Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Никитин Алексей Иванович

Выпускник 1938 года
Герой Советского Союза Дата Указа 10.02.1943, медаль № 922
.
 
.
Никитин Алексей Иванович родился 13 октября 1918 года в деревне Лысково Весьегонского уезда Тверской губернии (ныне Краснохолмского района Тверской области РФ). ПО национальности русский.
В 1934 году окончил 7 классов школы в деревне Турково (Краснохолмский район), в 1935 году – школу ФЗУ в Москве. Работал модельщиком на компрессорном заводе «Борец» в Москве. Окончил аэроклуб.
.
В Красной армии с декабря 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком (в Ленинградском военном округе).
.
Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939-марте 1940 – лётчик 7-го истребительного авиационного полка. Выполнил несколько десятков боевых вылетов на истребителях И-15бис и И-153, в воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника.
Продолжал службу лётчиком в ВВС (в Ленинградском военном округе).
.
Участник Великой Отечественной войны.
В июне-июле 1941 – лётчик 7-го истребительного авиационного полка.
.
.
В июле-октябре 1941 – лётчик 19-го истребительного авиационного полка.
Воевал в составе ПВО г. Ленинграда. 12 сентября 1941 года в воздушном бою был ранен в ноги. В октябре 1941–ноябре 1943 – командир звена, военком авиаэскадрильи 153-го (с ноября 1942 – 28-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Ленинградском, Волховском, Воронежском, Северо-Западном и 1-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда и Воронежа, прорыве блокады Ленинграда.
.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года гвардии майору Никитину Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
В ноябре 1943–феврале 1944 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 269-й истребительной авиационной дивизии, в феврале-ноябре 1944 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 14-й воздушной армии. Воевал на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в Новгородско-Лужской, Псковско-Островской, Тартуской и Рижской операциях.
За время войны выполнил 310 боевых вылетов на истребителях МиГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 73 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 3 самолёта (по другим данным лично 14 и в составе группы 5 самолётов противника).
.
Участник советско-японской войны 1945 года в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования Управления 12-й воздушной армии (Забайкальский фронт). Участвовал в Хингано-Мукденской операции.
До февраля 1946 года продолжал службу лётчиком-инспектором воздушной армии (в Забайкальском военном округе).
В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Служил старшим лётчиком-инспектором в Управлении боевой подготовки ВВС.
.
.
Жил в Москве.
Погиб 2 сентября 1954 года в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
.
.
Полковник (1951), военный лётчик I класса (1954).
Награждён орденом Ленина (10.02.1943), двумя орденами Красного Знамени (20.12.1941, 13.09.1942), орденом Отечественной войны II степени (29.02.1944), орденом Отечественной войны I степени (19.10.1944), орденом Красной Звезды (21.08.1953), медалями «За боевые заслуги» (05.02.1940; 24.06.1948), «За оборону Ленинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За победу над Японией» (30.09.1945) и другими.
Именем Героя названы улица и переулок в городе Красный Холм Тверской области. В деревне Лысково Краснохолмского района на доме, в котором он родился, установлена мемориальная доска.
***
.
Шёл конец декабря 1939 года. В один из дней был получен боевой приказ: звену лейтенанта Алексея Никитина предстояло произвести штурмовку на «чайках» железнодорожной станции Хейниоки. Вместе с Никитиным в воздух поднялись лейтенант Любутин и лейтенант Васильев. У озера Муоланъярви звено обстреляли зенитные батареи противника. Чтобы запутать белофиннов, Никитин начал менять скорость и направление. При подходе к железнодорожной станции Никитин покачиванием с крыла на крыло подал условный сигнал: «Цель вижу, атакую!» Началась штурмовка железнодорожных эшелонов. Лётчики сделали 5 заходов на цель. В результате штурмовки загорелось несколько вагонов, затем начали гореть еще 6 вагонов, и станция окуталась густым дымом.
Однажды командир полка Е.Г. Туренко поставил личному составу части задачу: в течение дня звеньями обеспечить батальону капитана Нетребы прорыв сильно укрепленного участка обороны противника на реке Тайпале-Йоки. Подлетая к «линии Маннергейма», лётчики заметили, что левый фланг её проходит по перешейку между Ладожским озером и озером Сувантоярви. Наши сапёры и понтонёры перебросили через Тайпале-Йоки лодочный десант, а затем под прикрытием артиллеристов и звена истребителей через понтонный мост части устремились вперёд. Звено Никитина беспрерывно патрулировало над местом продвижения батальона капитана Нетребы. Батальон, вырвавшись вперёд, вклинился в финский передний край.
В этот же день Никитин получил новое боевое задание: произвести штурмовку войск и техники противника у деревни Коук-куниеми и восточный берег Сувантоярви. На задание вылетел вместе с Любутиным и Васильевым. После четвёртого захода лётчиков в атаку перешли пехотинцы и освободили деревню.
Так Алексей Никитин со своими боевыми друзьями участвовал в обеспечении прорыва наземными войсками сильно укрепленной обороны противника на реке Тайпале-Йоки, уничтожая живую силу и боевую технику врага. За отвагу и мужество, проявленные в этих боях, А.И.Никитин был награждён медалью «За боевые заслуги».
Великую Отечественную войну Алексей Никитин встретил уже опытным воздушным бойцом в звании старшего лейтенанта, в должности комиссара эскадрильи. 10 августа 1941 года он 7 раз вступал в воздушные схватки с врагом, сбил 2 самолёта лично и 1 в групповом бою.
.
.
За этот подвиг он был награждён орденом Красного Знамени.
В начале сентября 1941 года при патрулировании Алексей Никитин с ведомым Аркадием Быстровым в районе Пушкина встретил 10 вражеских бомбардировщиков «дорнье» и бросился в атаку. Фашистские бомбардировщики, видя, что их атакует всего лишь одна пара советских истребителей, продолжали идти прежним курсом. И жестоко просчитались. Никитин с ходу «срезал» одного фашиста. После этого гитлеровцы решили принять бой. 14 минут длилась воздушная схватка, в которой Никитин и Быстров сбили еще один «дорнье». Не выдержав стремительного удара, остальные вражеские самолёты повернули обратно.
В тот же день комиссар эскадрильи Алексей Никитин, командир звена лейтенант Пётр Исаев и лётчик лейтенант Николай Павлов штурмовали вражеский аэродром Сиверская. Во время штурмовки Никитин лично поджёг 2 самолёта. На обратном пути над линией фронта звено Никитина атаковала шестерка Ме-109. У советских лётчиков после штурмовки не осталось ни одного патрона. Гитлеровцы решили сбить ведущего. На выручку комиссару бросился Пётр Исаев. В это время второй «мессершмитт» прошил очередью «чайку» Алексея Никитина, ранив комиссара в левое плечо. При этом сильно повреждённый мотор истребителя Никитина остановился. Самолёт потерял скорость и стал падать… Но перед самой землёй Никитин всё же сумел выровнять машину и посадить её на краю аэродрома. А через 2 недели, подлечившись, он снова вернулся в строй и вскоре был награждён орденом Красного Знамени.
Много воздушных боёв провёл Алексей Никитин, защищая небо Ленинграда.
.
.
В конце 1941 года Никитин А.И. был представлен к званию Героя Советского Союза. Но наградные документы ходили по инстанциям целый год!
Летом 1942 года фашисты прорвали оборону Юго-Западного фронта. Там сложилась чрезвычайно тяжёлая обстановка. Гитлеровские войска вышли на Дон и устремились к Сталинграду и на Кавказ. Истребительный авиаполк, в котором воевал Никитин, был передан в состав только что образованного Воронежского фронта.
В один из летних дней 1942 года в районе Старого Оскола комиссар эскадрильи Алексей Никитин, ведомый лётчик лейтенант Юрий Камерилов, адъютант эскадрильи капитан Пётр Исаев и его ведомый лётчик лейтенант Николай Павлов вылетели на прикрытие боевых порядков войск на стыке 40-й и 21-й армий. Вскоре они заметили, как над южной окраиной Старого Оскола пролетает «хеншель». Выполнив манёвр, Никитин зашёл противнику в хвост. Тот начал маневрировать, пытаясь оторваться от наседавшего «ястребка». Но Никитин не упустил стервятника. На фюзеляже и кабине вражеского самолёта чёрными точками «нарисовались» пробоины. Потеряв управление, он беспорядочно заштопорил вниз. В это время юго-западнее Старого Оскола на высоте 3 тысячи метров появилась восьмерка Ме-109.
И завертелось воздушное огневое колесо. Атаки следовали одна за другой. Лейтенант Павлов с первой же атаки сверху сбил один Ме-109. Тот задымил и пошёл со снижением к земле. В этот момент пара «мессершмиттов» зашла Павлову в хвост со стороны солнца. Увернувшись от пулемётных трасс врага, Никитин, спасая товарища, атаковал в лоб. Фашист не выдержал и резким поворотом ушёл вниз. В это время Павлов атаковал очередной Ме-109. «Мессер» резким боевым разворотом вышел из зоны огня нашего истребителя, но его ведомый попал под огонь пушек двух других наших «ястребков» и взорвался в воздухе. Оставшиеся «мессершмитты», выйдя из боя, повернули на запад.
Неожиданно на горизонте показались новые тёмные точки. Они быстро приближались с юго-запада. Вскоре уже ясно можно было различить 10 «хейнкелей», шедших под прикрытием четверки Ме-109. Исаев и Павлов связали боем «мессеров», а Никитин и Камерилов устремились к бомбардировщикам. Поймав в прицел камуфлированный фюзеляж «хейнкеля», Никитин открыл огонь по кабине стрелка-радиста. Оранжевое пламя полыхнуло на всю мощь. Вражеская машина пошла к земле.
Но в это время на звено наших истребителей обрушилась четверка «мессершмиттов». Никитин с ходу атаковал ближайший. Тот задымил, но пилот продолжал лететь на подбитой машине. Камерилов с пологого пикирования повёл огонь по недобитому фашисту. Стрелял до тех пор, пока тот не свалился в штопор. Павлов, удачно сделав заход сверху, с первой же атаки сбил еще один вражеский истребитель. Но подбили и самолёт лейтенанта Павлова. Никитин, выручая товарища, снова пошёл в лобовую атаку. И фашист в очередной раз отвернул… Павлов же сумел на повреждённой машине пролететь около 40 километров и совершить посадку поблизости от своего аэродрома.
9 июля 1942 года капитан Никитин в составе десятки истребителей вылетел в четвёртый раз за день на боевое задание. Группу вёл командир полка С.И.Миронов. Только вошли двумя эшелонированными группами, шестеркой и четверкой, в свою зону патрулирования, как на высоте 2 тысячи метров появились 23 вражеских самолёта. 17 «юнкерсов» под прикрытием шестёрки «мессершмиттов» приближались к нашим позициям. Комполка приказал четвёрке Никитина прикрыть атаку сверху, а сам ринулся в бой на врага. Началась настоящая воздушная круговерть. Многих пилотов недосчитались фашисты. Наши же «ястребки» возвратились на свою базу без потерь.
Вскоре за тот боевой вылет и сбитые 2 вражеских самолёта Никитин был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. А в 1943 году на его груди засияла звезда Героя Советского Союза.
***
.
ДЕПУТАТ ЛЕНСОВЕТА
.
Алексей Никитин был не только прекрасным летчиком, но и душевным, обаятельным человеком. По натуре своей скромный, общительный, готовый всегда помочь товарищу, он не терпел разгильдяйства, недобросовестности, зазнайства. Трудные воздушные бои 1940 года закалили характер молодого пилота, принесли ему всеобщее уважение.
.
.
И конечно, не случайно Алексей Иванович был избран депутатом Ленинградского Совета. Опубликованы отрывки из дневника Никитина, в которых он описывает будни летчиков-истребителей. Вот несколько записей:
"18 июля 1941 года. С утра в дежурном звене. Взвилась ракета, и мы пошли в воздух. Осмотрелись — шло около двадцати немецких самолетов. Фашисты заметили нас, стали в круг, ходят друг у друга в хвосте, каруселью. Мы свалились в центр круга. Как шли кулаком, так и начали атаки. Я пристроился к одному "мессершмитту" и дал по нему очередь изо всех пулеметов. Он загорелся.
Подошли ещё наши. Фашисты, надо сказать, огрызались отчаянно. Они изо всех сил старались отбивать наши атаки, нанести нам поражение. Не вышло! Всего было сбито тринадцать немецких машин. Все наши вернулись на аэродром.
23 июля. Комиссар Кирилл Никитич Мурга — крепкий летчик и хороший товарищ. С ним теперь хожу в каждый бой. Когда дерешься рядом с Мургой, сердце радуется — так здорово он бьет фашистов.
Сегодня над нашим аэродромом прошел Ю-88. Мы взлетели и боевым разворотом вышли ему в хвост. Фашист заметил нас, пошел в сторону солнца. Его плохо видно, но мы преследуем. Когда фашист почувствовал, что ему не уйти, он развернулся и пошел на нас, расчищая себе дорогу огнем. Мурга ему в лоб, а я веду атаку сбоку. Всадили по нескольку очередей. Бомбардировщик начал рыскать, где бы сесть, но сесть не пришлось — врезался в землю.
31 июля. Сегодня первый вылет был неудачным. Не догнали фашистов — удрали, едва завидев нас. Вечером, едва мы с Мургой кончили ужинать, как получили приказ вылетать. Набрав тысячу метров высоты, заметили пять бомбардировщиков. Пошли к ним. Они ощетинились, стали отбиваться. Мы подошли ближе, фашисты из кильватера перестроились в пеленг, чтобы дать возможность своим стрелкам отразить наши атаки. Мы атаковали ведущего и правого ведомого. Били их упорно, пока не пустили к земле один "юнкерс".
10 августа. Сегодня что-то особенно много работы. Так и лезут, так и прут непрошеные гости. Ну что ж, встречаем их достойно.
За день сделал семь вылетов. Участвовал в трех воздушных боях. Сбил еще один самолет. Это у меня пятый по счету.
В очередной вылет шел с Мургой. Точно прибыли к месту схватки. Фашистов было штук двенадцать. Против них дрались два наших летчика. Долго думать в таких случаях не приходится — присоединились к своим и повели бой всей четверкой. Пришлось трудно. Ведь их втрое больше. Я атаковал одного и заложил ему крепкую очередь. Он задымил. Только я развернулся, чтобы ударить его снова, как вижу одного нашего клюют три "мессершмитта". Наш летчик отбивается. Я подошел, рубанул сверху по ведущему самолету. Он сразу в переворот. Этого мне только и надо было. Хорошая очередь—и он вспыхнул.
Когда кончился бой, мы распрощались с товарищами — покачали друг другу крыльями и пошли по домам.
Идем с Мургои, под нами красавец Ленинград. Как не гордиться тем, что тебе поручено оберегать этот город! И я изо всех сил стараюсь, чтобы не допустить к родному городу ни одной фашистской гадины".
Спокойный, деловой тон дневника свидетельствует о сильном характере летчика, о его скромности. Все, описанное им, выглядит как обычная, ратная, повседневная работа. Умалчиваются опасности полетов, пережитые волнения, рискованные маневры. Читая записи Никитина, об этом можно лишь догадываться!
Его друзья-однополчане высоко ценили мастерство командира звена, выполнявшего самые сложные боевые задания. В наградном листе на присвоение Никитину звания Героя Советского Союза приводится такой эпизод: "4 сентября, прикрывая в паре свои войска в районе г. Пушкина, повстречал семь бомбардировщиков ДО-215. После первой атаки, самолет товарища был подбит. Никитин, оставшись один, смело атаковал одного ДО-215 и сбил его.
Остальные бомбардировщики, рассыпавшись, стали уходить с поля боя. Преследуя еще одного ДО-215 далеко за линию фронта, вогнал его в землю вместе с бомбами".
Так делами своими, подвигами Алексей Никитин оправдывал почетное звание депутата Ленсовета. О его боевых успехах писали газеты, сообщало ленинградское радио. Из-за особых фронтовых условий ему не доводилось в эти тяжелые месяцы обороны города выступать перед избирателями. Но он был каждый час с ними, а ленинградцы, слушая фронтовые сводки, гордились своим депутатом.
.
.
Проявив себя искусным воздушным бойцом в начале войны в ленинградском небе, Алексей Иванович не покидал штурвала самолета до разгрома гитлеровских войск в Берлине. Герой Советского Союза Никитин командовал эскадрильей и за многие подвиги был награжден еще орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и многими медалями.
Его именем названа одна из улиц в городе Красный Холм.
.
Источники:
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Изначальную информацию предоставил Михайлов Дмитрий Владимирович  
Карта сайта Написать Администратору