Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кралин Михаил Алексеевич

Выпускник Борисоглебского аэроклуба 1938 года (весна 1938 года)
Выпускник Борисоглебской ВШЛ 1941 года
.
.
Кралин Михаил Алексеевич родился 2 ноября 1914 года на хуторе Алексиков Михайловского юрта Хоперского округа Области Войска Донского Российской империи (ныне Алексиково узловая железнодорожная станция Приволжской железной дороги в рабочем посёлке Новониколаевский Волгоградской области). По национальности русский.
.
Первый раз призван на срочную военную службу 17.11.1933  Борисоглебским РВК Воронежской области.
Курсант-пилот первого набора 1937 года Борисоглебского аэроклуба, закончил обучение весной (в марте) 1938 года.
Повторно призван Борисоглебским РВК Воронежской области 01.09.1940. Поступил в Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу им. В.П. Чкалова, которую окончил в 1941 году. Выпущен в звании сержант.
После выпуска служил в 43-м запасном авиационном полку Приволжского ВО, который базировался на аэродроме Бобровка (район г. Кинель Куйбышевской области) и специализировался на подготовке частей и экипажей на самолётах-штурмовиках Ил-2.
К началу июля 1943 года – лётчик 237-го штурмового авиационного полка 305-й штурмовой авиационной (впоследствии – Павлоградская Краснознамённая) дивизия 9-го смешанного авиационного (впоследствии – Одесский) корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта (II ф), младший лейтенант по воинскому званию.
.
5 июля 1943 года не вернулся из своего самого первого боевого вылета. Подробности той драмы – в статье В.И. Петрова и О.В. Растренина «Штурмовик Ил-2» со страниц спецвыпуска журнала «Авиация-Космонавтика» №№ 5-6 за 2001 год  
http://www.airpages.ru/ru/il2_15.shtml:
«Трагически сложился боевой вылет на уничтожение немецких самолётов на аэродроме Основа (6 км южнее Харькова) для летчиков 237-го ШАП 305-й ШАД 9-го смешанного авиакорпуса 17-й воздушной армии. По данным авиаразведки на аэродроме находилось до 150 немецких самолетов. Аэродром прикрывался 6 батареями зенитной артиллерии. В светлое время на аэродроме всегда находилась готовая к вылету дежурная группа истребителей. Бомбоштурмовой удар предполагалось нанести силами 16 Ил-2 в составе двух групп по 8 машин в каждой. Ведущим двух групп, он же ведущий первой группы, был назначен командир эскадрильи капитан Г.Я. Цыганков, ведущим второй группы – заместитель командира полка майор Г.М. Карбинский.
Первая группа «Илов» должна была атаковать немецкие самолеты с высоты 1000-1200 м, а следующая за ней вторая группа – с бреющего полета. Предполагалось, что в этом случае система ПВО аэродрома будет дезориентирована и ее огонь будет не эффективным.
Боевая загрузка Ил-2 состояла из 500 кг фугасных и осколочных бомб, 4-6 РС-132 и полного боекомплекта к пушкам и пулеметам.
Штурмовиков прикрывали 10 Ла-5 из 31-го иап 295-й иад, две пары которых должны были за 3 минуты до подхода штурмовиков к аэродрому выйти вперед и блокировать аэродром.
Полёт до линии фронта выполнялся на высоте 400 м, затем на подходе к аэродрому первая группа набирала необходимую для атаки высоту, а вторая – снижалась до бреющего. Выход в эфир до пересечения линии фронта категорически запрещался, радиосвязь – только на приём.
Казалось бы, сделано всё для обеспечения скрытности удара, но судьба распорядилась иначе. Подлетая к линии фронта, «Илы» и «Лавочкины» встретили несколько групп Не-111Н и Bf-109G, которые летели для нанесения бомбовых ударов по войскам Красной Армии. Ни советские летчики, ни экипажи люфтваффе в бой не вступали. Каждый решал свою задачу. Однако было совершенно очевидно, что и внезапного налёта на аэродром Основа не будет. Наверное, командованию 237-го шап или ведущему группы следовало бы прекратить выполнение поставленной боевой задачи и ударить по запасной цели на линии фронта, но этого не случилось...
На рубеже Старый Салтов немцы встретили советские штурмовики хорошо организованным трех-четырёхслойным зенитным огнём, а около 10 Bf-109G атаковали Ла-5. На высоте 1500 м завязался воздушный бой. В результате обе группы Ил-2 оказались без прикрытия и пошли к цели самостоятельно. Выделенная для блокирования аэродрома группа Ла-5 к этому времени также была связана боем с немецкими истребителями и прикрыть штурмовики над целью не могла.
На подходе к аэродрому Основа Ил-2 были перехвачены примерно 20 Bf-109G, которые парами и четверками атаковали (со стороны задней полусферы одновременно сверху и снизу) отдельные штурмовики (главным образом отставшие) группы Цыганкова, шедшей первой. В первые же минуты боя были сбиты младшие лейтенанты Городников (воздушный стрелок сержант Новицкий), Быков (без воздушного стрелка), Трусков (воздушный стрелок сержант Зорин) и Русакевич. Огневое взаимодействие в группе нарушилось. К аэродрому пробиться всё же удалось. Однако вместо обещанных разведкой 150 самолетов на аэродроме экипажи обнаружили лишь две небольшие группы немецких машин: одна поменьше – на старте и вторая побольше – на северо-восточной окраине аэродрома. Одна пара Ил-2 ударила по первой группе, а другая пара – по второй группе немецких самолётов. Каждая пара штурмовиков бомбила и обстреливала свои цели самостоятельно. В результате удара несколько немецких самолётов загорелись. Во время атаки огнём МЗА был повреждён самолёт ведущего группы капитана Цыганкова (сел на вынужденную в 5 км от аэродрома Основа). Оставшиеся штурмовики выходили из атаки разрозненно и безо всякого огневого взаимодействия, вследствие чего «Илы» младших лейтенантов Малышева и Кралина были сбиты «мессершмиттами». Самолёты упали в районе цели...
