Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гусаров Николай Сергеевич

Выпускник 1931 года
Генерал-лейтенант авиации
.
Родился в 1908 году в городе Пскове. По национальности русский.
В Красной Армии с 1929 года. В 1931 году окончил Борисоглебскую ВШЛ.
Член ВКП(б) с 1930 года.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. К концу войны -  командир дивизии, полковник.
.
Из  воспоминаний  Героя Советского Союза  Бориса  Ермиловича   Тихомолова  
(книга  Б.Е. Тихомолова «Небо в огне: Повесть» - М.: Воениздат, 1989. 304 с.)
.
Гвардии подполковник  Гусаров Н.С. был высок ростом, обладал богатырским телосложением  и  всегда носил  с  собой маузер в деревянной кобуре,  что в авиации  тех времен  было особым шиком  и  привилегией  только  старшего комсостава.
Ещё во времена учёбы в авиашколе лётчик-инструктор Бобнев приложил немало усилий, чтобы выпустить в самостоятельный полёт бездарного курсанта  Гусарова.
Авиашколу Гусаров всё же окончил, но лётчиком, в полном смысле этого слова, так и  не стал.  Он боялся полётов, а боевых и того больше. И вот, на первом же своем боевом вылете, возвращаясь на Ил-4, Гусаров был так потрясён жесточайшим обстрелом над целью, что забыл о возвышенностях, над которыми проходил маршрут полёта,  и врезался в пологую   вершину холма. Но ему чудовищно повезло: самолёт на полной скорости только скользнул по альпийскому лужку и, погнув винты, остался лежать на земле. Никто из экипажа не пострадал. Из обломков вылезли все, кроме лётчика. Кинулись к командиру, открыли фонарь. Гусаров был невредим, но явно в шоке. Он сидел, судорожно сжав могучими руками штурвал. Ни просьбы, ни уговоры, ни физические усилия не могли оторвать его от баранки управления. Двое суток сидел командир:  не пил,  не  ел,  пока  не потерял сознание.
Его доставили в госпиталь. Поскольку случай был редчайший, к нему относились с пониманием.  Медкомиссии, перекомиссии, длительный отдых, лечение. А он - здоровенный, высоченного роста мужчина, легко играющий двухпудовыми гирями  (впоследствии они были непременным атрибутом во всех его начальственных кабинетах),  терпел любые унижения, лишь бы только его снова не вернули в родной полк, где его ждали боевые полёты.
Сменились люди, знавшие его. А новые обратили внимание –  не может найти применения высокий, богатырского сложения человек. И где-то в московских кабинетах решили - и назначили командиром вновь сформированного 24-го гв. авп ДД в составе 36-ой  ДБ АД  (командир  полковник Дрянин В.Ф.).  Тем более, что командир полка не был обязан летать, более того – ему боевые полеты были запрещены. И не ошиблись. Вновь сколоченный полк сразу же стал отличаться от других организованностью  и  боевыми достижениями.  На своем месте оказался  человек.
От Администратора сайта. Не смею вступать в спор с автором воспоминаний уважаемым Борисом Ермиловичем, но справедливости ради считаю необходимым привести выдержки из наградных листов на Гусарова Н.С.
Из первого наградного листа:
"...С 22.2.42 года майор Гусаров произвёл 14 боевых вылетов ночью, с 28.5.42 года в составе экипажа: - штурман капитан АНИСИМОВ, стрелок-радист старшина ОБУХОВ, воздушный стрелок старший сержант ОМЕЛЬЧЕНКО бомбардировали аэродром КИРОВОГРАД, сброшенными бомбами уничтожено один ангар.
16.7.42 года бомбардировал колонну автомашин противника в районе МОРОЗОВСКА, с двух заходов сбросил 10 ФАБ-100, бомбы разорвались в середине колонны, по наблюдению экипажа уничтожено пять автомашин.
С 24.8.42 года бомбардировал ж.д. станцию МИН-ВОДЫ. Экипаж наблюдал разрыв бомб в районе станции и вызван один взрыв в большой силе..."
Из второго наградного листа:
"...Как лётчик подготовлен отлично. На самолётах Ил-4 и ТБ-3летает днём и ночью в сложных метеоусловиях. Техника пилотирования отличная. Общий налёт на всех типах самолётов днём - 2381, ночью 257 часов..."
Из третьего наградного листа:
"...После последнего награждения, работая в должности командира полка лично совершил 10 боевых вылетов ночью...
...За отличные боевые действия, организованность и дисциплину полку присвоено наименование СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ..."
Из четвёртого наградного листа:
"...За время Отечественной войны гвардии  полковник Гусаров лично совершил 56 боевых вылетов..."

С 26 декабря 1944  года  полк  переименован  в  240-й гвардейский Севастопольский  БАП.
В апреле 1945 года  Николай Сергеевич стал командиром   36-й  Смоленской   Краснознаменной   БАД.
По воспоминаниям сослуживцев,  провинившихся офицеров вызывал к себе в кабинет, и, после соответствующего разноса,  предлагал поднять 36-кг гирю, всегда находящуюся,  в его кабинете.  Причем, от количества поднятий гири, зависела тяжесть наказания.  Нормой считалось поднятие гири 8 раз. Превысившие этот рекорд, как правило, ограничивались строгим выговором.  Не дотянувшие до 8-ми, получали свои сутки ареста за минусом количества поднятий. 
Очень своеобразным  был  вид  взыскания,   и  в  то  же  время,  наглядно  пропагандирующий  физкультуру  и  спорт.
.
Войну  гвардии полковник  Гусаров Н.С. закончил в должности командира 36-й   Смоленской  Краснознаменной орденов  Суворова  и  Кутузова   БАД, которая стала основой 57-ой Смоленской Краснознамённой морской ракетоносной авиационной дивизии (в/ч 15525).
.
Впоследствии, с декабря 1949 г. до сентября 1952 г., был  начальником  Балашовского  военного  авиационного  училища лётчиков-бомбардировщиков  Дальней  авиации (БВАУЛБ ДА).
С 1952 г. – командир  74-го  ТБАК  (г. Тарту Эстонской ССР).
.
Освоил  самолёт  Ту-16  и  самостоятельно  на  нём  летал.
.
В  1961-1964 гг. - командир 2-го ОТБАК  (г. Винница),  генерал-лейтенант авиации.
. 
Награды героя: орден Красной Звезды, два ордена Красного Знамени (1942, 1943), медаль "За оборону Кавказа" (1944), орден Александра Невского (1944), два ордена Суворова III и II степеней (1945), медалью "За отвагу", ряд других медалей и знаков отличия, пять благодарностей от Верховного Главнокомандующего.
.
После увольнения в запас  проживал  в  г. Винница,  где скончался и похоронен.
.
Из воспоминаний Мутина У.Г. "Личная война механика «Ил-4»"
.
"...Нам было запрещено вне летного поля появляться где-либо в рабочих комбинезонах. Но по какой-то причине мне пришлось однажды в таком виде спешить по улицам Новозыбкова к месту службы. Внезапно меня обгоняет «эмка» командира дивизии. Резко тормозит, открывается дверца, и вижу недоброе лицо полковника Гусарова Николая Сергеевича, а попросту дяди Коли, как звали мы его в своем кругу за его человеческие качества. Не могу сказать, удостаивался ли какой командир дивизии такого признания своих подчинённых, но вот Гусаров Николай Сергеевич нам чуть ли не отцом был.
– Старшина! Снять комбинезон!
Делать нечего. Снял.
– Садись в машину!
Не проронив ни слова, доехали до аэродрома. Полковник даёт команду остановиться и жестом показывает, чтобы я отваливал.
– Всё понял, старшина?
– Так точно, товарищ полковник!
Больше я по улицам Новозыбкова в комбинезоне не шастал..."
.
"...Но тем и славно боевое братство в частях, созданных маршалом Головановым, что не смогли друзья-однополчане стерпеть несправедливость по отношению к своему боевому товарищу. Собрали в дорогу гонца и отправили его в Москву. К дяде Коле. Полковник Николай Сергеевич Гусаров пошёл на повышение и в этот момент находился на службе в Москве. Дядя Коля восстановил справедливость: что полагалось семье так рано ушедшего от нас Паши Горинова, она получила..."
.
Источники:
.
От Администратора сайта. Точные даты рождения и смерти Гусарова Н.С. нам пока не известны. Помянем выпускника в день, когда он отмечал профессиональный праздник - 18 августа.
Карта сайта Написать Администратору