Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Аблязовский Николай Всеволодович

Выпускник 1925 года
.
Лётчик-испытатель
.
Аблязовский Николай Всеволодович родился 4 января 1899 года.
В 1925 году окончил Борисоглебскую ВШЛ. 
С 193? — лётчик-испытатель НИИ ГВФ. Участвовал в испытаниях «Сталь-6».
Погиб 29 ноября 1935 года при выполнении испытательного полёта на самолёте ЗИГ-1 (ПС-89).
Проектирование двухмоторного пассажирского самолёта на 14 мест в 1933 году было поручено французскому конструктору А. Лявилю, работавшему тогда в НИИ ГВФ. Производство предусматривалось на ремонтном авиазаводе ГВФ № 89, ненадолго получившем имя А.З. Гольцмана (ЗИГ) в память о старом большевике, первом начальнике ГУ ГВФ, погибшем 5 сентября 1933 в авиакатастрофе самолёта Р-6 под Лопасней (ныне г. Чехов) вместе с начальником ГУ АП НКТП П.И. Барановым. Из-за последовавшего в 1937-1938 гг. причисления Гольцмана к заговорщикам его останки были извлечены из могилы у Кремлёвской стены и сожжены, прах развеян по ветру, а имя надолго исчезло из истории авиации.
К весне 1935 г. самолёт вывели на аэродром и начали его испытания. К этому времени Лявиля заменил инженер А.В. Кулев. Заводские испытания шли успешно, но в последнем полёте перед сдачей на госиспытания 29 ноября из-за разрушения в полёте горизонтального оперения произошла катастрофа. Предположительной причиной сочли бафтинг (автоколебания хвоста), вполне возможный в низкопланной схеме, но отмечались и производственные дефекты в клёпке узлов стабилизатора. По одним источникам произошло это на высоте 50 м при планировании на посадку, но наиболее убедительна версия М.Л. Галлая:
«Пассажирский опытный самолёт ЗИГ-1 заканчивал программу лётных испытаний. Одно из последних заданий заключалось в серии пролётов на высоте 80-100 м над специально размеченным участком – так называемой «мерной базой». Каждая последующая пара пролётов отличалась от предыдущей некоторым увеличением скорости, вплоть до последней, наибольшей, которую сумеет развить самолёт при работе моторов на режиме полной мощности. И вот дело дошло до этих последних заходов. Лётчик-испытатель Аблязовский издалека развернулся в сторону мерной базы и перевёл сектора управления моторами в положение «полного газа». Для ускорения он чуть-чуть снизился – «прижал» машину, – самолёт понёсся вперед, с каждой секундой увеличивая скорость, и вдруг… разрушился в воздухе.» Часть самолёта упала на территории плодоовощного комбината у Хорошевского шоссе.
В катастрофе погибли: командир экипажа Н.В. Аблязовский, 2-й пилот Г.В. Жиркович, ведущий инженер НИИ ГВФ И.Д. Меламед, бортмеханик Н.С. Смирнов, начальник опытного цеха а/завода N 89 А.Н. Сперанский, инженер-конструктор этого самолёта А.В. Кулёв.
Однако, самолёт показался настолько удачным, что испытания решили закончить на дублёре, а заложенную серию из шести машин – достроить. Эти 7 ПС-89 в предвоенное время несколько лет успешно использовались в ГВФ для регулярных пассажирских перевозок на линии Москва-Симферополь и других, налетав по несколько тысяч часов.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору