Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Спицын Сергей Дмитриевич

Выпускник Борисоглебского аэроклуба 1938 года (второй выпуск)
Выпускник Борисоглебской ВШЛ 1941 года
.
  
.
Спицын Сергей Дмитриевич (встречается написание фамилии Спицин) родился 24 сентября 1917 года в городе Борисоглебске Борисоглебского узда Тамбовской губернии Российской Империи (ныне образует городской округ и район Воронежской области). По национальности русский.
Член ВЛКСМ с 1932 года. Член ВКП(б) с 1942 года.
.
В конце 1937 – начале 1938 года поступил на курсы пилотов Борисоглебского аэроклуба и в 1938 году закончил обучение (второй выпуск).
.
.
В рядах Красной Армии с 09.01.1939 года, призван Борисоглебским ГВК Воронежской области.
В 1941 году окончил Борисоглебскую Краснознаменную авиационную школу летчиков им. В.П. Чкалова пилотом-сержантом.
Служил в частях:
– 519-й истребительный авиационный полк;
– 918 аэ ГУ КА, 918 оавп ГлавПУ РККА, 918 оавп Главного ПУ ВС МВО.
Имел благодарности за отличное овладение новой матчастью и за отличную технику пилотирования.
.
Участник Великой Отечественной войны с 07.10.1941 в составе 519 иап 47 сад ВВС Западного фронта. Меньше чем через месяц - уже 3 ноября 1941 года был награждён первым орденом Красного Знамени.
В октябре 1941 – старший сержант, командир звена 519 иап 47 сад ВВС Западного фронта. 26.10.1941 командиром 519 иап майором Рязановым представлен к награждению орденом Красного Знамени:
«...За период участия в боевых действиях против германского фашизма, 8-25 октября 1941 г. – имеет до 35 боевых вылетов. Летал на штурмовку аэродромов, танков, автомашин и живой силы противника. Уничтожил 7 танков, 9 автомашин, 2 зенитные точки, 2 автомашины с живой силой. Два раза сопровождал подбитые машины с территории противника. Отлично пилотирует, ориентируется. В воздушном бою смел и решителен. Отлично выполняет разведывательные полеты. Отличной работой заслужил выдвижение на командира звена.
Достоин Правительственной награды орденом «Красное Знамя».

03.11.1941 награжден Военным Советом Западного Фронта орденом Красного Знамени.
.
01.03.1942 в газете «Сталинский сокол» был опубликован очерк Николая Шпанова «Старшина Баширов», в котором говорилось и о Сергее Спицыне: 
«...Вот они атакуют. Вот они отштурмовались. Теперь могут штурмовать истребители. Ведущий выпускает по цели все свои снаряды. Клочья разбитых машин, тела убитых покрывают дорогу. Башкиров штурмует вторым. Он выпускает половину снарядов. Другую оставляет про запас. Интенсивность зенитного огня противника возрастает. У Башкирова перебит привод элерона. Как на зло, именно тут он замечает два «Ме-109», атакующих «ИЛы». Несмотря на то, что машина плохо слушается, Башкиров устремляется за ведущим Спицыным, который закладывает боевой разворот навстречу немцам, прикрывая штурмовиков. Башкиров не оставляет ведущего. Вместе с ним он входит в «карусель» и увлекает немцев в сторону от штурмовиков. Это даёт возможность «ИЛам» уйти. Башкиров идёт под самой кромкой облаков на высоте шестисот метров. Он делает змейку, чтобы затруднить немцам огонь. Видя трудное положение товарища, Спицын смело идёт в атаку, хотя из всех точек у него остался действующим всего один пулемёт.
Он упорно пытается отвлечь на себя немцев. Но те не даются. Один заходит Башкирову на четверть справа. Старшина твёрдо помнит, чему его учили, он даёт немного левую ногу. Вся трасса врага проходит правее. Немец схода проскакивает по носу и попадает в прицел Башкирова. Тот стреляет из всех пулемётов. «Мессершмитт» дымит и уходит со снижением. Остаётся один немец. На него наседает Спицын. Учитывая беспомощность Спицына, немец с новым азартом нападает на Башкирова. Он заходит с хвоста.
Башкиров тянет на себя. Трасса немца проходит под ним. Так повторяется несколько раз. Тогда немец делает «свечу» заходит сверху и дает очередь с явным намерением поразить лётчика в кабине. Но Башкиров дает левую ногу, и трасса проходит справа. Немец повторяет маневр. Башкиров даёт правую ногу, и трасса проходит слева. Немец упорно избегает выхода под нос Башкирова, таящего надежду сбить врага сохранёнными снарядами. Немцу удаётся зайти сбоку и длинной пушечной очередью поразить винт Башкирова. Одна лопасть срезана. Мотор начинает трясти. И всё же избитая машина продолжает полет. Навстречу ей с аэродрома поднимаются наши истребители...».
.
В июле 1942 – лейтенант, командир звена 519 иап 201 иад 1 ВА Западного фронта.
11.07.1942 командиром 519 иап батальонным комиссаром Мурга представлен к награждению орденом Ленина:
«...После награждения орденом Красного Знамени за успешные штурмовки, когда враг приближался к Москве, товарищ СПИЦЫН совершил 166 боевых вылетов, из них 25 вылетов на штурмовку танков, автомашин, живой силы и аэродромов противника; остальные вылеты падают на разведку аэродромов противника, на сопровождение штурмовиков по аэродромам и переднему краю обороны, на прикрытие своих войск на поле боя.
18 октября, заметив разрушающуюся от тарана машину своего командира, сопровождал его до тех пор, пока тот не произвёл посадку.
29 ноября, будучи парой в разведке в интересах дивизии, после разведки встретили 4 самолета МЕ-109, которые погнались атаковать их. Тов. СПИЦЫН принял бой, выручил товарища, повредив самолёт противника. Подбитый самолёт своего ведомого охранял и довёл на свой аэродром.
В тяжелые ноябрьские дни всегда, как только надо было добыть ценные сведения о противнике для штурмовиков, в разведку посылали СПИЦЫНА. Нелётной погоды для этого разведчика не было.
В декабрьские дни, когда враг под ударами наших частей начал отступать, тов. СПИЦЫН летал на штурмовку в секторе ИСТРА-ЯХРОМА. За успешные действия по автоколонне в р-не НОВО-ПЕТРОВСКОЕ группа истребителей была отмечена в сводке Информбюро.
Тов. СПИЦЫН был заместителем ведущего и меткими очередями зажёг 2 автомашины с боеприпасами. Десятки раз он на своём МиГе появлялся над дальними аэродромами противника, добывал ценные разведданные и искусно маневрируя уходил на свой аэродром.
1 мая 1942 г. при сопровождении 4 Ил-2 312 шап последними были созданы 7 крупных очагов пожара по ж.д. составам. Сам СПИЦЫН штурмовыми действиями уничтожил 3 зенитные точки.
Он не один раз летал на прикрытие наших славных конников-Валовцев и там уничтожил одного фашистского стервятника.
Тов. СПИЦЫН Сергей Дмитриевич заслуживает Правительственной награды – ордена Ленина.
Вся боевая работа этого замечательного лётчика направлена на быстрейшее изгнание и разгром немецких захватчиков из нашей родной земли».

Приказом войскам Западного фронта № 0804 от 29.07.1942 награжден орденом Красного Знамени.
.
Возможно, был ранен:
Спицин Сергей Дмитриевич
Воинское звание: ст. лейтенант
Воинская часть: 519 иап
Судьба: тыл (эвакуирован, отправлен на дальнейшее лечение в тыл или другой госпиталь)
Дата выбытия: 17.08.1942
Причина выбытия: выбыл из госпиталя
Госпиталь: ЭГ 2386
.
В 1942-1943 гг. – заместитель командира эскадрильи.
В 1943-1944 – слушатель курсов начальников штабов в г. Москве.
В 1944-1947 гг. – командир авиационного звена 918 авиаполка ГПУ Красной Армии, г. Москва.
В 1947-1952 гг. - лётчик-инструктор транспортной эскадрильи высших офицерских лётно-тактических курсов ВВС СА в г. Липецке.
В 1952-1956 гг.– заместитель командира эскадрильи десантно-транспортного полка в г. Куйбышевске Амурской области.
.
.
Дата окончания службы – 25.12.1956. Воинское звание – капитан.
.
В 1957-1983 - начальник штаба МПБО завода радиодеталей в Воронеже.
.
.
Награждён двумя орденами Красного Знамени (03.11.1941; 29.07.1942), двумя орденами Красной Звезды (05.11.1954, дата неизвестна), медалями «За оборону Москвы» (01.05.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (17.08.1945), «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими.
.
Умер 21 октября 1983 года.
.
Источники:
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Карта сайта Написать Администратору