Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Сафронов Сергей Иванович

Выпускник 1952 года
.
Сафронов Сергей Иванович родился 25 марта 1930 года в городе Гусь-Хрустальный Ивановской Промышленной (ныне Владимирской) области.
После восьмого класса он перешел в школу рабочей молодёжи и стал трудиться электриком на фабрике. В вечерней школе он познакомился со своей будущей женой Анной, а после 10 класса поступил в лётное училище в городе Борисоглебске.
Окончил Борисоглебское авиационное военное училище лётчиков имени В.П. Чкалова в 1952 году. Проходил службу в 764-м истребительном авиаполку (5-я армия ВВС и ПВО). По прибытии в часть молодых лейтенантов отправили в Туркмению в г. Кизил-Арват для переучивания. После годичного обучения Сафронов Сергей приехал в отпуск, сказал, что будет служить в г. Перми. Из отпуска вернулся с молодой женой Анной Васильевной. Через два года после женитьбы в семье родился сын Александр.
Погиб 1 мая 1960 года около города Дегтярск Свердловской области) – лётчик, старший лейтенант. Лётчик 764 истребительного авиационного полка с 1952 года.
Награждён орденом Боевого Красного Знамени (07.05.1960). Почётный гражданин города Дегтярска.
***
.
Из воспоминаний Беликова Ю.Н.
.
"...САФРОНОВ. В Борисоглебском училище мы учились в одном классном отделении. Он был спокойным, несколько провинциальным парнем.
Первомайские праздники 1960 года мы встретили на стрельбах на полигоне, там же вылетали ночью на Су-9. 30 апреля 1960 года сидели на открытой веранде ресторана в старом красноводском морском вокзале и пили шампанское. Чёрная ночь. Жаркий воздух, близость моря, запах нефти, заунывная туркменская музыка. На этом экзотика заканчивалась, а шампанское продолжалось. Чуть ли не под утро, отшагав по шоссе километров пять через пустыню, возвращались в гостиницу. А в 6 часов – сирена! Тревога! Автобус, аэродром и сразу команда: "Надеть высотное снаряжение и занять готовность № 1". Две пары ушли на Мары и Карши. Калитку американскому высотному разведчику захлопнули, а мы просидели до 11 часов и чуть ли не с кожей отдирали высотные костюмы (шёлковое белье-то осталось в гостинице!). А над Уралом разворачивались события, вошедшие в историю. Проскочил мимо цели Игорь Ментюков (ни наводить на такие цели, ни перехватывать их, тем более таранным ударом, тогда ещё не умели). В добросовестности Игоря я ни на секунду не сомневаюсь, впоследствии мы были хорошо знакомы. Зенитчики сбили U-2 Фрэнсиса Пауэрса и начали бить всё подряд, что находилось в тот момент в зоне поражения, а в воздухе как на беду остались два МиГ-19. Ведущий вышел из-под удара, а Сафронову досталась-таки своя ракета. Так и хочется сказать: "Убили ни за что!" Собственно, с этого и началась до сих пор не решённая проблема взаимодействия истребительной авиации и зенитных ракетных войск..."
***
.
Последнее задание
.
1 мая 1960 года во время нарушения американским пилотом-шпионом Паэурсом на самолёте U-2 советского воздушного пространства по тревоге были подняты два истребителя МиГ-19, получившие приказ не допустить американца к Москве. Ведущим в этой паре был заместитель командира эскадрильи капитан Борис Айвазян, ведомым — лётчик старший лейтенант Сергей Сафронов, которые несли в это время боевое дежурство на военном аэродроме.
В результате несогласованности советских ракетчиков (новые зенитные комплексы недавно поступили на вооружение) самолёт Сафронова, шедший на высоте 11.000 м был принят за U-2 и поражён ракетой ЗРК С-75. Сергей Сафронов получил смертельные ранения. Пилот второго истребителя ведущий пары Айвазян резко спикировал вниз, и благодаря этому ему удалось выжить.
Последующее расследование установило, что ответчик системы распознавания «свой-чужой» на самолёте Сафронова был включён, но сама система не была задействована наземными службами ПВО. Причиной гибели лётчика послужила плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО. Начальники родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный пункт. ГКП, в свою очередь, не информировал об обстановке командиров частей и соединений. В 57-й ЗРБ не знали о нахождении истребителей в воздухе. Поэтому был сбит самолёт Сафронова с включённым ответчиком.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года старший лейтенант С.И. Сафронов награждён орденом Красного Знамени (посмертно). .Обстоятельства гибели пилота в Указе не сообщались. Сведения оставались засекреченными вплоть до Перестройки.
Подробности воздушной баталии над Уралом изложены в статье Анатолия Докучаева: http://nvo.ng.ru/history/2002-05-17/5_ural.html
***
.
Памяти лётчика-истребителя Сергея Сафронова посвящается
.
60 лет назад, 1 мая 1960 года, в 5 часов 30 минут по московскому времени американский самолёт-разведчик U-2, которым управлял Фрэнсис Пауэрс, вторгся на территорию Советского Союза. По заданию, он должен был пролететь через Аральское море, Свердловск, Киров и Мурманск до базы Буде в Норвегии, фотографируя с высоты в 20 тысяч метров советскую инфраструктуру. Многие советские самолёты в то время еще не могли подняться на такую высоту. И американцы этим пользовались. Тем не менее незваного гостя засекли сразу, как только он пересёк границу, но остановить его не получалось до самого Свердловска. Здесь навстречу шпиону отправили два истребителя МиГ-19. Ведущим в паре был капитан Борис Айвазян. Ведомым - лётчик Сергей Сафронов.
.
- В то время МиГ-19 был современным истребителем, но он не мог подняться на высоту в 20 километров, чтобы перехватить самолет, - объясняет Николай Тимофеев, командующий 4-й отдельной армии противовоздушной обороны (1990-1995 годы). - Решение поднять из дежурного звена в Перми два истребителя было принято на тот случай, если U-2 сманеврирует по высоте или опустится.
Пауэрс вошел в зону поражения 2-го зенитного ракетного дивизиона на Урале. Первая же ракета попала в цель, однако понять это военные смогли лишь через 28 минут, когда увидели спускающегося на парашюте американца. А до той поры они продолжали атаковать. К несчастью в это же время в воздухе находились и два МиГ-19 - Айвазяна и Сафронова.
- Они зашли в зону поражения зенитно-ракетных войск, - говорит Николай Тимофеев. - Сначала была команда увести и посадить их в Перми, а потом - развернуть и посадить в «Кольцово». Айвазян успел спуститься, а Сафронов нет. Ракетный дивизион открыл по нему огонь по ошибке.
.
Подбитую машину понесло на Дегтярск... Небольшой уральский город Дегтярск праздновал Первомайскую демонстрацию. По улицам шумно шли колонны рабочих и школьников. Вдруг в небе раздается жуткий гул. А следом, разрезая облака, появляется истребитель МиГ-19, охваченный пламенем.
- Мне тогда было всего 10 лет, но я помню, как все смотрели вверх, - вспоминает Татьяна Свистова, участница той демонстрации. - Самолёт пролетел над нами буквально на высоте пятиэтажного дома. Видно было хорошо днище самолета, а от хвоста шёл дым. Всё так быстро произошло, мы даже испугаться не успели. Он запросто мог упасть на город, но спасибо тому человеку, который был за штурвалом, самолёт пролетел дальше и рухнул уже за городом.
- Моя школа тогда по оценкам на первое место вышла, поэтому наша колонна на первомайской демонстрации шла впереди, - вспоминает Зайтуна Матазова, жительница Дегтярска. - И вдруг все задрали головы, остановились и стали смотреть. В небе летели два самолёта, казалось, между ними идёт перестрелка. Потом рядом с одним из самолётов что-то вспыхнуло и он начал резко падать.
Когда МиГ-19 Сергея Сафронова пролетел над городом и разбился неподалеку от Дегтярска, все колонны первомайской демонстрации рассыпались. И взрослые, и дети побежали к месту крушения.
- Я по дороге домой за мамой забежала, - говорит Зайтуна Матазова. - Смотрю, а она забралась на печь и лежит, спряталась - пока мы бежали, почти сразу столько вертолётов налетело, да так низко они кружили, что мама испугалась сильно. Когда мы с нею дошли до места падения, военные уже все оцепили и никого не подпускали, собирали остатки самолёта.
.
Сам пилот Сергей Сафронов погиб. Его нашли на одном из соседних деревьев - стропы парашюта зацепились за ветки.
- Сергей Сафронов управлял самолётом до последнего, - рассказывает Елена Борисова, руководитель поискового отряда «Рокада» в Дегтярске, разбиравшегося в обстоятельствах катастрофы. - Катапульта сработала автоматически, когда самолет ударился о землю. Его товарищ, Николай Горлов приезжал за его телом и рассказывал, что он был, «как кукла», позвоночник просто рассыпался.
.
О том, что упавший под Дегтярском самолёт преследовал шпиона Пауэрса тогда знали все жители Дегтярска. После поимки американского лётчика рядом со Свердловском разразился настоящий международный скандал, о котором советские газеты говорили без умолку. Однако о том, что самолёт Сафронова по ошибке был сбит своими же, в газетах тогда не освещалось. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени, но в Указе не уточнялась причина гибели пилота. До «перестройки» о том, что случилось на самом деле знали только его сослуживцы и жена.
.
Похоронен Сергей Сафронов на Егошихинском кладбище Перми.
Подвиг Сергея Сафронова помнят. После того, как в 90-е выяснилось, что он фактически ценой своей жизни спас город от катастрофы, благодарные жители Дегтярска поставили ему памятник.
 
***
Память
.
1 мая 2007 года на стоянке дежурных сил 764-го истребительного авиационного полка Сафронову С.И. была открыта памятная стела.
.
1 мая 2010 года одному из самолётов МиГ-31 авиационного гарнизона «Сокол» ВВС России присвоено имя Сергея Сафронова.
.
.
В городе Дегтярске Свердловской области проводится легкоатлетический пробег, посвящённый подвигу лётчика. В городском парке установлен памятник лётчику.
.
В городе Пермь в мае 2019 года в честь летчика была названа улица..
.
Источники:
Википедия
Изначальную информацию отыскал Чеботарев Родион Викторович
Сведения для дополнения страницы прислал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору