Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Реутов Григорий Филиппович

Выпускник 1930 года
.
.
Реутов Григорий Филиппович родился 11 ноября 1903 года в д. Макаровка Горецкой волости Горецкого уезда Могилёвской губернии Российской империи (ныне Горецкого района Могилёвской области Республики Беларусь). По национальности белорус. Социальное положение и происхождение - служащий из рабочих.
Член ВКП(б) с 1938 года. Женат.
.
В рядах РККА с ноября 1925 года.
В декабре 1928 года зачислен курсантом военно-теоретической школы Красного Воздушного Флота в г. Ленинграде.
С декабря 1929 по январь 1930 года обучался во 2-й военной школе лётчиков в г. Борисоглебске. После окончания программы лётной подготовки 08.12.1930 направлен в военную школу морских лётчиков в г. Севастополе. Окончил обучение в мае 1931 года и назначен младшим лётчиком 51-го отдельного авиационного отряда ВВС Балтийского моря.
.
Прохождение службы:
.
.
Участник Великой Отечественной войны с 25.09.1941 в должности командира 64-й морской разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота (по данным наградного листа с 22.06.1941).
30.05.1942 командира 64-й авиационной эскадрильи ВВС ЧФ майор Реутов Г.Ф. представлен к награде.
.
 
.
"...В битве за Ленинград зловещую роль играл немецкий аэродром близ эстонского города Раквере. Здесь базировались тяжелые немецкие бомбардировщики «Хейнкель 111», наносившие большой урон нашим войскам. Они летали только в сопровождении новейших истребителей «Фокке-Вульф 190». Аэродром построили с целью уничтожить Ленинград, а в случае прорыва блокады он должен был стать своего рода «воздушным замком» на пути наших войск на Запад...
...25 февраля 1944 года для выполнения атаки аэродрома командир 35-го штурмового авиационного полка майор Акаев назначил в полёт пять экипажей. Поскольку задание было очень серьёзным, решено было вместо воздушных стрелков взять штурманов и одного воентехника. Ведущим группы был сам командир. Обязанности воздушного стрелка у него выполнял штурман полка капитан Александр Фролович Трохачев. Второй экипаж составляли: зам. командира полка, он же командир 1-й эскадрильи, майор Григорий Филиппович Реутов и штурман эскадрильи лейтенант Михаил Семенович Онуфриенко. Третий экипаж - лейтенант Константин Николаевич Голиков и штурман звена младший лейтенант Алексей Федорович Логвинов. Четвертый экипаж - летчик 2-й авиаэскадрильи младший лейтенант Владимир Семенович Давиташвили и штурман этой эскадрильи, лейтенант Александр Тимофеевич Шутько. Пятый экипаж - летчик 2-й авиаэскадрильи, младший лейтенант Николай Гаврилович Никулин и воентехник этой же эскадрильи младший лейтенант Михаил Иванович Новоселов. Задание было спланировано четко: атаковать цель со стороны Финского залива с одного захода курсом 160 градусов. Этим же курсом - отрыв от цели. Метеообстановка: облачность 6-7 баллов. Высота 500 метров. Стремительно атаковать, внезапно вынырнув из облаков, и выйдя из пике, тут же перейти на бреющий полет. В с переднего аэродрома в Капорье пятерка могучих «Илов», ведомых Акаевым, взмыла в небо и легла курсом на цель. Сопровождали пятерку восемь истребителей Як-9 из 12-го истребительного разведывательного полка. В точно вышли на цель. В момент атаки «заговорили» фашистские «Эрликоны», налетели «Фоккеры». Истребители в сопровождении Як-9 тут же ввязались в бой и при нанесении «Илами» ракетно-бомбового удара оказались над облачным массивом. Удар по аэродрому получился молниеносным, ошеломляющим, мощным. То был жестокий, беспощадный бой. Взрывы невиданной силы сотрясали землю. Взрывные волны достигали «Илов». Некоторые были изрешечены зенитками и рассыпались в воздухе, как головешки. С земли их беспрерывно били «Эрликоны». Они не сбавили огонь и тогда, когда начались поединки израненных «Илов» с «Фокке-Вульфами», и обе стороны одинаково страдали от разрывов зенитных снарядов. Казалось, в небе стало тесно. Подбитые или таранившие друг друга самолеты вспыхивали, как бенгальские огни, и тотчас устремлялись вниз, волоча за собой хвост огненной кометой, обращающейся в черный шлейф дыма... А там, внизу, все горело... Полыхало... Сотрясалось... Аэродрома больше не было - сплошное бушующее пламя. Неприступный фашистский аэродром стратегического назначения был стерт с лица земли. Сильный заградительный огонь зенитных установок и навалившиеся сверху «Фоккеры» уничтожили все «Илы». Самолет командира, загоревшись, в момент штурма упал в районе аэродрома... Чудом остались в живых только два летчика - майор Реутов и младший лейтенант Давиташвили. Они попали в плен, из которого были освобождены в 1945 году..." 
.
26 февраля 1944 года командир 1-й эскадрильи 35-го шап ВВС Краснознамённого Балтийского флота майор Реутов Григорий Филиппович на самолёте Ил-2 (в составе экипажа штурман эскадрильи лейтенант Михаил Семенович Онуфриенко 1910 г.р.) не вернулся с боевого задания по нанесению удара по аэродрому близ эстонского города Раквере, был сбит огнём зенитной артиллерии противника, числился пропавшим без вести.
Был исключён из списков частей ВВС ВМФ приказом УКОС ВМФ № 070 от 24.03.1944. Впоследствии пункт приказа в отношении майора Реутова Г.Ф. отменён приказом УКОС ВМФ № 0242 от 27.09.1944.
.
Жена Реутова Елизавета Ивановна, сын Леонид 1932 г.р. и дочь Лариса 1943 г.р. проживали в г. Саранске Мордовской АССР по адресу ул. Советская д. 441 кв. 19.
В действительности майор Реутов Г.Ф. попал в немецкий плен и находился в нём до 23.02.1945. После освобождения из плена с 29 07.1945 по 24.08.1945 проходил специальную проверку в 28-м запасном стрелковом полку 12 стрелковой дивизии.
В дальнейшем продолжал служить в рядах ВС СССР.
12.06.1948 подполковник Реутов Григорий Филиппович уволен в запас.
.
Награждён двумя орденами Красного Знамени (09.08.1942, 05.11.1946), орденом Красной Звезды (30.04.1945), медалями «За оборону Севастополя» (20.12.1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (15.09.1945) и другими.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Помощь в поиске сведений оказал Байбаков Владимир Владимирович
Карта сайта Написать Администратору