Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Пристром Евгений Степанович

Выпускник 1925 года
Генерал-майор авиации (01.03.1946)
.
.
Пристром Евгений Степанович родился 21 февраля 1903 года в селе Катынь Смоленского уезда Смоленской губернии Российской империи (ныне Смоленского района Смоленской области). По национальности русский.
Член ВКП(б) с 1940 года.
.
В рядах РККА с 5 мая 1919 года.
В 1925 году окончил 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного Флота в г. Борисоглебске.
С 1934 года - в системе школьного военного обучения.
В предвоенное время и в годы Великой Отечественной войны занимал должности, связанные с подготовкой лётного состава.
Первый начальник Омской авиашколы: 31.03.1940 - 06.01.1942, 06.07.1946 - 20 02.1954.
С апреля 1943 года - начальник Краснодарского объединённого авиационного училища. Был начальником училищ Омского, Краснодарского и снова Омского.
.
Награждён орденом Ленина (21.02.1945), орденом Красной Звезды (02.08.1944), двумя орденами Красного Знамени (03.11.1944; 20.06.1949), медалями «За оборону Кавказа» (01.05.1944),  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
.
Воинское звание: генерал-майор авиации (01.03.1946).
.
.
Умер 5 мая 1986 года в г. Воронеже.
.
 
.
Брат Пристром Михаил Степанович - генерал-майор технических войск, начальник управления передвижения войск (1947-1954 гг.) Умер в 1958 г. в г. Горьком.
***
.
История создания Омской школы пилотов
.
01.05.1940 в Омске была сформирована авиашкола, получившая наименование «Омская школа пилотов». Она начала своё формирование 15.04.1940. Для её дислокации было выбрано место на левом берегу реки Иртыш, на юго-западе от города Омска.
Школа формировалась на базе 52-й авиационной бригады по штату в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом школы стрелков-радистов.
Общее количество лично состава было определено следующее:
1. начальствующего состава – 280 человек;
2. младшего начальствующего состава – 157 человек;
3. рядового состава – 166 человек;
4. курсантов – 830 человек.
Итого: 1433 человека.
.
Основой для формирования являлись:
- по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;
- по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса;
- по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.
Начальником авиашколы был назначен полковник Е.С. Пристром, военным комиссаром – бригадный комиссар И. Кобякин, начальником штаба – полковник А.П. Лонский, помощником начальника школы по технической эксплуатации – военинженер 2-го ранга Г.П. Добровольский.
От 52-й авиационной бригады школе остались трёхэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того, железнодорожная ветка, подведённая к аэродрому, и самолёты марки У-2 и Р-5.
В марте 1940 года распоряжением командующего ВВС СибВО генерал-майора Погребова, командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы, в количестве 320-ти человек для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов.
Из состава бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке – капитан Муратович, комиссар курсов – старший батальонный комиссар Святковский, командир учебных рот – старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Фёдоров.
12.04.1940 в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП – полковник Е.С. Пристром.
Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий лётчиков, одной запасной роты, группы стрелков-радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый – на бомбардировщиках СБ, второй - на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учёбы на СБ; запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко.
17.05.1940 авиашколе было присвоено наименование – Омская военная авиационная школа пилотов. День годового праздника был установлен 1 мая.
Для комплектования авиационной эскадрильи за период с 06.12.1940 по 01.02.1941 прибыло 178 человек. Из них 16 человек было отчислено медицинской комиссией, мандатной комиссией 24 человека, зачислено в школу 138 человек. Зачисленные курсанты имели уровень образования в объёме: 10 классов – 16 человек, 9 классов – 44 человека, 8 классов – 39 человек, 7 классов – 39 человек. Прибывшие в школу молодые люди окончили следующие аэроклубы: Омский – 37 человек, Тюменский – 4 человека, Барнаульский – 7 человек, Красноярский – 21 человек, Черногорский – 32 человека, Канский – 3 человека, Анжеро-Судженский – 26 человек, Кемеровский – 1 человек. Семь человек были призваны через районные военные комиссариаты. Возраст поступающих был от 16-ти до 25-ти лет. По национальности большая часть – 127 человек – были русские, 3 человека – украинцы, 5 человек – белорусы, 2 человека – татары и 1 – хакас. Аналогичная социально-демографическая картина была и в других наборах.
В период с 1 февраля по 1 апреля 1941 года в школу прибыло 199 человек, из них было зачислено – 138 человек.
В период с 1 мая по 20 мая 1941 года прибыло 295 человек, было зачислено 276 человек.
С 22 мая по 2 июня 1941 года прибыло ещё 110 человек, из которых зачислено было 103 человека.
Период становления Омской ВАШП, как и для других авиационных школ и училищ, был достаточно трудным. В наличии имелись самолёты СБ - 32, из них 16 исправных, Р-5 - 47, из них 42 исправных, У-2 - 47, из них 37 исправных, УТ-1 - 8, из них 1 исправный. Исправных самолётов было всего 71% от общего числа всех самолётов школы. При этом, если учебных У-2 было 89% исправных, то самолётов боевых (СБ), более сложных в пилотировании, – всего 50%. К тому же у исправной техники на момент проверки был серьёзно выработан технический ресурс. При этом серьёзные замечания были и по её техническому состоянию: «почти на всех самолётах разбиты фонари кабины, неточно отрегулированы троса триммеров и нет отметок центрального положения триммеров, на целом ряде самолётов в местах крепления капотов отсутствуют шурупы» и т.п. Большое количество неисправных самолётов объяснялось отсутствием запасных деталей к самолётам и моторам. Также на исправность техники влияла работа технического состава, который медленно осваивал полевой ремонт.
Обучение в Омской ВАШП изначально было рассчитано на 11 месяцев. Выпуск планировался к 1 января 1941 года.
Как и в других авиашколах, в Омске курсанты изучали конструкцию самолёта, мотор, теорию полётов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом подготовки.
Уже в конце мая 1940 года первые курсанты, успешно сдавшие зачёты по теоретическому курсу, приступили к учебным полётам на самолёте У-2.
.
.
Освоив пилотирование простой авиационной техники (У-2), курсанты переходили к освоению более сложной техники – скоростного бомбардировщика марки СБ.
.
Выполнению графика лётной подготовки мешала сибирская погода. Например, за декабрь 1940 года было всего 11 летных дней. Остальные дни было невозможно использовать из-за сильных ветров и морозов, а иногда по нескольку дней приходилось очищать лётную площадку от снега. Все это затрудняло осуществление качественной подготовки курсантов.
Несмотря на все трудности, 28.02.1941 Военно-воздушные силы получили молодых пилотов – выпускников Омской ВАШП.
Весной 1941 года из боевых частей стали поступать положительные отзывы о лётчиках первого выпуска.
К июню 1941 года школа выпустила несколько десятков авиационных специалистов для нужд ВВС.
.
Чтобы понять, какие качества и умения особенно требуются лётчику на войне, офицеры школы часто отправлялись на стажировку в действующие части. Многие привозили оттуда боевые награды. И потом передавали полученный боевой опыт курсантам.
За 1941 год школа подготовила и послала на фронт тысячу сто шестьдесят два пилота. А всего за годы войны более двух тысяч пятисот лётчиков на самолёты СБ, Пе-2, Ту-2. Из них 35 за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза.
На базе школы сформированы и отправлены на фронт 671, 677, 680, 683 авиационные полки, 12 экипажей самолёта Р-5, проходили переучивание 12, 13, 132 авиационные полки.
До того времени как была сформирована авиакомендатура, школа обеспечила оперативный перелёт на запад 720 самолётов.
09.10.1945 школа переименована в Омское военное авиационное училище лётчиков ВВС КА. В послевоенные годы Омское училище готовило лётчиков на самолётах Пе-2, а с 1951 г. на ИЛ-28.
Училище расформировано 01.12.1960.
***.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Дополнения для страницы собрал собрал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору