Кочеванов Василий Иванович
Выпускник 1931 года
.
Родился в 1909 году в д. Бараново Мологского района Ярославской губернии. По национальности русский.
В Красной Армии с 1928 года. В 1931 году окончил Борисоглебскую ВШЛ. После выпуска оставлен инструктором.
Член ВКП(б) с 1929 года.
.
Служил в составе 44 сбап с момента его формирования в мае 1938 года. Капитан, помощник командира полка.
Участник советско-финляндской войны.
В марте 1941 года назначен командиром полка.
.
12 марта 1942 года подполковник Кочеванов в авиакатастрофе.
Похоронен на южном берегу озера Кавголовское в м. Кавголово Ленинградской области.
.
Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
.
Жена Кочеванова Александра Павловна проживала в г. Казани по адресу: Сталинский район, ул. Куль-Уран, дом 3 кв. 1.
***
В Великую Отечественную войну кадровый офицер Рабоче-Крестьянской Красной Армии Кочеванов Василий Иванович вступил, имея в своём активе не только опыт полётов в воздушных парадах, но и опыт боевых действий в Западной Белоруссии и в войне с Финляндией. В апреле-мае 1938 года из воинской части № 25, где последнее время проходил службу командир эскадрильи бомбардировщиков капитан Кочеванов, был сформирован 44 скоростной бомбардировочный авиационный полк. Районом дислоцирования стал аэродром, построенный на месте осушённого болота у деревни Горшково, что неподалёку от города Старая Русса. Уже через несколько дней после сформирования и лётной подготовки большинство экипажей могли решать боевые задачи на 7-8-километровой высоте.
7 ноября 1938 года полк участвует в воздушном параде над Ленинградом и за высокую подготовку и слётанность экипажей командование Ленинградского военного округа всему личному составу объявляет благодарность.
В декабре 1938 года капитан Кочеванов В.И. назначается заместителем командира полка, старшим штурманом полка – капитан Юрков Иван Фёдорович.
30 ноября 1938 года - 12 марта 1940 года полк принимает участие в советско-финляндской войне. «В 1939 году стояла суровая зима: леденящая стужа, пурга, тяжёлая свинцовая облачность, – напишет позже в своих воспоминаниях бывший командир полка Колокольцев Михаил Николаевич, – технический состав: мотористы, техники, механики, при 45–50-ти градусном морозе снимали и ставили моторы, меняли колёса на лыжи, подвешивали бомбы, готовили вооружение. Однообразная заснеженная местность, низкая облачность, снегопады (особенно в начале войны) поставили нашу авиацию в тяжелейшие условия. А бомбить надо было точечные цели: дзоты, мощные доты. От переднего края наших войск 400–500 метров.
Малейший просчёт штурмана, неточность лётчика – смерть многим своим советским солдатам. Чтобы добиться точности – летали на низких высотах, на бреющем полёте.
1 декабря 1940 года заместитель командира полка Кочеванов В.И. со штурманом Анисимовым А.Я. летели на боевое задание, едва не цепляясь за макушки деревьев – так их прижимал к земле густой снегопад...»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года 44-й скоростной бомбардировочный авиационный полк за образцовое выполнение боевых задач в войне с Финляндией был награждён орденом Красного Знамени.
1 мая 1941 года полк в воздушном параде в Москве занимает 1 место среди его участников, за что весь личный состав приказом НКО СССР награждается денежными премиями.
«…Начавшийся 1941 год войска Ленинградского военного округа встречают в сложной обстановке. Военно-воздушные силы округа имели 1563 исправных боевых самолёта. Кроме того, на северо-западном направлении находилось 656 самолётов ВВС Краснознамённого Балтийского флота и 115 самолётов Северного флота. К началу войны 32 авиационных полка, входившие в состав округа материальной частью были укомплектованы: 15 полков – на 70–80 процентов, 9 полков – на 15–20 процентов, остальные 8 полков не имели ни материальной части, ни личного состава, за исключением штабов. Вместе с формированием новых авиационных частей проводилось и перевооружение на новые типы самолётов. Но завершить эту работу к началу войны не удалось. Запаздывали в проведении реорганизации и авиационные тылы».
* (Ист. ОЛ. ЛенВО,1988г., изд. третье стр. 160).
.
К боевой работе полк приступил 24 июня 1941 года с аэродрома Тулебля (около Старой Руссы). В этот день стало известно, что на территории Финляндии и Норвегии сосредотачивается немецкая авиация для нанесения удара по Ленинграду, Мурманску и Кандалакше. Чтобы предупредить её нападение, советская авиация с 25 по 30 июня провела налёты на аэродромы Финляндии и Северной Норвегии, где базировались немецкие и финские части ВВС. В первом из них участвовало 236 бомбардировщиков и 224 истребителя.
В ночь с 8 на 9 декабря 44 бомбардировочный полк подполковника Кочеванова участвует в штурме Тихвина и удостаивается, как особо отличившийся, наименования «Тихвинский».
4 июля враг вторгся в пределы Ленинградской области, 5 июля захватил Остров, подошёл к Пскову.
5 июля 1941 года 44 скоростной бомбардировочный авиационный полк получил для изучения и переучивания самолёт Пе-2. Это была превосходная по тому времени летательная машина: цельнометаллический моноплан конструкции Петлякова с двумя двигателями по 1100 лошадиных сил, с двумя скорострельными пулемётами для стрельбы вперёд и тремя – для стрельбы назад, с бомбовой нагрузкой 1500 кг, скоростью 540 км и потолком 8840 метров.
8 июля на базовый аэродром 44 бомбардировочного полка в Тулебле был совершён массированный налёт гитлеровской авиации. Под угрозой захвата аэродрома немцами и потерей боевых машин, полк спешно перебазируется на аэродром Спасская Полисть, оставив в Тулебле один новый самолёт Пе-2. Этот самолёт никто не знал, никто на нём не летал, ни за кем из лётчиков он закреплён не был. Только Хионин - воентехник звена был знаком с этой машиной. Хионин в отчаянии бегал по опустевшему, разбомблённому аэродрому в поисках пилота, но никого не находил. Вдруг он увидел возле одной бомбовой воронки обсыпанного землёй, в стеблях травы, покачивающегося – контуженного рядом разорвавшейся бомбой командира эскадрильи Гладченко. Воентехник предлагает пилоту садится в самолёт и взлетать.
– Да я на нём сроду не летал!
– Вы ведите, а я вам показывать буду.
Уверенность воентехника словно загипнотизировала пилота. Взлетели. Но как убрать шасси? Наконец, удалось. Но куда лететь без штурмана? И Гладченко стал ориентироваться по местности, просматривая её сквозь фонарь самолёта. Хионин же весь перелёт консультировал пилота. И вот посадка у своих. За этот подвиг старший лейтенант Гладченко был награждён орденом Красного Знамени, воентехник Хионин – орденом Красной Звезды.
.
Неслыханно трудной была для Ленинграда первая военная зима. Враги рассчитывали взять город измором. Советские войска держали оборону у Автова и на Пулковских высотах, под Колпином и на Неве, у Васкелова и Сестрорецка. Основным местом базирования 44-го Тихвинского скоростного бомбардировочного авиационного полка был аэродром в Сосновке. Ввиду ограниченности его взлётной полосы в зимнее время использовались аэродром в Левашове и озеро Кавголовское. Верховное Главнокомандование приняло решение зимой 1941–1942 года развернуть наступления на основных стратегических направлениях. Войскам Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов предстояло разгромить группу армий «Север» и деблокировать Ленинград. Бои на основных стратегических направлениях начались для авиаторов по существу ещё до того, как был отдан приказ о начале наступления.
Изо дня в день, даже в самую неблагоприятную погоду, лётчики наносили удары по врагу. Вот несколько слов из последней записи, которую сделал в своём дневнике убитый под Ленинградом командир вражеской роты капитан Гофман: «Адский концерт от действий русской авиации продолжается...»
Наряду с повседневной боевой работой шла усиленная подготовка к полётам в сложных метеорологических условиях, причём особое внимание обращалось на индивидуальную подготовку. Необходимо было добиться того, чтобы в любую погоду, даже в условиях плохой видимости, каждый лётчик умел самостоятельно отыскать цель и уничтожить её. Сложные метеоусловия изменчивого ленинградского климата зачастую принуждали лётчиков летать почти вслепую, по верхушкам деревьев. Летать ночью считалось подвигом.
Лётчики работали на пределе человеческих возможностей. Отбомбив вражеские позиции, возвращались на базу, заправлялись горючим, загружали бомбовые отсеки, бортовое вооружение снаряжали пулемётными лентами и снова в бой. По два вылета в день. Технический же состав самоотверженно в труднейших условиях возвращал машинам жизни, которые можно было списывать на металлолом.
.
Нам остаётся предполагать, насколько были измотаны лётчики, насколько был выбит личный состав полка, какими были метеоусловия, и что это было за задание, если на выполнение его полетели командир полка подполковник Кочеванов и старший штурман полка майор Юрков.
При взлёте с ледового аэродрома Кавголовского озера самолёт врезается в гору Крестовую. Штурмана Юркова И.Ф. выбрасывает из кабины, что и спасает ему жизнь. Это произошло 12 марта 1942 года. До этого, в начале февраля, при подготовке бомбардировщика к вылету погибает военный техник I ранга Хионин Павел Васильевич – при запуске двигателя ему винтом самолёта срезает голову…
.
.
Источники:
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Кочеванова В.И. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 12 марта.
|