Яковлев Константин Михайлович
Выпускник 1930 года
Инструктор-лётчик 2-й ВШЛ с 1930 года
.
.
Яковлев Константин Михайлович родился 7 ноября 1908 года в д. Куничиха Вышневолоцкого уезда Тверской губернии Российской империи (ныне Максатихинского района Тверской области РФ). По национальности карел. Социальное положение и происхождение — служащий из рабочих.
Беспартийный. Женат.
.
В рядах Красной Армии с 01.06.1928 года. В 1930 году окончил 2-ю военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске и был оставлен в ней инструктором-лётчиком.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 года в составе 64-й отдельной морской авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, которая имела на вооружении самолёты МБР-2. Во второй половине сентября 1941 г. базировалась в Керчи, в октябре - на Тобечикском озере. В начале ноября 1941 г. перебазировалась в Поти или Геленджик.
На 08.01.1942 — командир отряда 64-й отдельной морской авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота.
В дальнейшем продолжил воевать в составе 24 мтап (9 гв. мтап) ВВС Северного флота.
.

.
Из истории 24 мтап (9 гв. мтап)
5 сентября 1942 г. на аэродроме Африканда приземлились 24 самолёта Хендли-Пейдж «Хемпден» из состава 144-й и 455-й эскадрилий берегового командования ВВС Великобритании. Всего с аэр. Самбург на Шетлендских островах вылетело 32 самолёта данного типа для участия в операции «Оратор» по проводке конвоя PQ-18. Один самолёт разбился, два совершили вынужденную посадку в Швеции и один самолёт — вынужденную посадку в Финляндии. Два «Хемпдена» сбили немецкие истребители, и один был сбит немецким сторожевым кораблём. Ещё один самолёт был сбит, по ошибке, советскими истребителями Як-1 над Мотовским заливом. Один торпедоносец приземлился в районе Мончегорска, один самолёт — на аэр. Ваенга, а один разбился при посадке в районе Нива-2. В этот же день 8 «Хемпденов» перелетели с аэр. Африканда на аэр. Ваенга.
7 сентября 1942 г. 23 «Хэмпдена» сосредоточились на аэр. Ваенга. Их задачей была атака немецких боевых кораблей, в случае попытки последних осуществить перехват конвоя PQ-18.
Английское авиакрыло продолжало нести потери не только в воздухе, но и на земле. Так, 27 сентября, при налёте немецкой авиации на аэр. Ваенга, там было уничтожено 3 самолёта «Хемпден», и ещё 9 самолётов повреждено.
12 октября решением премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля 20 уцелевших самолётов «Хемпден» были переданы в дар Советскому Союзу и вошли в состав ВВС СФ.
14 октября 1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0871 от 09.10.1942 на аэр. Североморск-1 (Ваенга-1) был сформирован 24-й минно-торпедный авиационный полк ВВС СФ, по штату 030/264, двухэскадрильного состава.
Эскадрильи, из которых формировался новый полк, были взяты из состава 2-го гвардейского сап: 4-я бомбардировочная эскадрилья самолётов СБ и Пе-2 (командир капитан А.З. Стоянов) и 5-я минно-торпедная эскадрильясамолетов Ил-4 (командир капитан Г.Д. Попович).
19 октября 1942 г. были выполнены первые полёты на самолётах «Хемпден». Первый вылет совершил капитан И.Я. Гарбуз, за ним капитан А.З. Стоянов.
К 30 октября на основании приказа НК ВМФ №00373 от 23.10.1942 в составе полка формируется 3-я аэ из экипажей 118-го разведывательного полка и 35-го минно-торпедного полка (8 ДБ-3ф ). Её командиром был назначен И.Я. Гарбуз.
По состоянию на 1 января 1943 г. в составе 24-го мтап имелось 9/5 Ил-4 (10 экипажей) и 13/9«Хемпденов» (19 экипажей).
По состоянию на 1 февраля 1943 г. в 24-м мтап осталось только 11 самолётов «Хемпден».
10 марта 1943 г. в полк поступили первые 7 самолётов Дуглас А-20 «Бостон», модификаций В и С. Новые машины были включены в состав 2-й аэ, ранее воевавшей на самолётах «Хемпден».
На 1 мая 1943 г. в полку осталось только 7 самолётов «Хемпден». Из них всего два в исправном состоянии. Уцелевшие машины были сосредоточены в 3-й аэ.
Приказом НК ВМФ № 190 от 31.05.1943 за мужество и героизм, проявленные в боях личным составом полка, 24-й мтап был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.
В начале июля 1943 г. в составе МТА ВВС СФ осталось только 4 Ил-4 и один «Хемпден», который был списан 10 июля.
