Ашитков Григорий Алексеевич
Выпускник 1933 года
Лётчик-испытатель, подполковник (1943)
.
.
Ашитков Григорий Алексеевич родился 25 февраля 1908 года в селе Еропкино Орловского уезда Орловской губернии Российской империи (ныне Свердловского района Орловской области). По национальности русский.
В 1923-1924 гг. работал ремонтным железнодорожным рабочим на станции Еропкино, в 1924-1929 гг. – забойщиком на шахте в Донбассе.
.
В Красной Армии с мая 1930 года Призван Бауманским РВК города Москвы.
В 1931 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1933 году – Борисоглебскую ВАШЛ.
.
.
Член ВКП(б).
С февраля 1933 по ноябрь 1937 года на лётно-испытательной работе в НИИ ВСС (легкобомбардировочная аэ).
С ноября 1937 по июнь 1941 г. – лётчик-испытатель Научно-испытательного полигона авиационного вооружения (г. Ногинск).
.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 года – командир авиаэскадрильи 410-го бомбардировочного авиационного полка (Западный фронт). Совершил 15 боевых вылетов на Пе-2.
С августа 1941 по ноябрь 1945 г. – вновь на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (3-й отдел, с августа 1944 – 4-й отдел). Провёл госиспытания Не-111Н-6 (1943), B-25D (1944), участвовал в облёте A-20G и Пе-2И.
С 14 октября 1944 года находился в командировке в 4-м гвардейским авиационном корпусе дальнего действия, штаб которого располагался в городе Умань (Черкасская область, Украина). В составе бригады ГК НИИ ВВС проводил обучение лётного состава полётам на американских бомбардировщиках B-25J (оборудованных автопилотом и прицелом «Норден»).
3 декабря 1944 года при перегонке трофейного бомбардировщика Do-217 совершил вынужденную посадку.
В районе Винницы была плохая погода (облачность 10 баллов, высота облачности – 20-50 метров, видимость – 600 м), самолёт снизился до бреющего полёта и пытался найти аэродром. По свидетельству Ашиткова в это время у него отказал указатель скорости и авиагоризонт, пилотирование осуществлялось по курсоуказателю «Пионер». В сложившихся условиях было принято решение о посадке в поле с выпущенными шасси.
При заходе на посадку внезапно упала тяга моторов, самолёт зацепился за деревья опушки леса, ударился левым крылом о землю и разбился в 12 километрах южнее города Калиновка. Г.А. Ашитков получил перелом обеих ног и ранение головы, ведущий инженер М.В. Шихалеев – перелом обеих ног и ранение груди, ведущий инженер К.И. Романов и штурман-испытатель Н.М. Филиппов погибли.
С ноября 1945 года в отставке.
.
Жил на станции Чкаловская (ныне – в черте города Щёлково) Московской области.
Умер 7 июля 1977 года.
.
Награждён двумя орденами Красной Звезды (27.05.1939; 06.11.1945), орденом Красного Знамени (25.03.1944), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
.
Источники:
Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа"
ОБД Мемориал
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
|