Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Буц Григорий Алексеевич

Выпускник 1940 года
.
 
.
Буц Григорий Алексеевич родился 6 апреля 1918 года в селе Рудка ныне Гребёнковского района Полтавской области Украины. По национальности украинец.
Член ВЛКСМ.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1938 года, поступил в Борисоглебскую ВШЛ.
.
.
В 1940 году окончил 2-ю Борисоглебскую ВШЛ им. В.П. Чкалова по второму разряду с присвоением воинского звания младший лейтенант.
После выпуска направлен в 66 иап 15 сад Киевского особого ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 — младший лейтенант, пилот 66 иап 15 сад Юго-Западного фронта.
.
Из истории 66 иап
Входил в состав 15 сад.
К 22.06.1941 имел на вооружении 58 самолётов И-15бис, а также 5 Ил-2, ещё не освоенных лётчиками.
Перед началом войны полк базировался в Комарно, Куровице.
22.06.1941 в результате первого же налета авиации противника на аэродром Куровице было выведено из строя 36 самолётов. К исходу дня в составе полка осталось 24 И-15бис и 3 Ил-2. В дальнейшем лётчики полка самоотверженно наносили удары по мотомехвойскам и отражали налёты бомбардировщиков противника.
28.06.1941 в полк были переданы уцелевшие И-153 62 шап. В этот день 36 "безлошадных" лётчиков вместе с командиром полка Щегликовым С.С.  убыли в Умань для переучивания на Ил-2. Прибыв в Умань вошли в подчинение командира 44 иад. Из прибывших 36 экипажей в Умани осталось 15 экипажей (эскадрилья), которые вошли в состав 249 иап 44 иад. Оставшийся лётный и техсостав под командованием Щегликова убыли в Воронеж в 1-ю заб. Там с начала июля полк начал изучение самолёта Ил-2 и был снова сформирован в 3-х эскадрильном составе под командованием Щегликова, сохранив свой номер 66 шап.
28.07.1941 полк в составе 32 Ил-2 убыл на Западный фронт и вошел в состав ВВС 24 армии (Резервный фронт). Обратно в 15-ю сад они не вернулись и продолжали действовать как самостоятельная часть в районы Смоленска и Вязьмы.
Оставшиеся две эскадрильи 66 шап под командованием Севастьянова вместе со штабом полка продолжали вести боевые действия в составе 15-й сад на самолётах И-15 бис и И-153. Полк в течение июня-июля 1941 года получал пополнение материальной частью и личным составом из других полков, а также из Вольской и Батайской авиашкол. В августе 1941 года в командование этим полком вступил бывший командир 23 иап Сидоренко А.И. 66-й шап 15 сад участвовал в обороне Киева. Последние боевые вылеты совершил 15.09.1941, после чего был выведен в тыл на переформирование.
В конце сентября полк прибыл в Балашов. Там 16.10.1941 на базе полка было образовано две новых части, собственно 66 шап на Ил-2, командиром которого был назначен Севастьянов и 66 иап, командиром которого стал Сидоренко.
Во второй половине октября 1941 года 66-й шап которым командовал Щегликов и который входил в состав 24 Армии, также был выведен в г. Балашов для пополнения за счёт личного состава 211 ббап и 66-го шап капитана Севастьянова (в некоторых документах этот полк фигурирует под названием 66"А" шап). Оставшаяся часть 66 шап Севастьянова составила основу при формировании нового 820 шап.
.
 
.
17.07.1941 не вернулся с боевого задания из района Белая Церковь. Считался пропавшим без вести. Позже вернулся в часть.
.
06.08.1941 при обстреле самолёта зенитной артиллерией противника был ранен осколками в обе ноги.
За период боёв с 22.06.1941 по 15.09.1941 в составе 66 шап совершил 114 боевых вылетов на самолёте И-15бис с общим налётом 108 часов 25 минут, из них с 20.08.1941 по 15.09.1941 - 57 боевых вылетов с налётом 50 часов.
.
28.08.1941 в одном из вылетов в момент взлёта на машине младшего лейтенанта Буц отвалилась левая стойка шасси. Аварийная ситуация сложилась в самом начале полёта. По всем инструкциям полагалось прекратить задание: набрать высоту и покинуть самолёт, так как посадка на одно шасси грозит гибелью лётчика. Но пилот принял иное решение. Он продолжил полёт - ушеё за линию фронта, достиг цели, поразил её и возвратился домой. Сделав круг над аэродромом, на виду у товарищей, наблюдающих за полётом, лётчик пошёл на посадку. Самолёт приземлился на одну ногу. В конце пробега он стал крениться набок, но скорость у него уже была погашена и, зацепив крылом землю, машина описала круг и остановилась. Так лётчик выполнил боевое задание и спас самолёт.
.
07.09.1941 прямым попаданием зенитного снаряда на его самолёте было разбито хвостовое оперение. Однако лётчику удалось вернуться на свой аэродром и посадить самолёт.
В отчёте о боевых действиях полка за ним числится сбитый над Куровицами в 12.00 Ю-88.
.
За отличную боевую работу неоднократно получал благодарности от Военного Совета 26 армии, Командующего 38 армии и командования частей в районах городов Черкассы, Кременчуг, Канев.
.
На 12 февраля 1942 года — младший лейтенант, пилот 66 иап 15 сад Юго-Западного фронта.
.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Красное Знамя (Приказ Юго-Западного фронта № 24/н от 12.02.1942).
.
24 мая 1942 года командир звена 820 шап лейтенант Буц Григорий Алексеевич не вернулся с боевого задания из района Петровская, Протопоповка, западнее Изюм. Исключен из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 037/пр от 12.05.1943.
.
Отец Буц Алексей Петрович проживал в г. Москва 8 ст. Лихоборы по адресу завод «НАТТИ» д. 13 кв.13.

.
Источники:
Общедоступный электронный банк  документов "Подвиг народа"
ОБД Мемориал
Информацию помог отыскать Кочегаров Константин Юрьевич
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковмча
Карта сайта Написать Администратору