В июле поступили 15 самолётов А-20 «Бостон», самостоятельно перелетевшие с Аляски по трассе АЛСИБ. Ещё 10 машин тем же маршрутом прибыли в конце августа (часть из них попала в 118-й РАП ВВС СФ). Это были самолёты модификации G, а уже 28 августа они выполнили первый боевой вылет.
20 сентября 1943 г. при нанесении удара группой из 6 A-20G под командованием командира полка майора Ф.В. Костькина по конвою из 5 транспортов и 13 кораблей охранения у м. Маккаур были сбиты 5 самолётов-торпедоносцев, в том числе и самолёт командира полка. Фактически, в одном бою полк лишился большинства наиболее подготовленных к торпедным ударам экипажей. По советским данным, противник потерял один транспорт и 2 СКР — потопленными, один транспорт был повреждён. Фактически, не пострадало ни одно судно конвоя.
.
А-20 G
.
.
Дублёр командира 3-й эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота гвардии капитан Яковлев Константин Михайлович погиб 20 сентября 1943 года на самолёте А-20 G «Havoc» при торпедировании морского транспорта противника (в составе экипажа штурман гв. младший лейтенант Донской Евгений Кузьмич 1918 г.р.; воздушный стрелок-радист гв. сержант Богомолов Владимир Леонидович 1919 г.р.) - сбит ЗА и истребителями противника, упал в море.
Исключён из списков советского Военно-Морского Флота приказом НКУ ВМФ № 0307 от 02.11.1943.
.
Награждён орденом Красного Знамени (13.05.1942), медалями «За оборону Одессы» (22.12.1942) , «За оборону Севастополя» (22.12.1942), «За боевые заслуги».
.
Жена Яковлева Клавдия Яковлевна 1909 г.р. и дочь 1931 г.р. проживали в г. Борисоглебске Воронежской области по адресу ул. Проезжая (ныне ул. Бланская) дом 98.
***
.
Из книги Коваленко Владимира Игнатьевича "Крылья Севастополя"
.
"...Летал я теперь не с Астаховым, а с «батей» - заместителем комэска капитаном К.М. Яковлевым. Константин Михайлович понравился мне сразу. Он был на добрых полтора десятка лет старше нас, молодых «летунов», и казался нам пожилым человеком, хотя было ему в ту пору всего 37. Молодость жестока, и кое-кто за глаза его именовал «дедом». Но «дед» оказался очень компанейским человеком: простым, каким-то даже домашним. Будучи и по возрасту, и по званию старшим в эскадрильи, он не только не подчеркивал этого, но как будто даже стеснялся своего старшинства.
Откровенно говоря, и меня сначала смущал его возраст. Я привык летать со своим сверстником Колей Астаховым - до необузданности смелым лётчиком, преисполненным молодого азарта. А как поведёт себя Яковлев?
После первых же вылетов я убедился, что мои опасения совершенно напрасны. Это был лётчик не просто опытный, а талантливый. Водил машину мастерски в любых условиях: ночью, в облаках, даже в ненастную ночную темень, когда воздушными потоками машину трепало, как бумажный кораблик, и по прыгающим стрелкам приборов трудно было определить, где небо, а где земля, и где проходит та черта горизонта, по которой в обычных условиях легко ориентируется пилот. Требовались и крепкая рука, и твердая воля, чтобы не растеряться, чтобы, как говорят лётчики, чувствовать машину.
Константин Михайлович чувствовал её очень тонко. Когда мы попадали в подобную перетряску, он обычно очень спокойно, словно между прочим, говорил:
- Следи за курсом, сынок.
- Есть, следить за курсом, дядя Костя, - в тон ему отвечал я.
Он полностью доверялся штурману - в навигационной прокладке, в поиске цели, в бомбометании, никогда не стремился подчеркнуть своё старшинство, больше того, ему, казалось, нравилось, что и я, и стрелок-радист Котелевский в полёте называли его неуставным «дядя Костя». Капитаном Яковлевым он был лишь до той минуты, когда садился на пилотское сидение, защёлкивал замки парашюта и своим хрипловатым негромким голосом говорил:
- Ну, пошли, орёлики…
С этой минуты он становился «дядей Костей» и оставался им до той самой поры, когда после возвращения самолет, коснувшись воды, пробегал по бухте. Утихал мотор, и Яковлев, откинув фонарь кабины, неторопливо поднимался с сиденья, произнося неизменное:
- С прилётом, орёлики…
- С благополучным возвращением, товарищ капитан, - отвечали мы.
Все полёты у нас, действительно, заканчивались без особых приключений. Только в первой декаде марта мы более тридцати раз ходили на ночные бомбоудары и ни разу не попались в лапы вражеских прожекторов, не привезли «домой» ни единой пробоины, ни разу не подвергались атакам ночных истребителей. В общем, нам везло..."
.
Источники:
|