Группа майора Карбинского вышла к цели в полном составе и парами атаковала немецкие самолёты на северо-восточной окраине. Во время и на выходе из атаки огнем МЗА были сбиты Ил-2 майора Карбинского (воздушный стрелок сержант Рушенцев) и младших лейтенантов Соболева (воздушный стрелок сержант Клевковский) и Балабанова (без воздушного стрелка). Самолёты командира эскадрильи капитана Силенберга и командира звена младшего лейтенанте Шмидта были сбиты Bf-109-ми на отходе от цели и места их падения никто не наблюдал.
На свой аэродром (Покровское) на изрешечённом самолёте вернулся лишь экипаж старшего лейтенанта К. Шакурского.
По воспоминаниям очевидцев, старший лейтенант долго плакал в кабине, а воздушный стрелок сержант Черняк от перенапряжения никак не мог освободиться от парашюта. Это был их первый боевой вылет. Лейтенант И. Данильченко (воздушный стрелок сержант Зайков) на повреждённом Ил-2 сел на соседнем аэродроме в Уразово и после дозаправки и мелкого ремонта перелетел на свой аэродром. Его «Ил» имел большие и малые повреждения. Данильченко доложил, что наблюдал на аэродроме Основа, до 17 горящих немецких самолетов на северо-восточной окраине, где последние стояли скученно. Позже вернулись сбитые над аэродромом капитан Цыганков, младший лейтенант Трусков вместе со своим воздушным стрелком сержантом Зориным (в бою ранен в руку) и младший лейтенант Соболев (попал в плен, но вскоре освобождён).
Таким образом, общие потери, понесённые 237-м штурмовым авиаполком в ударе по аэродрому Основа составили: 13 самолётов, 10 лётчиков и 11 воздушных стрелков. Из них 9 Ил-2 потеряны от воздействия истребительной авиации противника и 4 машины – от огня зенитной артиллерии. При этом, в первой группе штурмовиков (группа Цыганкова) из 8 машин 6 Ил-2 были сбиты истребителями люфтваффе и только 1 Ил-2 сбит немецкими зенитчиками. Во второй группе (группа Карбинского) 3 самолёта сбиты зенитной артиллерий и 3 «Ила» - истребителями.
Воздушный бой истребителей 31-го иап закончился в пользу советских лётчиков. Два Bf-109G записал на свой счёт лейтенант Горбинов и по одному «мессершмитту» сбили командир полка майор П.Ф. Муташев и лейтенант П.И. Якубовский. Своих потерь полк не имел.
Анализ показывает, что причинами случившегося являются как плохая подготовка лётного состава к ведению боевых действий в составе групп самолётов, так и плохое планирование боевого вылета групп полка со стороны командования 305-й шад(командир – полковник Н.Г. Михевичев) и 9-го сак (командир – генерал-майор О.В. Толстиков).
Лётный состав 237-го шап, по сути, не был готов к выполнению такой сложной боевой задачи, как удар по аэродрому противника. Лётчики полка были обучены боевым действиям лишь в составе пар самолётов. Боевой опыт на Ил-2 из всего полка имели только два пилота – капитан Цыганков и майор Карбинский, один боевой вылет был у младшего лейтенанта Дьяченко. Много воевал лейтенант Данильченко, но на У-2. Остальные лётчики полка и воздушные стрелки 5 июля выполняли свой первый боевой вылет.
Собственно, во всем корпусе только 672-й шап из 306-й шад имел боевой опыт. Другие полки хотя и участвовали в боях в 1941-42 гг., но из-за потерь и полной замены личного состава боевого опыта не имели. Молодежь 305-й шад за время учёбы в 1-й заб не выполнила в полном объёме 2-й раздел программы боевой подготовки – боевое применение. Многие лётчики нуждались в большой лётной тренировке и в обучении ведению групповых и индивидуальных воздушных боёв с истребителями противника..."

.
Приказом ГУК НКО СССР № 01030/пр от 27.08.1943 не вернувшийся с боевого задания младший лейтенант Кралин был признан пропавшим без вести 05.07.1943..
Как выяснилось позже, М.А. Кралин не погиб в этом бою, а был захвачен в плен в районе Харькова и в конце июля доставлен во 2-й лагерь для военнопленных авиации (шталаг Луфтваффе 2) в Лицманнштадте (после начала оккупации Польши так назывался польский город Лодзь). Получил номер военнопленного в лагере 2602.
.
 
.
Был освобождён из плена нашими войсками, репатриирован и прошёл спецпроверку. Затем служил в 115 военно-строительном отряде 56 Отдельного Управления военно-полевого строительства.
..
Дата окончания службы – 27 февраля 1946 года.
.
.
27.11.1946 Главным управлением кадров ВС СССР был издан приказ № 02596 об отмене статей приказов, которыми офицеры исключались из списков ВС СССР как погибшие в боях или пропавшие без вести, но впоследствии оказавшиеся в живых.
.
Источники:
ОБД Мемориал
Страницу дополнил Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору