летчиков-испытателей. Всего на Ту-4 он налетал 1518 часов (524 полета) и 620 часов (211 полетов) на Ту-16. Яковлев «вывозил» практически всех заводских летчиков, кроме опытнейших пилотов Васильченко, Пальчикова и Говорова. Общее время налета на июль 1956 г. составляло 9148 часов. С ним в испытательных полетах не произошло ни одной аварии и серьезной поломки.
Но погиб его экипаж во главе с его вторым пилотом Черкасовым. Тогда, в 1956 г., Яковлев должен был лететь на том, разбившемся Ту-16. Судьба (в лице начальства) уберегла его, отправив писать в то утро инструкцию по эксплуатации Ту-16. С этим экипажем Яковлев испытывал в Куйбышеве первый заводской Ту-16, который 28 сентября 1954 г. в испытательном полете подвергся большим перегрузкам и достиг скорости звука. Молчанов, первый летчик этой машины, когда она вошла в нисходящую вертикальную спираль, покинул самолет и погиб. Второй пилот Казаков А.И. не смог катапультироваться и был вынужден попытаться спасти машину и экипаж. Ему это удалось, он получил звание Героя Советского Союза, а Яковлев должен был испытать злополучную машину после таких перегрузок на предмет дальнейшей ее эксплуатации. После долгих рулежок и устранения неполадок в шасси Яковлев смог благополучно облетать машину и перегнать ее в Москву. Накануне отлета все члены его экипажа во главе с Черкасовым на радостях выпили лишнего и с утра были не в форме. Яковлеву пришлось на свой страх и риск лететь с похмельным экипажем, но все обошлось. Однако в Москве, неожиданно столкнувшись в одном из начальственных коридоров МАП со своим прежним командиром Громовым, Яковлев услышал от него громкое «приветствие»: «А, вот летчик, который летает с пьяным экипажем!»
А вообще, Ту-16 после Р-1 была у Петра Сергеевича самая любимая машина: легкая в управлении, летучая, на одном двигателе летела запросто. Несмотря на отказы, когда приходилось садиться на одном моторе, в его памяти она осталась как женщина, с эпитетом «роскошная». И не любил он Ту-4: упрямую, неповоротливую и тяжеловесную. Однажды в полете над Владимировкой произошел взрыв одного из левых двигателей, но Яковлев сумел долететь на нелюбимой машине до Казани. А в другой раз на полпути из той же Владимировки, в результате неисправности в рулевой машинке автопилота Ту-4 падал с высоты 11 км до 2600 метров. Только хладнокровие Яковлева позволило спастись экипажу.
В 1956 г. Яковлев отдал свой замок от ящика, вместе с должностью ведущего летчика-испытателя, новому пилоту Борису Машковцеву и сказал: уходи на пенсию как я, до 50 лет. Но будущий Герой Советского Союза этот совет не услышал.
После ухода на пенсию, Яковлев стал заядлым путешественником, объездил всю страну, полюбил классическую музыку, бросил пить и курить, но, к сожалению, не стал писать мемуары. А ведь ему было, что рассказать: как служил вместе с Громовым и Чкаловым («небо и земля», по мнению Яковлева), дружил с Васильченко и Пальчиковым, общался с Марковым и Незвалем, Окуловым и всеми последующими директорами…
Семь орденов украшали грудь Петра Сергеевича, один из которых – орден Ленина.
Скончался летчик в 2003 г.
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору