Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ведмеденко Николай Никитович

Выпускник 1930 года
.
.
Ведмеденко Николай Никитович родился  2 октября 1903 года в с. Липовый Рог Ржищевской волости Киевского уезда Киевской губернии (ныне Мироновского района Киевской области Украины) в семье рабочих. По национальности украинец.
.
В Красной Армии с 18.11.1923. Добровольно вступил в 133 стрелковый полк г. Киева. Призван Ржищевским РВК Киевская область Украинская ССР. В 1930 году окончил Борисоглебскую ВШЛ.
Член ВКП(б) с 1928 года.
.
Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года.
С ноября 1942 года - командир 24-го минно-торпедного авиационного полка 5-й авиабомбардировочной бригады ВВС Северного Флота, подполковник.
.
Погиб 16 марта 1943 года при выполнении боевого задания.
Первичное место захоронение - п. Ваенга Мурманской области. Перезахоронен в Мурманской области, г. Североморск, гражданское кладбище, воинский участок, 1 стела, могила 37.
.
Жена Гапоненко Тамара Александровна, дочь. Семья проживала в г. Чкалов, ст. Дунгусская.
.
Награждён орденом Красной Звезды (22.02.1938) и посмертно орденом Отечественной войны I степени (26.03.1943).
.
Из книги Минакова Василия Ивановича "Гневное небо Тавриды":
.
...16 марта радиостанция штаба военно-воздушных сил приняла донесение самолёта-разведчика: у мыса Маккаур обнаружен конвой противника. Через несколько минут торпедоносцы были в воздухе. Экипажи командира 24-го авиаполка подполковника Ведмеденко, заместителя командира эскадрильи капитана Громова и командира звена старшего лейтенанта Шкарубы взяли курс к вражеским берегам. За ними шли шесть самолётов Пе-3 — они выполняли обязанности истребителей прикрытия.
Более часа летели над беспокойным Баренцевым морем. Хмурое небо, снежные заряды... Однако опытный Николай Никитович Ведмеденко (бывший наш командир полка на "тихом" Дальневосточном фронте) уверенно вывел группу в район поиска и первым обнаружил цель. Два транспорта гитлеровцев крались вдоль берега, тщательно маскируясь фоном заснеженных скал. Со стороны моря их прикрывало восемь боевых кораблей...
Ведмеденко подал сигнал "Атака" и устремился на сближение. Ведомые моментально заняли места в боевом строю "фронт". Сторожевики и береговая артиллерия немцев открыли ураганный огонь. Сплошная завеса из черных разрывов закрыла видимость торпедоносцам. Мужественные экипажи упорно пробивались к цели. Истребители сопровождения обрушили огонь на палубы кораблей. Свинцовый ливень хлестал по зениткам, разгоняя и расстреливая прислугу...
Торпедоносцы выдерживали боевой курс. Повреждён мотор и отбита часть киля на самолёте Громова. Прострочены пулемётным огнём крылья машины Ведмеденко. Выбито из-под моторной гондолы шасси у Шкарубы...
Ведмеденко с Громовым шли на крупный головной транспорт. Штурман ведущего Ларин впился взглядом в прицел...
Залп!
Тут же сбросил торпеду и Сидоровский. Опытные лётчики пронеслись у самого форштевня, на высоте борта транспорта, ошеломлённые гитлеровцы не смогли их достать пулемётным огнём. Выполняя противозенитный маневр, оглянулись: два взрыва!
Транспорт переломился, стал быстро оседать. Через несколько минут на его месте осталось лишь облако дыма и пара.
Транспорту, атакованному Шкарубой, удалось уклониться. На торпедоносце были повреждены рули, и он не смог вовремя довернуть на уходящий из прицела борт.
Израненные самолёты тянули к своему берегу. Грозное море клокотало внизу, лохмотья туч проносились над гребнями волн. При входе в Кольский залив окунулись в сплошную пелену снежного заряда. Потеряли из виду летящие впереди Пе-3. Чтобы не столкнуться друг с другом, разошлись по сторонам. Громов на мгновение увидел клочок родной земли, сориентировался. Почти вслепую пришёл на свой аэродром, искусно произвёл посадку под снегом и ветром. Следом приземлился Шкаруба, затем истребители...
Ведмеденко чуть запоздал. Поле закрыл большой снежный заряд. Машина кружилась над ним более часа, не видя даже огней прожекторов. Выжидать дальше было бессмысленно. В таких случаях экипаж имеет право покинуть самолёт на парашютах. Но на это Ведмеденко пойти не мог...
Он взял курс на остров Кильдин. Привёл избитый самолёт к маленькой площадке, вовсе не предназначенной для посадки таких машин. В конце пробега самолёт вкатился в глубокий снег и скапотировал. Кабину лётчика плотно придавило к земле, Ведмеденко повис на привязных ремнях головой вниз. Тяжёлую машину быстро поднять не удалось, Николай Никитович от кровоизлияния в мозг умер.
.
Источники:
Общедоступный электронный банк документов "Подвиг народа"
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Дополнения для страницы собрал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору